Россия / Главные события 28 октября 2021 г. 15:44

Госдума приняла в I чтении проекты бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС на 2022-2024 гг

28 октября. Interfax-Russia.ru - Госдума на заседании в четверг приняла в первом чтении проект бюджета Пенсионного фонда (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2022-2024 гг.

Госдума приняла в I чтении проекты бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС на 2022-2024 гг
© РИА Новости. Владимир Баранов

Законопроекты о бюджете ПФР (N1258296-7), о бюджете ФСС (N 1258298-7) и ФОМС (N1258297-7) были внесены в парламент правительством 30 сентября.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Прогнозируемый объем доходов ПФР на 2022 г. составляет 10 трлн 32 млрд руб., на 2023 г. - 10 трлн 592 млрд руб., на 2024 г. - 11 трлн 74 млрд руб. Объем расходов на 2022 г. - 10 трлн 155 млрд руб., на 2023 г. - 10 трлн 574 млрд руб., на 2024 г. - 11 трлн 167 млрд руб. Дефицит фонда на следующий год запланирован в сумме 122 млрд 392 млн руб., в 2023 г. заложен профицит в размере 18 млрд 159 млн руб., в 2024 г. прогнозируется профицит в 92 млрд 696 млн руб.

Удельный вес расходов на пенсионное обеспечение по отношению к ВВП будет снижаться. В текущем году он составляет 7,7%, в 2022 г. запланирован на уровне 7,6%, в 2023 - 7,5%, в 2024 г. - 7,4%.

В проекте бюджета ПФР заложено повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 5,9% в 2022 г., в 2023 г. - на 5,6%, в 2024 г. - на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году составит 17 тыс. 115 руб., в 2023 г. - 17 тыс. 893 руб., в 2024 г. - 18 тыс. 733 руб. Прожиточный минимум пенсионера в текущем году составляет 10 тыс. 22 руб., в 2022 г. он вырастет на 255 руб. и достигнет 10 тыс. 277 руб., в 2023 г. - 11 тыс. 293 руб., в 2024 г. - 12 тыс. 107 руб.

Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова в своем заключении на проект бюджета ПФР отмечают, что в 2022 году наблюдается снижение размера трансферта на обязательное пенсионное страхование (на 49,8%) по сравнении с объемом, утвержденным ранее, что обусловило снижение доли межбюджетных трансфертов в совокупных доходах ПФР с 41% в 2021 г. до 34% в 2024 г. "По нашему мнению, это может быть связано со снижением численности получателей пенсий в связи с повышением пенсионного возраста, а также ростом смертности пенсионеров от новой коронавирусной инфекции. Однако ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в сопроводительных материалах к проекту бюджета ПФР нет никакого обоснования, в связи с чем будет столь значительно снижен размер трансферта", - говорится в заключении.

Счетная палата в своем заключении отмечает, что запланированные доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений и дополнительных страховых взносов не обеспечивают превышение прогнозируемого уровня инфляции (4% ежегодно). По оценке Счетной палаты, расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения СПН, в 2022-2024 годах составит 1,9%, 1,8% и 1,6% соответственно. Расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения ДСВ, в 2022-2024 годах составит 0,7%, 0,7% и 0,6% соответственно.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Прогнозируемый объем доходов ФСС в 2022 г. запанирован на уровне 988 млрд 156 млн руб., в 2023 г. - 1 трлн 54 млрд руб., в 2024 г. - 1 трлн 125 млрд руб. Расходы в 2022 г. запланированы на уровне 944 млрд 118 млн руб., в 2023 г. - 1 трлн 11 млрд руб., в 2024 г. - 1 трлн 76 млрд руб. Профицит бюджета в 2022 г. составит 44 млрд 39 млн руб., в 2023 г. - 42 млрд 709 млн руб., в 2024 г. - 49 млрд 266 млн руб.

Сохранены действующие с 2006 г. страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2% до 8,5%), дифференцированные по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (32 класса).

Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы. Согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, фонд заработной платы в 2022 г. составит 31 трлн 699 млрд руб., в 2023 г. - 33 трлн 905 млрд руб. и в 2024 г. - 36 трлн 235 млрд руб.

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Общий объем доходов бюджета фонда прогнозируется на 2022 г. в сумме 2 трлн 779 млрд руб., на 2023 г. - 2 трлн 926 млрд руб., на 2024 г. - 3 трлн 86 млрд руб. Расходы - 2 трлн 801 млрд руб., 2 трлн 951 млрд руб. и 3 трлн 120 млрд руб. соответственно. Дефицит бюджета фонда планируется в 2022 г. в сумме 21,85 млрд руб., в 2023 году ожидается дефицит в сумме 25,37 млрд руб., а в 2024 г. -34,04 млрд руб.

Основным источником формирования доходной части бюджета фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общих доходах планируется в 2022 г. -в 88,1% (2 трлн 447,76 млрд руб.), в 2023 г. - 88,6% (2 трлн 593,34 млрд руб.) и в 2024 г. - 89% (2 трлн 745,35 млрд руб.).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета планируются в общей сумме в 2022 г. в 326,03 млрд руб., по сравнению с 2021 г. прогнозируемый объем поступлений увеличивается на 32,96 млрд руб., или на 11,2%; в 2023 г. - 326,77 млрд руб.; в 2024 г. - 335,06 млрд руб.

Эксперты РАНХиГС в своем заключении отмечают риски установления прироста расходов на оплату медицинской помощи на уровне ниже ожидаемых темпов инфляции и перераспределение расходов в пользу федеральных учреждений и дополнительных задач ФОМС, не связанных напрямую с оплатой медицинской помощи, что, по мнению экспертов, может создать угрозу скрытого дефицита базовой программы ОМС.