Тюмень. 8 июля. ИНТЕРФАКС - Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) требует перестройки действующих образовательных моделей университетов, считает глава Центра образовательных разработок на основе технологий ИИ Тюменского университета Ульяна Раведовская.
"Сейчас мы пришли в точку, что искусственный интеллект может быть применен в образовании, но это требует перестройки образовательных моделей, которые используют университеты", - заявила она на втором форуме "Искусственный интеллект в высшем образовании", который состоялся в начале июля в ТюмГУ, сообщило управление стратегических коммуникаций вуза.
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков в своем приветственном слове к участникам форума, среди которых были ученые из ведущих университетов страны, эксперты, представители технологических компаний, заявил, что в связи с развитием ИИ "российским университетам предстоит подготовить большое количество квалифицированных кадров, которые будут обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками".
"Требуется переосмысление самих основ университетского образования - его целей, ценностей, роли в обществе. Университет должен быть готов к пересборке управленческих и организационных практик, нормативного регулирования и этических рамок", - отметил Фальков.
В свою очередь ректор ТюмГУ Иван Романчук сказал, что за время после первого форума "искусственный интеллект стал умнее и вошел в нашу повседневность".
"Его внедрение в практику высшего образования уже не кажется чем-то фантастическим. Университет готов включаться в эти сложные, но крайне важные процессы. Это серьезный вызов, но мы точно будем над ним работать", - заявил Романчук.
По мнению академического директора программы Master in Public Strategy МШУ "Сколково" Сергея Градировского, главная задача университетов сегодня - снова стать центрами, формирующими наше общее будущее и разрабатывающими новый тип разумности, сочетающий способности человека и возможности искусственного интеллекта.
Важно рассматривать ИИ не просто как средство достижения целей, а как принципиально новую силу, способную радикально изменить сам принцип обучения, считает Градировский.
"Образование должно включать разные режимы обучения, от полного исключения цифровых технологий - "аскезы" - до полной открытости и свободного использования любых инструментов - "пир". Здесь важен баланс между традиционным и инновационным подходами", - сказал он.
Александр Диденко, заведующий Лабораторией управленческих нейронаук Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, руководитель Лаборатории искусственного интеллекта в МШУ "Сколково" и руководитель отдела разработки Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ, отметил, что сегодня развитие искусственного интеллекта порождает разрывы и противоречия, между процессами внедрения ИИ и существующей инфраструктурой. Поэтому необходимо создать новые форматы образовательных процессов.
"Общим приоритетом признана необходимость формирования у студентов и преподавателей навыков осознанного и ответственного применения искусственного интеллекта при сохранении фундаментальных образовательных ценностей", - в свою очередь заявила генеральный директор Альянса в сфере ИИ Валерия Воробьева.
В рамках дискуссии прозвучало множество мнений, подчеркивающих, что использование ИИ будет только нарастать. "Организаторы второго форума из ТюмГУ, Центра трансформации образования СКОЛКОВО и МФТИ отметили, что "осмысление революционных изменений профессиональным сообществом будет продолжено", - говорится в сообщении управления стратегических коммуникаций вуза.
Продолжением форума стало открытие в ТюмГУ школы ИИ для молодых исследователей. К участию в совместном проектировании новых образовательных и исследовательских решений с применением ИИ-технологий приглашены студенты и аспиранты российских университетов. Проект реализуется в университете в рамках программы "Приоритет 2030" (национальный проект "Молодежь и дети"), информирует управление.