Interfax-Russia.ru — Российские разработчики выпустили первую историческую экшн-игру "Смута". Рассказываем, что это за проект и как его восприняли геймеры.
"Смута" — это компьютерная игра в жанре action RPG с перспективой обзора от третьего лица, разработанная новосибирской игровой студией Cyberia Nova. Выход игры состоялся 4 апреля 2024 года. О том, что это за проект и как его встретили пользователи, читайте в нашем материале.
Сюжет
В основе сюжета — исторический роман Михаила Загоскина "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" (впервые был напечатан в 1829 году).
Действие игры, как можно догадаться по ее названию, разворачивается во времена Смуты — периода, ознаменовавшегося династическим кризисом в Русском государстве, междоусобицами, внешней интервенцией со стороны Польши и Швеции и чередой стихийных бедствий. Протагонистом, как и в книге, выступает молодой князь Юрий Милославский, который присоединяется к народному ополчению, возглавляемому Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Их цель — освободить Москву от польских войск.
Соответственно, антагонистами главному герою выступают, прежде всего, поляки. Также среди противников боярина разбойники, немецкие наемники и волки в лесах. При этом главного врага в игре нет. Как ранее поясняли разработчики, это было сделано намерено, так как в Смутное время сложно было сразу понять, кто твой настоящий враг. Интересно, что в игру "зашито" множество диалогов, в ходе которых главный герой может даже договориться со своими противниками и избежать сражения. Также на отношение других персонажей игры к князю может повлиять и его образ. Всего их пять: шиш, ратник, наемник, стрелец и царедворец. Свое путешествие по сюжету Юрий начинает с одного образа, постепенно открывая доступ к остальным. Менять образ можно в специальных местах на локациях.
Союзники у героя тоже есть. Но это не компаньоны и не помощники в заданиях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
История разработки
Впервые о "Смуте" стало известно в мае 2022 года, когда АНО "Институт развития интернета" (ИРИ) выделил Cyberia Limited (впоследствии компания поменяла свое название на Cyberia Nova) 260 млн рублей на разработку этой игры. Вскоре в сеть попал и документ 2020 года, раскрывающий некоторые особенности проекта.
В качестве референсов в нем указывались такие игры как "Ведьмак 3: Дикая Охота", Assassin’s Creed и Ghost of Tsushimа. Создавать игру также помогали исторические консультанты.
Первые игровые анимации, концепт-арты и модели оружия разработчики продемонстрировали 28 июля 2022 года, а 23 ноября 2022 года в сеть слили геймплей. В феврале 2023 года в СМИ прошла информация о том, что Институт развития интернета планирует направить на реализацию проекта дополнительные средства: сумма, однако, не называлась, а в Cyberia Nova ситуацию тогда никак не комментировали.
Позднее "Ведомости", ссылаясь на ИРИ, писали, что общий объем инвестиций в "Смуту" к моменту релиза может составить приблизительно 1 млрд рублей. Также в компании сообщили, что игра будет продаваться на VK Play, а ее релиз назначен на 2024 год.
Сегодня купить ее на этом ресурсе можно за 2015 рублей. Кстати, играть в "Смуту" можно только на компьютере, хотя изначально ее планировали выпустить и для консолей.
Системные требования и технические характеристики игры
Минимальные системные требования:
-
64-битная Windows 10 или 11.
-
Процессор Intel Core i3 или AMD Ryzen 3.
-
16 Гб оперативной памяти.
-
Видеокарта Nvidia GTX 1060 или аналог от AMD.
- DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
Рекомендуемые системные требования:
-
64-битная Windows 10 или 11.
-
Процессор Intel Core i7 или AMD Ryzen 9.
-
32 Гб оперативной памяти.
-
Видеокарта Nvidia RTX 3080 или аналог от AMD.
- DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
Технологически проект разработан на базе игрового движка Unreal Engine 5.
Игровой процесс
Стоит отметить, что в "Смуте" нет бесшовного открытого мира, поэтому главный герой может разгуливать только внутри определенных локаций.
Крупных городов в игре три: Москва, Нижний Новгород и Ярославль. Перемещаясь между ними, Милославский будет исследовать деревни и леса. Как следует из описания игры, князю предстоит:
- сражаться с вражескими войсками, разбойниками и дикими зверями,
- договариваться с враждебно настроенными персонажами,
- бродить по непроходимым лесам и болотам,
- лазить по пещерам, полным ловушек,
- сталкиваться с интригами, коварством и предательством,
- терять друзей и наживать врагов,
- понять, чего он хочет на самом деле.
Играть можно только за Юрия Милославского, попробовать себя в роли злодея не получится.
Длительность игры примерно 40 часов.
Первые впечатления от игры
Рейтинг у "Смуты" в VK Play 6,2 из 10. Пользователи отмечают хорошую графику и артдизайн, а вот интерактивности, по мнению геймеров, игре все-таки не хватает.
"Игра выглядит, скорее, как интерактивный музей, чем RPG", — написал пользователь с ником Dan.
С ним согласен и другой геймер — Taganay, которого также разочаровало отсутствие возможности взаимодействовать с миром в игре.
"Тратить 25+ часов на бесконечную беготню туда-сюда по красивым, но мертвым локациям, чтобы послушать пресные диалоги картонных и скучных персонажей — сомнительное удовольствие", — написал пользователь.
Впрочем, любителям истории обилие диалогов, напротив, может понравиться, ведь разработчики постарались добавить в них побольше деталей, раскрывающих эпоху.
О боевой системе отзывы не однозначные. Одним пользователям она показалась слишком примитивной, другие, наоборот, оценили ее простоту и понятный мануал. Так, у героя есть легкий и тяжелый удары, уклонение, блок и парирование. Также игрок может воспользоваться дальнобойным оружием с высоким уроном, но после каждого выстрела придется ждать перезарядку.
Система прокачки героя также отличается от привычной. После выполнения квестов Милославский получает очки опыта, а с выходом на новый уровень можно разблокировать слоты под артефакты. Последние выдаются за успешное выполнение заданий, также их можно отыскать в сундуках с сокровищем. В большинстве своем эти артефакты меняют характеристики героя, но новых навыков Юрию они не дают. Покупать доспехи и оружие, как, к примеру, в серии Mount & Blade, герой также не может.
Многие геймеры признались, что ставили игре высокую оценку авансов в надежде на то, что разработчики ее еще доработают. В целом, как отмечали пользователи, задумка у проекта хорошая, но недочетов и багов немало.
"Очень неплохо для начала. Спасибо за детальную проработку костюмов, оружия, предметов быта, музыкальных инструментов. Выглядит достоверно и красиво. Понравился звук, речь героев, говор, словарные обороты как в старину. В игре присутствует погружение в прошлое нашего государства. (…) Конечно, впереди много работы, нужно постараться с оптимизацией и в целом с улучшениями игры", — написал a.kvo4ka.
Ранее заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат Антон Горелкин назвал выход "Смуты" "первым пробным шагом построения нового российского гейминга". По его мнению, главная задача проекта — пробудить интерес к русской истории среди молодежи.
"Выход "Смуты" — первый пробный шаг построения нового российского гейминга. Государство в лице Института развития интернета фактически выступило издателем. Но понятно, что для ИРИ это совершенно непрофильное дело. Поэтому мы в начале пути. Нам нужно формировать свою экосистему, своих издателей", — отметил депутат.
Также парламентарий призвал не сравнивать "Смуту" с "Ведьмаком", поскольку эта игра самостоятельная единица.