Санкт-Петербург. 18 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Эрмитаже в четверг открывается выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора", сообщает пресс-служб музея.
Она посвящена детям Николая II. Хронологические рамки охватывают период с 1895 года (рождение первенца императорской четы) до 1914 года, время их безмятежного детства и юности, не затронутое Первой мировой войной и последовавшей за ней революцией.
"Дочери императора - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, рождённые с разницей в два года, были очень дружны и в письмах к родителям подписывались начальными буквами своих имён. Отсюда и возникла аббревиатура ОТМА. Младший ребёнок - Алексей - цесаревич и наследник, был любимцем всей семьи", - говорится в сообщении.
На выставке представлено более 270 экспонатов, в том числе уникальный комплекс личных вещей и костюмов из собрания Эрмитажа: от распашонок до парадных придворных платьев, а также игрушки и некоторые бытовые предметы членов императорской семьи.
Особый интерес представляет военная форма цесаревича Алексея Николаевича, с детства носившего мундиры подшефных ему полков. Многие образцы показаны впервые после завершения длительной реставрации, позволившей восстановить значимые предметы.
Большое внимание на экспозиции уделено рассказу о семейном воспитании и образовании детей. Художественные и документальные памятники - личные вещи, игрушки, книги, любимые игры, формировавшие индивидуальные черты каждого ребёнка, показывают детали повседневной жизни детей. Архивные документы и фотографии выступают в качестве сопровождающих иллюстраций, на которых можно увидеть многие из представленных вещей.
Выставка построена по хронологическому и тематическому принципам. Первая часть показывает раннее детство великих княжон, включает предметы младенческого и детского гардероба - распашонки, кофточки, сорочки, в том числе вязаные вещи, выполненные руками императрицы Александры Федоровны.
Предметы на выставке, словно сошедшие со страниц модных журналов того времени, дают представление о том, как одевали девочек в конце XIX - начале XX века. Однако существовали вещи, отличавшие детей императорской фамилии от их ровесников из обеспеченных семей.
Наследник сразу после своего рождения становился "военным человеком" и назначался шефом нескольких гвардейских полков, при этом он получал соответствующую форму. Взрослея, Алексей Николаевич вместе с отцом принимал участие в парадах и смотрах. Шефами полков были и все великие княжны. Для Ольги, Татьяны и Марии также шили специальные мундиры.
На фотоиллюстрациях и акварелях можно будет увидеть любимые места пребывания императорской семьи: главную резиденцию - Александровский дворец в Царском Селе; дворец в Ливадии в Крыму для весеннего и осеннего сезонов, а также их "второй дом" - императорскую яхту "Штандарт". Путешествия на ней были для детей долгожданным событием, вносившим разнообразие в размеренную жизнь. Девочек одевали в матросские костюмы, а цесаревича - в матросскую форму, от которой сохранились только две бескозырки.
Летние месяцы семья проводила на Нижней даче в Петергофе (не сохранилась). На выставке экспонируются два комплекта мебели, выполненные петербургской мебельной фабрикой Ф. Ф. Мельцера: один из гостиной Нижней дачи, другой - из учебной комнаты великих княжон в Александровском дворце.
Характеры всех пятерых детей можно понять благодаря уникальному комплексу материалов - личным дневникам, семейным письмам, учебным работам и тетрадям. Старшие сёстры - Ольга и Татьяна - учились хорошо, были прилежными и аккуратными, много читали. Великая княжна Мария очень любила рисовать, её успехи в учёбе не казались такими блестящими, как у старших сестёр.
"Младшая, Анастасия, имела прозвище Швыбзик и была самой резвой и неугомонной. Учиться она не любила, зато великолепно играла комические роли в домашних спектаклях и была заводилой в играх. Цесаревич Алексей был очень способным мальчиком, но его занятия часто прерывались из-за болезни, от которой он страдал всю свою жизнь", - рассказывают в музее.
Сёстры разделяли любовь родителей к фотографии. У каждой был собственный "Кодак", с помощью которого они много и с увлечением снимали себя, родных и друзей, вклеивая затем сотни фотографий в альбомы. Два из них, украшенные собственными рисунками великих княжон, можно увидеть на экспозиции.