28 июля. Interfax-Russia.ru - Минпромторг совместно с Роспотребнадзором разрабатывает для ритейла план действий на случай второй волны коронавируса, чтобы магазины смогли продолжить работу.
"Мы сейчас с Роспотребнадзором прорабатываем так называемый "план Б" на случай проблемы, если она вдруг появится, осенью, чтобы не принимать решения самые жесткие, самые крайние по закрытию всего и вся, а выработать такие механизмы и решения, которые позволят и работать отраслям потребительского рынка, и при этом соблюдать все необходимые требования с точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности", - сообщил статс-секретарь, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов на онлайн-конференции во вторник.
По его словам, среди пострадавших от ограничений во время пандемии оказалась малая торговля, поскольку потребители чаще выбирали продовольственные магазины крупных ритейлеров, которые развивают как большие форматы, так и магазины "у дома".
"У нас продовольственный ритейл не сильно пострадал за эти месяцы, прежде всего, апрель-май, когда было самое непростое время, но при этом пострадал все равно. Если мы говорим о крупном ритейле, то крупный ритейл год к году показал положительную динамику, и спрос на многие товары был запредельный. Но крупный ритейл - это всего лишь порядка 40% нашего рынка. А вот малые форматы сильно пострадали, потому что были ограничения", - отметил Евтухов.
Но в настоящее время спрос восстанавливается, сказал он.
Сильнее пострадала непродовольственная торговля, у некоторых игроков падение продаж достигало 60-70%. Однако ситуация в отрасли оказалась лучше, чем ожидалось в начале кризиса.
"Если брать полугодие, с января по июнь месяц, то цифры не такие печальные, как нам казалось еще в марте, потому что в принципе мы в нашей стране довольно быстро преодолели этот пик пандемии, довольно быстро смогли открыть практически во всех регионах непродовольственный ритейл", - сказал Евтухов.
"В целом на сегодняшний день, если посмотреть статистику, непродовольственный ритейл потерял порядка 30-35%. Но после того, как произошли массовые открытия торговых центров, непродовольственных магазинов (с середины мая это пошло, в разных регионах по-разному, в некоторых до сих пор еще закрыто, что странно), то произошла конверсия, отложенный потребительский спрос показал очень положительную динамику год к году, уже июнь месяц и 20 дней июля - это значительный плюс по отношению к прошлому году. Но все равно, конечно же, не у всех", - отметил он.
По его словам, Минпромторг попросил у ритейлеров, прежде всего, непродовольственных, предоставить оценки, "как они смотрят на свои показатели по итогам года". С учетом мер, которые были приняты правительством, прогнозы критического падения, которые эксперты озвучивали еще в апреле-мае, пока не оправдываются, ситуация позволяет "в будущее смотреть с оптимизмом", добавил замглавы Минпромторга.