Interfax-Russia.ru – Цвета могут влиять на эмоции и настроение. Как использовать это воздействие? О чем говорят цветовые предпочтения?
- Есть ли взаимосвязь между различными цветами и психикой человека?
- Как развивалась наука восприятия цветов и их влияния на человека?
- О чем говорят цветовые предпочтения человека?
- Как цвета оказывают влияние на человека?
- Какое значение имеют цвета в разных странах?
- Где и как используют свойства цвета?
- Какими способностями обладает цвет?
Есть ли взаимосвязь между различными цветами и психикой человека?
Цвет эмоционально воздействует на любого человека, вызывая уникальные чувства.
Еще в древности люди заметили, что одни цвета успокаивают, другие заставляют нервничать, третьи настраивают на деловой лад.
Установлено, что каждый цветовой тон имеет подсознательные ассоциации и способен вселять как ощущения комфорта и умиротворения, так и тревожить или возбуждать.
Так, психологи определили, что сдержанная цветовая гамма привлекает, успокаивает, улучшает коммуникацию.
Исследования доказали, что 80% цвета воздействует на нервную систему и лишь 20% воспринимает непосредственно зрение.
Как развивалась наука восприятия цветов и их влияния на человека?
Тайны цвета веками пытались разгадать философы, художники и ученые. Некоторые из ранних исследований и теорий сформировал Аристотель.
Древние египтяне "лечили" цветом, используя для этого окрашенные помещения или солнечный свет, проходящий через кристаллы, в качестве терапии.
В средние века знания и философию цвета, используя силу цветных лучей для исцеления наряду с музыкой и травами, заново представил Парацельс.
Однако первым создателем системы цветов считают Леонардо Да Винчи. Он выделил шесть основных тонов:
- белый;
- желтый;
- зеленый;
- синий;
- красный;
- черный.
Спустя полтора века Исаак Ньютон, преломив при помощи солнечной призмы и стекла солнечный цвет и получив радугу, ввел понятие естественной классификации цветов. Основными цветами, из которых получаются остальные промежуточные цвета, Ньютон считал:
- синий;
- желтый;
- красный.
А основу для понимания психологического воздействия цветов заложила "Теория цветов" Иоганна Вольфганга фон Гете, опубликованная в 1810 году. Он предположил, что цвета могут вызывать определенные эмоциональные реакции, влияя на психическое состояние человека.
Одним из первопроходцев в области исследований свойств и значений цвета в жизни считается швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг, назвавший цвета "языком подсознания".
О чем говорят цветовые предпочтения человека?
Швейцарский психолог Макс Люшер в 1940-х годах экспериментально доказал, что человек реагирует на отдельные цвета положительно, отрицательно или нейтрально. Его эксперименты также показали, что восприятие цвета индивидуально и во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии находится человек.
Люшер также выделил основные психологические потребности человека в зависимости от его цветовых предпочтений.
Так, он утверждал, что человек, которому нравится:
- синий цвет – спокойный, мягкий, мечтательный, нуждающийся в привязанности;
- зеленый – уверенный, независимый, настойчивый, готовый самоутверждаться;
- красный – инициативный, деятельный, стремящийся к достижению успеха;
- желтый – избегает проблем, надеется на удачу;
- фиолетовый – желает понравиться, обратить на себя внимание;
- коричневый – болезненный, слабый, усталый, стремящийся к комфорту;
- черный – агрессивный, протестующий, склонный к разрушению;
- серый – маскирующийся, желающий скрыться.
Диагностический метод Люшера распространился по всему миру, а исследования в области психологии цвета продолжили другие ученые.
Как цвета оказывают влияние на человека?
Каждый цвет оказывает уникальное влияние на наше настроение. Поскольку люди воспринимают большую часть информации с помощью зрения, то все цвета, которые они видят, преобразуются в картинки, перерабатываются мозгом и дают возможность испытывать различные эмоции.
Так как же воздействуют на человека самые популярные цвета, с которыми приходится взаимодействовать ежедневно?
Белый цвет
Всегда обращает на себя внимание, символизирует мир, чистоту, справедливость и беспристрастность. В некоторых случаях белый цвет помогает убрать скованность. При этом слишком яркий белый цвет способен вызвать чувство тревоги и дискомфорта. Некоторые психологи считают, что любители белоснежного склонны к эмоциональной холодности, отстраненности.
Желтый цвет
Часто связывают с солнцем, счастьем и оптимизмом. Создает хорошее настроение, вызывает радость. Психологи рекомендуют желтый цвет при снижении жизненного тонуса. Считается, что он способен улучшать работу памяти, способствует принятию верных и серьезных решений, улучшая концентрацию и внимательность, избавляя от отрицательных эмоций.
Оранжевый цвет
Бодрит, настраивает на активную деятельность. Считается, что любители оранжевого цвета - мечтатели и люди, у которых сильно развита интуиция. Этот цвет стимулирует самооценку, способствует освобождению эмоций, является прекрасным антидепрессантом.
Зеленый цвет
Успокаивает, умиротворяет, дает чувство безопасности, настраивает на умственную работу. Психологи утверждают, что этот цвет избавляет от отрицательных эмоций и нерешительности, при этом его не рекомендуют использовать в случае необходимости принятия незамедлительных решений из-за расслабляющего воздействия на психику.
