Москва. 8 ноября. ИНТЕРФАКС - Страны Персидского залива и Африки южнее Сахары заинтересованы в российских цифровых технологиях, несмотря на существующие ограничения, позитивным фактором становится работа в рамках БРИКС, отмечается в докладе ПИР-Центра "Развитие цифровых систем стран Персидского залива и Африки южнее Сахары".
"Как мы видим в последние годы, несмотря на санкции, несмотря на фактор специальной военной операции и сопутствующие ему экономическое, политическое и иное давление, востребованность российских технологий в цифровом секторе достаточно большая, как в бизнесе, так и в блоке государственного сектора", - заявил консультант ПИР-Центра Леонид Цуканов, представляя доклад в ходе экспертного семинара "От Залива до Субсахарской Африки: развитие цифровых технологий и интересы России", организованного ПИР-Центром совместно с МГИМО МИД России.
Он отметил, что наиболее заинтересованы страны региона в российских решениях в области цифровой безопасности, цифровизации системы госуправления, тогда как в сферах разработки ПО или финансовых технологий Россия находится скорее на догоняющих позициях.
Среди преимуществ России во взаимодействии с этими регионами – общность взглядов на глобальные угрозы и форматы реагирования, а также общее понимание феномена цифрового суверенитета. Кроме того, сильной стороной последних лет является "более грамотное использование бренда БРИКС как площадки международной кооперации", в частности в сфере искусственного интеллекта, добавил Цуканов.
"Как показал недавний казанский саммит, тема цифровизации достаточно живо отзывается у коллег, представляющих эти регионы, и, в принципе, находит поддержку и у российской стороны", - добавил он.
Недостаточное позиционирование России в таких сферах, как разработка ПО, по мнению экспертов ПИР-Центра, связано с активностью тех конкурентов, которые оказались в более благоприятных геополитических условиях и, соответственно, смогли закрепиться, используя меньшие ресурсы.
"Пока сохраняется реактивный характер кооперации, местами она носит очень ситуативный характер, достаточно редкий. По-прежнему сохраняется атмосфера недоверия, подогреваемая в том числе и вне, которая еще накладывается на нежелание некоторых региональных игроков делиться друг с другом чувствительными цифровыми технологиями. Это, соответственно, несколько ограничивает взаимодействие", - сказал Цуканов.
Однако возможности для взаимодействия России с регионами могут открываться, помимо фактора БРИКС, за счет совместного купирования наиболее ярких угроз.
"Допустим, и для Персидского залива, и для Африки южнее Сахары общим трендом является боязнь сильных кибератак в отношении критической инфраструктуры. Российский опыт в данном случае достаточно сильно востребован, поскольку Россия в 2022-2023 году испытала достаточно сильное давление на свои цифровые системы, выработав модель реагирования на некоторые типы этих угроз. И, соответственно, сейчас готова делиться этим со своими партнерами и коллегами по регионам", - добавил эксперт ПИР-Центра.
Среди угроз, сопутствующих расширению кооперации, он отметил риск усиления санкционного давления, "которое может быть оказано в том числе на партнеров по диалогу, особенно по свете возвращения скорого в Белый дом республиканской администрации во главе с Дональдом Трампом,", а также возможности нарушения кооперации за счет "воздействия обходными путями" других региональных конкурентов.
По его словам, в регионе Персидского залива и странах южнее Сахары в настоящее время наблюдается "гонка сотрудничеств", основными игроками остаются Китай, США и Евросоюз, однако наращивают присутствие и Индия, Турция, арабские страны Северной Африки, а также страны Азии – Япония и Южная Корея.
"Соответственно, наиболее острое соперничество у нас, точка схождения наибольшего количества интересов, это в первую очередь рынок технологий искусственного интеллекта, вопросов кибербезопасности, именно технико-технологической защиты, инфраструктуры и рынок программного обеспечения. Но в данном случае, в третьем случае идет борьба преимущественно по линии бизнес-сектора. Хотя в ряде ситуаций замечено и сильное вмешательство государственных игроков", - сообщил Цуканов.
В свою очередь, заведующий Центром глобальных исследований и международных организаций Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ Вадим Козюлин в ходе семинара отметил, что среди возможных шагов России на глобальном уровне для усиления привлекательности взаимодействия в цифровой сфере могло бы быть создание норматива, объясняющего аудитории новую политику Москвы в свете продвижения цифровых технологий.
По мнению Козюлина, Россия могла бы представить партнерам в этих регионах идею "цифрового неприсоединения" в противовес "диктату цифровых неоколониалистов".
"Я считаю, российскому бизнесу на этих рынках необходимо осуществление глобального маркетинга, поскольку люди не знают, что там за возможности. Наши представительства могли бы централизованно собирать информацию, выпускать каталог ниш, бизнес-партнеров, возможно, выпускать перечень проектов", - добавил эксперт.