Interfax-Russia.ru — Эксперты рассказали, откуда взялось поверье, что казаки не брали в жен русских, и где появились самые первые казаки.
Откуда пошли русские казаки?
Историки не имеют единого мнения о том, где зародилось казачество и откуда взялось это понятие. Всего существует 18 основных теорий происхождения казачества, где, с одной стороны, — это коренной народ (автохтонная теория — ИФ), зародившийся на конкретной территории, с другой, — группа кочевников, которые не имели определенного места жительства, но в определенный момент закрепившиеся на конкретной территории (миграционные теории).
"Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов, конгломерата касогов, ясов, "черных клобуков", в том числе печенегов, торков и берендеев, а также бродников. По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства", — рассказал эксперт исторического совета войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" Владимир Трут.
Процесс образования казачьих общин был долгим и сложным, соединялись представители разных этносов. Не исключено, что в основе ранних групп казачества находились представители разных этносов. Позже в эти группы включились и русские.
"Исходя из двух направлений теорий о происхождении казаков, миграционной и автохтонной, споры не утихают по сей день. Но как бы в дискуссиях не ставились вопросы, ясно одно, основа всех теорий: казаки — это восточно-славянское население", — заявляет член исторического совета.
Кто такой казак?
Вопрос происхождения и первоначального значения слова "казак" связан и с теориями происхождения казачества. Чаще всего историки и филологи сходятся на том, что данное слово-термин имеет монгольское, адыго-абхазское, тюркское или индоевропейское происхождение. Большинство исследователей придерживаются мнения о тюркских корнях его происхождения.
Согласно этому подходу, первоначально термин "казак" имел социальное значение. Казаком называли военного стража на границе или свободного воина, живущего обособлено. Кроме того, часто так называли человека, который по какой-либо причине порывал со своей привычной социальной средой, отделялся от сородичей и становился бродягой, скитальцем.
Некоторые исследователи сразу увидели, что содержание слова-термина "казак" в одних случаях базируется на влиянии этнических факторов, то есть относящихся к какому-либо народу. А в других случаях слово-термин "казак" имеет в своей основе факторы исключительно социальные, то есть отношение к какой-либо социальной общности.
"Следует выделить подход лингвистов и историков о том, что термин "казак" непосредственно связан с занимавшими известное место в русских летописях бродниками — степными скитальцами русского происхождения. Это славянское население Нижнего Дона и Приазовья XII-XIII веков", — уточнил эксперт.
Где появились первые казаки?
Историки-казаковеды считают, что нет однозначных доказательств того, где все-таки появились самые первые казаки. Тем не менее, раньше всего встречаются материалы о появлении вольных общин донских и днепровских казаков. Однако точное время установить не удается.
"В начале XVI века мы знаем возникают вольные казачьи общины волжских казаков и гребенских. Во второй половине века остатки днепровских казаков основали Запорожскую Сечь. В конце XVI века сложились вольные казачьи сообщества на Тереке и Яике, то есть реке Урал. Тогда же появляются общины терских, яицких и сибирских казаков. Уже позже на их базе возникнут казачьи войска, такие как Донское, Терское и Оренбургское. Названия общины получают в привязке к региону", — считает Владимир Трут.
Кроме того, есть данные о категории служилых городовых казаков, упоминание о которых датируется XV веком. Этот вид казаков представлял собой вольных людей, которые нанимались на службу и, таким образом, появлялись сторожевые казаки, полковые, верстанные и другие.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Когда появились казачьи войска в России?
Целенаправленная политика Русского государства по колонизации необжитых земель способствовала созданию казачьих войск, которые долгое время выполняли функцию пограничных и сторожевых войск. К концу 19 века была оформлена стройная система казачьих войск России из 11 войск.
Возглавляло список казачьих войск России Донское войско, составлявшее треть всего казачьего населения страны.
Согласно принятому до революции 1917 году формальному положению, казачьим Войскам было присвоено так называемое старшинство, то есть формально первое письменное упоминание того или иного войска или относившего к нему образования (общины, полка и т.п.).