Синий цвет
Снижает физическое напряжение, способствует улучшению коммуникации, увеличивая эффективность переговоров. Синий цвет настраивает на более глубокое понимание собеседника, не дает принимать решения на основе сильных эмоций. Считается, что он способен избавить от переживаний и очистить мысли.
Красный цвет
Вызывает тревогу, волнение, усиливает нервное напряжение, учащает пульс. При излишке красный цвет способен пробудить злость и другие негативные эмоции. С этим цветом не рекомендуется долго взаимодействовать слишком эмоциональным людям. Застенчивым людям, наоборот, может придать уверенности в собственных силах.
Черный цвет
Помогает сконцентрироваться и даже немного дистанцироваться от окружающих. Считается, что люди, которые отдают предпочтение черному цвету, пытаются скрыть собственное "я" от общества. Человек, выбирающий этот цвет, отличается властностью и умеет держать ситуацию под контролем.
Фиолетовый цвет
Вызывает беспокойство, депрессию, апатию, замедляет реакцию. Противопоказан людям, у которых наблюдаются отклонения в психике. Вместе с тем фиолетовые оттенки способствуют вдохновению, пробуждению чувственности и соучастию. Психологи используют этот цвет в процессе работы с различными отрицательными состояниями, такими как невроз, потеря чувства самоуважения, отчаяние.
Коричневый цвет
Создает надежность, безопасность, успокаивает. Люди, выбирающие коричневый цвет, способны достигать свои цели и отличаются жизнелюбием. Как правило, они оптимистичны и довольно рассудительны.
Серый цвет
Вызывает скуку и апатию, грусть, держит эмоции под контролем. Примечательно, что серый цвет многие просто не замечают, ассоциируя его с рутиной. Специалисты утверждают, что мало кто отдает предпочтение этому цвету, хотя он несет в себе постоянство и рациональность.
Какое значение имеют цвета в разных странах?
Цвет с древних времен является одним важных элементов культуры, выполняя символическую, эстетическую, познавательную, художественную и другие функции.
В разных странах цвета могут нести разные культурные значения и ассоциации. Например, в западных культурах белый цвет ассоциируется с чистотой, а в некоторых восточных культурах может символизировать траур.
Оранжевый цвет в западных культурах часто символизирует праздники, а во многих восточных культурах считается священным и ассоциируется со смирением и счастьем.
Желтый цвет на Западе иногда ассоциируется с ревностью, тогда как в ряде восточных культур означает удачу.
Зеленый цвет в Мексике символизирует независимость и свободу, в Китае может означать неверность, а в азиатских странах и на Ближнем Востоке связан с природой, плодородием и процветанием.
Синий цвет в католических странах символизирует надежду и ассоциируется с Девой Марией, в Греции и Турции защищает от злых духов, а в индуизме связан с любовью, радостью и бессмертием.
Фиолетовый цвет на Западе ассоциируется с роскошью, в некоторых странах является цветом траура.
Отношение к различным цветам также менялось на различных этапах истории. Так, черный и серый цвета преобладали в дресс-коде во времена строгости и приличий. Например, черное в основном носили викторианцы под влиянием длительного периода траура королевы. В черное одевались и пуритане.
Где и как используют свойства цвета?
Свойства цвета используют практически во всех областях жизни человека. Дизайнеры, архитекторы и художники уделяют цветовым решениям особое внимание.
Так, нейтральные тона в помещении, такие как мягкий синий или зеленый, могут создать безмятежную и умиротворяющую атмосферу, способствующую расслаблению.
Использование теплых и ярких цветов, таких как желтый и оранжевый, могут наполнить энергией общественные пространства.
Для повышения производительности в рабочих пространства также рекомендуется использовать оттенки синего или зеленого, а для творческих мастерских лучше подходят красный или желтый.
В учебных заведениях, чтобы создать позитивную и комфортную среду обучения, рекомендуют выбирать улучшающие концентрацию внимания и удержание информации зеленый или светло-голубой цвета.
Спокойные цвета, такие как нежно-зеленый или светло-голубой, выбирают и в больницах, чтобы создать в палатах пациентов успокаивающую атмосферу, способствующую выздоровлению. Вместе с тем в педиатрических отделениях рекомендуют использовать в интерьере яркие и жизнерадостные цвета, чтобы отвлечь и поднять настроение.
В брендинге цвета также используют для передачи определенных эмоций и сообщений. Так, красный часто используют для привлечения внимания и создания ощущения срочности, синий может означать доверие и надежность, а зеленый часто ассоциируется с экологичностью и устойчивостью.
Какими способностями обладает цвет?
Цвет - неотъемлемая часть восприятия мира. Помимо определенного значения в психологии цвет может:
- создать холодную или теплую среду;
- отразить времена года;
- придать объем предметам;
- вызывать визуальное удовлетворение или отталкивать;
- влиять на вкусовые качества блюд.
При этом стоит учитывать, что восприятие у человека одного и того же цвета может меняться из-за психофизиологического состояния личности. Так, усталость может притупить восприятие цвета, а грозящая опасность - увеличить.
Обозреватель Анастасия Николаева