Старейшее предприятие Мурманска АО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП, находится под управлением "Портового Альянса") в 2024 году столкнулось со снижением грузопотока на 18% - с 14,8 млн тонн по итогам января-октября 2023 года до 12,1 млн тонн по итогам января-октября 2024 года. Компания работает с широкой номенклатурой грузов: уголь, в том числе добытый на Шпицбергене, окатыши, руда, щебень, генеральные грузы. Однако геополитическая обстановка не дает предпосылок для увеличения грузопотока. Какие перспективы у крупнейшей стивидорной компании в Арктической зоне РФ и почему преждевременно говорить о потоке контейнеров на восточный берег Кольского залива, рассказал в интервью "Интерфаксу" исполнительный директор ММТП Павел Олейник.
- Павел Павлович, в 2020-2021 году к тарифу на экспорт угля РЖД давали скидку 25%. Сейчас льготного тарифа нет. Как это отражается на объемах перевалки угля в связи с этим? Возможно ли снова введение скидок к тарифу на экспорт?
- Тарифную политику определяем не мы, а РЖД, и мы не знаем, какие решения они будут принимать.
Что произошло за прошедшее время? Мировые цены на уголь снизились. В результате грузоотправители столкнулись с ситуацией, когда транспортные расходы при отправке в Мурманск "съедают" всю маржу, компании получают убыток.
Тарифы в адрес порта Мурманск выше, чем в адрес Усть-Луги или Тамани. Со своей стороны, мы компенсировали это тем, что работали с большими судами Capesize и Panamax - за счет больших объемов разница нивелировалась. И мы продолжаем так работать, но объемы угля будут снижаться. Никакого оптимизма по данному вопросу у нас нет.
Грузопоток ММТП по итогам десяти месяцев снизился на 17-18% по сравнению с 2023 годом (в этот же период объемы перевалки угля снизились на 16,5%, уточнили в пресс-службе ММТП - ИФ). Начиная со второго полугодия этот процесс ускорился. Каких-то ложных надежд мы не испытываем.
- Возможен ли перевод угля на западный берег Кольского залива?
- Скажу так: сложно перевести на западный берег то, чего нет на восточном.
- Какой тариф для экспорта угля был бы справедливым?
- Все зависит от точки зрения. Справедливым для кого? Безусловно, торговый порт как коммерческая организация заинтересован в своей загрузке. Но нужно исходить из интересов государства. Мурманск был и остается единственным портом, который на западе России дает выход в океан. Собственно, в интересах государства порт и создавался в Первую мировую войну, потому что черноморские и балтийские порты были заблокированы. К сожалению, за 110 лет история мало поменялась, и те же угрозы мы наблюдаем в настоящее время.
Поэтому порт нужен именно как действующая полноценная организация, способная функционировать. Универсальная, способная работать с любыми видами грузов.
- Что может заменить выбывающий объем угля, какая номенклатура грузов?
- Как я говорил, преимущество ММТП - в возможности принимать суда большого объема. Поэтому все грузы, которые идут такими судами, для нас интересны. Мы уже работаем с железорудным концентратом (ЖРК) и окатышем. В этом году отправили три судна Capesize и одно Panamax по Севморпути и в зимний период продолжим работать на азиатские рынки. Но мы понимаем, что при мощности порта в 20 млн тонн на ЖРК приходится только 3-3,5 млн тонн в год. Поэтому активно привлекаем другие грузы. В частности, мы готовимся получить разрешительную документацию Ространснадзора на работу с химическими удобрениями.
- ММТП рассматривает возможность работы с контейнерами?
- Технически мы готовы и на уровне правительства Мурманской области подтвердили, что можем работать с контейнерами. Известили об этом потенциально интересующиеся китайские контейнерные линии. Мы также вели переговоры с Октябрьской железной дорогой. Она тоже в этом заинтересована и готова работать с этим грузом.
Мы разработали цифровую модель порта, которая позволяет нам моделировать совмещение различных грузопотоков. Просчитали, как можем работать с контейнерами, ничего принципиально не меняя, проведя только организационные трансформации. Но принципиально важно, что на сегодняшний день ни одного подтвержденного грузопотока нет, нет ни одного реального запроса на судозаход или груз. Да, были разговоры, что, возможно, будет судозаход, но на сегодня подтверждения нет и вряд ли в текущем году что-то состоится, потому что судно физически не успеет дойти до Мурманска.
- Какой сейчас географический охват и какие новые направления возможны в работе торгового порта?
- В основном речь идет о странах Азии и Африки. Небольшой грузопоток в виде удобрений идет в страны Южной Америки.
- По вашим оценкам, насколько целесообразно в текущей геополитической обстановке строить новые терминалы и порты в Мурманске и вблизи него?
- Я бы не стал комментировать проекты терминалов. Все понимают, что каждому проекту предшествует проработка, расчеты. Если инвестирует государство, то государство должно понимать, есть ли у него грузовая база. Если инвестор частный, он должен понимать, где он возьмет грузовую базу.
Пока мы фиксируем снижение грузопотока и в краткосрочной перспективе не видим предпосылок для его роста. Все будет зависеть от экономической ситуации.
- И напоследок социальная и экологическая тема - угольная пыль в Мурманске. Как можно минимизировать пыление?
- В этом году мы провели большую работу и привлекли специалистов Института системного программирования имени В.П. Иванникова РАН. Мы построили математическую модель и разработали целый пакет мер, который позволит снизить количество пыли. Существует много факторов, связанных с ветрами, рельефом местности, маркой угля, от которых зависит пыление.
Мы пришли к следующим решениям. Во-первых, с помощью научных расчетов определен диаметр распыления капель на наших пушках при конкретных условиях, при парении залива и так далее. Планируем на большей части пушек выполнить эту работу. Во-вторых, внедряем изменяемую высоту работы пушек в зависимости от объема и высоты штабелей хранения угля. Проектирование этой работы завершено, сейчас мы находимся на этапе тендера и в 2025 году эту работу сделаем. В-третьих, введем определенные технические процессы, чтобы сократить количество возможных точек пыления. Сейчас идет поставка необходимого оборудования. То есть мы предпринимаем меры для снижения пыления, но свести его к нулю невозможно. В условиях сильного ветра с Кольского залива пыление, к сожалению, будет сохраняться.