Казачьи войска России имели следующий порядок старшинства:
- Донское войско 1570 год
- Терское войско 1577 год
- Сибирское войск 1582 год
- Семиреченское войско 1582 год
- Уральское войско до 1775 год и с февраля 1917 год Яицкое 1591 год
- Кубанское войско 1696 год
- Астраханское войско 1750 год
- Оренбургское войско (Старшинство Войска не было установлено)
- Забайкальское войско (Старшинство Войска не было установлено)
- Амурское войско (Старшинство Войска не было установлено)
- Уссурийское войско (Старшинство Войска не было установлено)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Иерархия казаков
Основополагающими принципами внутренней организации первых общин вольных казаков являлись: личная свобода всех их членов; социальное равенство; взаимное уважение; возможность каждого казака открыто высказывать свое мнение на казачьем круге, являвшемся высшим властно-управленческим органом казачьей общины; избирать и быть избранным высшим должностным лицом — атаманом, — который был первым среди равных.
В основе войсковой структуры казаков лежит военная иерархия. Казачьи чины начинаются с так называемых нижних чинов — казак, приказный. Потом унтер-офицерские чины — урядники. Потом младшие чины — вахмистры и обер-офицеры — то есть, младшие офицерские чины. Затем главные чины — это старшие офицерские и высший чин — казачий генерал. Чин казачьего полковника был приравнен к армейскому званию.
Казачьи чины по старшинству:
- Казак
- Приказный
- Младший урядник
- Урядник
- Старший урядник
- Младший вахмистр
- Вахмистр
- Старший Вахмистр
- Подхорунжий
- Хорунжий
- Сотник
- Подъесаул
- Есаул
- Войсковой старшина
- Казачий полковник
Казаки не брали в жены русских девушек. Миф или реальность?
По мере того, как казаки стали вести оседлый образ жизни, они начали привозить первых полонянок из военных походов. Отсюда преобладание турецких, татарских и других женщин, на которых казаки и женились. Но ситуация менялась по мере того, как начался приток населения из центральной Руси.
"По сути дела, утверждение, что казаки не брали в жены русских девушек — это миф. Какие народы были ближе, оттуда и брали жен", — говорит эксперт.
Казаки в наше время
Процесс поиска места казачества в обществе продолжается до сих пор, считает доцент кафедры отечественной истории Института истории международных отношений ЮФУ Антон Аверьянов. Но ключевой выступает идея служения обществу и государству.
По словам эксперта, согласно федеральному закону, принятому в 2005 году, реестровые казаки получили право оказывать содействие государству по выполнению целого ряда функций. Так, казачье общество заключает договор с органами региональной или муниципальной власти о выполнении определенных обязательств. В том числе, по охране общественного порядка, по охране государственной границы, по обеспечению пожарной безопасности, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и др. Например, казаки могут вместе с полицией патрулировать улицы, обеспечивать охрану правопорядка во время массовых мероприятий.
"Определенную популярность получила также служба казаков в армии, в том числе формирование казачьих частей, хотя в них служат не только казаки", — говорится в сообщении Южного федерального университета.
Традиции казаков
У казаков очень строго, как и заповеди Господни, соблюдались традиции и обычаи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Из всего многообразия обычаев можно коротко сформулировать три важнейших неписанных закона для казака: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя и уважение к женщине.
Отдельное место в традициях казаков занимали лошади, которые были основным средством передвижения не только в быту, но и в бою.
На сайте Тацинского казачьего кадетского корпуса описываются обычаи обращения с лошадьми в казачьей семье разных регионов и войск.
"У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму", — говорится в сообщении.
У кубанских казаков перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: "На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой".
Даже в традициях, связанных с проводами казака, везде фигурировал конь.
"Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье", — следует из сообщения на сайте корпуса.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.
Кроме того, было поверье и традиция, связанная с кинжалом. У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось позором покупать кинжал. По обычаю, его или передавали по наследству, или дарили, или добывается в бою, или, как ни странно, крали.