Северо-Запад / Новости 20 апреля 2021 г. 09:22

В Эрмитаже отреставрировали скульптуры императрицы Александры Федоровны и Психеи

Санкт-Петербург. 20 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Зимнем дворце после реставрации представили скульптуры "Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле" и "Психея, лишившаяся чувств", сообщает пресс-служба Эрмитажа.

Произведение, изображающее Александру Федоровну, было заказано императором Николаем I. Оно создано в 1840 году Дмитрием Савельевым по оригиналу прусского скульптора Карла Фридриха Вихмана. Исследователям известны всего четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Вихмана, но единственная уцелевшая из них находится в коллекции Эрмитажа. Сейчас она представлена на Октябрьской лестнице Зимнего дворца.

Во время Великой Отечественной войны, когда статуя находилась в Золотой гостиной Зимнего дворца, появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы.

В ходе реставрационных работ художники-реставраторы удалили с поверхности мрамора налёт пыли и загрязнений, укрепили и замастиковали стыковочные швы и трещину на левой стопе фигуры и приступили к восполнению утраченных пальцев рук скульптуры.

"Воссоздание медальона даже без рельефного изображения на нём помогло раскрытию авторского замысла скульптуры, объяснило движение пальцев, а скульптурное произведение приобрело логическое завершение и смысл", - говорится в сообщении.

Следующим объектом реставрации стала скульптура "Психея, лишившаяся чувств". Это одно из ранних произведений Пьетро Тенерани, знаменитого итальянского скульптора XIX века. Он изобразил Психею в тот момент, когда она, открыв сосуд, в котором на самом деле был волшебный сон, опускается на колени и теряет сознание. К жизни Психею возвратил поцелуй Амура, что отражено в другой скульптуре из эрмитажного собрания - "Амур и Психея" Антонио Кановы.

За долгие годы состояние скульптуры значительно изменилось, статуя приобрела повреждения, а её поверхность была загрязнена. В ходе работ реставраторы очистили поверхность мрамора, сохраняя и выявляя при этом все особенности его обработки, восстанавливая патину в тех местах, где она была нарушена. Утраченный фрагмент большого пальца правой руки был восполнен, ориентируясь на объемно-пластическое решение сохранившихся пальцев скульптуры.