Северо-Запад / Новости 5 сентября 2025 г. 13:25

Калининградская каботажная линия испытывает дефицит специальных судов и грузов

Калининград. 5 сентября. ИНТЕРФАКС - Каботажная линия Калининград - Санкт-Петербург испытывает дефицит судов для накатной техники при одновременном профиците возможностей для перевозки генеральных и контейнерных грузов, сообщил "Интерфаксу" генеральный директор ООО "Алгоритм Групп" (один из операторов линии) Сергей Мишин.

"В настоящее время доставку в Калининград накатной техники, включая грузовые автомобили, фуры и рефрижераторы, осуществляют лишь пять судов и железнодорожных паромов. Этого, вероятно, недостаточно для обеспечения потребностей региона для этой категории грузов," - отметил Мишин.

В августе с линии было выведено судно класса ro-ro/lo-lo "Патриа", оператором которого является "Алгоритм Групп". Решение о снятии судна с маршрута было вынужденным и продиктовано экономическими соображениями.

"Эксплуатационные расходы теплохода "Патриа" сделали его работу на линии нерентабельной. Для эффективной работы такого судна требуется комбинированная загрузка не только накатной техникой, но и контейнерными и генеральными грузами. Однако необходимых объемов грузов просто нет. Особенно остро проблема стоит с обратными рейсами из Калининграда в Санкт-Петербург, где загрузка минимальная", - пояснил гендиректор.

На сегодняшний день при дефиците возможностей для перевозки накатных грузов суда для генеральных и контейнерных грузов ходят не в полной загрузке.

"Предложение по генеральным и контейнерным грузам превышает спрос. Большинство судов на Калининградской линии, за исключением паромов, работают с неполной загрузкой", - отметил Мишин.

По его словам, государственная поддержка в виде субсидий общим объемом 4 млрд рублей на 2025 год, распределенная между 41 компанией-перевозчиком, лишь частично смягчила ситуацию.

"Одни морские перевозчики уже израсходовали распределенные им субсидии и столкнулись с проблемой убыточности коммерческих перевозок. При этом другая часть компаний, которые получили субсидию, еще не смогли выполнить стоящую перед ними задачу. Реальная рыночная стоимость морской перевозки на нашем маршруте стала неконкурентной в текущих условиях. Мы рассматриваем различные варианты оптимизации логистических схем и привлечения новых судов, адаптированных под текущие потребности рынка", - добавил Мишин.

По его словам, решение проблемы дефицита паромных мощностей на Калининградской линии требует комплексного подхода и координации усилий частных перевозчиков и государственных структур.

Значимость калининградской грузовой морской линии повысилась после того, как Литва летом 2022 года ввела ограничения на железнодорожный и автомобильный транзит подсанкционных грузов с определенными оговорками и квотами на объемы различных грузов. При этом транзит через Литву подсанкционных грузов автотранспортом запрещен.

На конец августа 2025 года морские перевозки грузов между Калининградской областью и основной территорией России обеспечивали порядка 30 сухогрузов и паромов. Они работают на нескольких регулярных линиях: Усть-Луга - Балтийск, Бронка - Калининград, Санкт-Петербург - Балтийск, Санкт-Петербург - Калининград.