О том, как снижается нагрузка на детей в российских школах, как на практике работает вступивший в силу 1 сентября приказ Минпросвещения, обеспечивающий формирование единого образовательного пространства, и почему первоклассники не должны делать домашнее задание, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева министерства просвещения РФ Максим Костенко.

- Максим Александрович, на днях глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил о перегрузке школьных программ неподъемными для учеников темами до 30%. Согласны с этой оценкой?
- На данный момент в министерство просвещения не поступало никаких конкретных жалоб или предложений с просьбой убрать из программ какие-то сложные темы или изменить их. Если кто-то направит свои замечания или предложения, то каждое из них будет внимательно рассмотрено в установленном порядке.
Минпросвещения РФ провело большую работу, чтобы российское образование было единым и качественным. Утверждены единые рабочие программы по каждому учебному предмету, их содержание прошло широкое общественно-профессиональное обсуждение с педагогами, РАН, РАО, Рособрнадзором и так далее. Содержание предметов синхронизировано с кодификаторами Рособрнадзора и поурочным планированием, что исключает присутствие в программе тем, которые являлись бы избыточными.
Сейчас идет работа по обновлению федерального государственного образовательного стандарта для 10-11 классов.
- О каких обновлениях идет речь?
- Вносятся изменения в предметные результаты освоения учебных предметов естественно-научного цикла и математики, в том числе с учетом Комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года, утвержденного правительством РФ.
Эти изменения обсуждаются при активном участии РАН, Всероссийских ассоциаций учителей химии и математики, представителей МФТИ, Горного университета, МГУ, МПГУ, ФИПИ, Центра педагогического мастерства, других образовательных и научных организаций. В соответствии с развитием науки и техники скорректированы метапредметные результаты учеников (универсальные учебные действия, такие как познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки, которые ученик осваивает и применяет на практике в различных учебных и жизненных ситуациях, независимо от конкретного предмета – ИФ), а также предметные результаты по всем учебным предметам.
1 сентября вступил в силу (за исключением некоторых подпунктов) приказ 704 Минпросвещения РФ "О внесении изменений в некоторые приказы Минпросвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования", обеспечивающий формирование единого образовательного пространства и регламентирующий нагрузку школьников. Так, в приказе прописаны предельные объемы домашнего задания и количество часов, отводимые для уроков с учётом максимально допустимой нагрузки.
- Приказ Минпросвещения России № 704 вступил в силу 1 сентября. Расскажите о нем подробнее? Действительно ли у школьников снижается нагрузка?
- Да, можно сказать, что с этого года нагрузка у детей снижается - в приказе установлены единые нормативы суммарного объема недельной учебной нагрузки по всем предметам для обучающихся всех классов, которым школы должны следовать. Таким образом, мы исключаем ситуации, когда нагрузка на ребенка оказывается слишком высокой.
Так, например, учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе должна составлять в 1 классе не более 21 часа, во 2 - 4 классах не более 23 часов, в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, 7 классе – 32 часов, в 8-9 классах – 33 часов, 10 и 11 классов – 34 часов. Это защищает детей от переутомления.
- А что с домашним заданием?
- Этот вопрос также был проработан министерством - документом регламентируется предельно допустимое время, отводимое на выполнение домашних заданий в течение дня, с четкой дифференциацией по возрастным группам. Данные нормы разработаны с учетом психофизиологических особенностей развития детей и строго соответствуют требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СаНПиН).
Приказ также закрепил за школой координацию и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами и дополнительно определил, что для выполнения задания, требующего длительной подготовки, например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений, необходимо предоставлять достаточное количество времени.
- Готовы ли школы работать в соответствии с приказом?
- Я думаю, затруднений в работе школ с приказом не прогнозируется, так как нормирование домашнего задания осуществлялось ими в соответствии с СаНПиН и ранее.
Согласно приказу, суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения: 1 час - для первого класса (при согласии родителей), 1,5 часа - для второго и третьего классов, 2 часа - для четвертого класса, 2 часа - для пятого класса, 2,5 часа - для шестых-восьмых классов, 3,5 часа - для девятых-одиннадцатых классов.
- Как быть первоклассникам? Многие родители отмечают, что дети делают домашние задания дольше установленных норм.
- Первый год обучения в школе — особый период в жизни ребенка, требующий бережного подхода и внимания к его психофизическому состоянию.
В целях обеспечения плавной адаптации к учебному процессу и предотвращения перегрузок в первом классе домашние задания не предусмотрены. Это положение закреплено на федеральном уровне в пункте 24 Порядка организации образовательной деятельности приказа Минпросвещения России № 115 от 22 марта 2021 года.
Образовательный процесс построен таким образом, чтобы вся необходимая работа выполнялась в рамках основной учебной деятельности.
- Но ведь в приказе 704 говорится о том, что первоклассники должны тратить на выполнение домашнего задания не более часа?
- Вопрос о домашних заданиях регулируется двумя документами. Согласно приказу 115 Минпросвещения России, домашние задания в первом классе не задаются. СанПиНы же допускают нагрузку до одного часа. Мы руководствуемся приказом 115.
- Как быть с внеурочными занятиями? Как правильно организовать баланс основных и внеурочных занятий?
- Внеурочные занятия, на которые в школах выделяется до 10 часов, должны проходить не как обычные уроки. Они не могут сравниваться с образовательной нагрузкой при проведении уроков. Их нужно организовывать в формах, которые отличаются от обычных уроков – это могут быть экскурсии, походы, посещение музеев, театров, а также соревнования, общественно полезные практики.
- Количество учеников в некоторых классах сегодня достигает 25-30, а то и 35 человек. Влияет ли это на уровень нагрузки?
- Тут важный момент — количество обучающихся в классе не должно влиять на учебную нагрузку на отдельного ученика. По санитарным нормам, чтобы дети могли учиться в безопасных и комфортных условиях, на каждого ученика должно приходиться не менее 2,5 кв. м площади класса.
- Какая сейчас ситуация с нагрузкой на учителей?
- Нагрузка на учителей также снижается - учитель-предметник без классного руководства сейчас должен заполнять пять документов, определенных приказом 779 Минпросвещения от 6 ноября 2024 года. И это важнейший фактор профилактики профессионального выгорания, а стало быть, приверженности профессии. При классном руководстве, конечно, возникает дополнительная нагрузка. И с этим еще нужно поработать в ближайшее время.
Кроме того, в помощь учителю по принципу "единого окна" работает портал "Единое содержание общего образования". Здесь собраны методические материалы, цифровые сервисы и актуальные нормативные документы. Всё автоматизировано и организовано для максимального удобства и снижения бюрократической нагрузки.
В 704 приказ также внесены изменения, способствующие гармонизации учебного процесса. Введено единое поурочное планирование, следовательно, единым становится не только набор единиц содержания, но и последовательность и объем их изучения, что существенно снижает нагрузку на учителей, в классы которых переходят дети из других школ.
Помимо этого, введены нормы на контрольные работы - не более 10 % учебного времени, синхронизированы единые федеральные программы с проверяемыми элементами содержания на ОГЭ и ЕГЭ.
- Какой бы совет Вы дали родителями и ученикам, чтобы "не выгореть" в школе?
- Рекомендации для школьников - режим дня, чередующий интеллектуальную деятельность с физической нагрузкой и творческой деятельностью, полноценный сон. Родителям рекомендую давать детям больше самостоятельности в выполнении домашнего задания, снизить "градус родительского контроля" и больше доверять учителям.