Interfax-Russia.ru — Правительство РФ предлагает создать на Курилах свободную таможенную зону, чтобы привлечь инвесторов на острова.
Власти РФ предлагают создать на Курилах свободную таможенную территорию. Таким образом чиновники рассчитывают сделать их привлекательными для российских и зарубежных инвесторов.
"Рассматриваем возможность введения здесь (на Курилах — ИФ) режима свободной таможенной территории, чтобы у производителей была возможность завозить необходимое оборудование и товары", — заявил премьер РФ Михаил Мишустин во время рабочей поездки на Курилы 26 июля.
Кроме того, чиновник пообещал подумать над тем, как освободить от налогов основные виды экономической деятельности на островах (исключением станут лишь финансовая посредническая деятельность, производство подакцизных товаров и вылов ценных биоресурсов). В частности, речь идет о налоге на прибыль, имущественном налоге, налоге на землю, налоге на транспортные средства и НДС.
"И думаю, что, конечно, здесь нужно сохранять пониженную ставку страховых взносов", — добавил он.
При этом Мишустин подчеркнул, что Курилы "нельзя превращать в офшор", как это было в 90-е годы, когда "внутренние офшоры создавались не для инвестиций в территорию, а, чтобы минимизировать агрессивное налогообложение".
"И, конечно, никто не освободит нас от налога на доходы физических лиц", — сказал премьер.
Тем не менее, подчеркнул Михаил Мишустин, эти предложения "были бы хорошим решением для инвесторов, в том числе западных, для той же соседней Японии, которая при заинтересованности сможет создать здесь рабочие места".
"Этот специальный режим позволит активизировать здесь (на Курилах — ИФ) экономическую деятельность. Я доложу об этих предложения президенту РФ, и будет принято соответствующее решение. Думаю, что оно будет интересно для всех, кто здесь работает, кто хотел бы здесь работать, включая наших партнеров из западных стран", — заключил Мишустин.
Премьер также пообещал учесть предложения промышленников и бизнесменов, с которыми он пообщался на Итурупе в рамках рабочей поездки на Дальний Восток.
"Конечно, здесь необходимы существенные льготы, чтобы люди, работая здесь, не тратили время на заполнение различного вида документов, чтобы налоговое бремя для них в связи с непростыми условиями работы островной части, было достаточно уникальным", — сказал он.
С точки зрения законодательства, как уточнил соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов, установить на Курилах режим свободной таможенной территории не составит особых трудностей.
"Не потребуется внесение изменений в федеральные законы, в отношении которых установлен длительный период принятия. Достаточно будет принять несколько подзаконных нормативных правовых актов (например, постановление правительства РФ) и, возможно, внести изменения в некоторые такие акты в сфере таможенного регулирования", — сказал юрист Interfax-Russia.ru.
При этом эксперт затруднился оценить, насколько такой режим поможет привлечь инвесторов именно на Курилы.
"Если идея об установлении на Курилах свободной таможенной зоны является рабочей, то правительство РФ должно будет обозначить те условия, на которых на соответствующую территорию могут заходить инвесторы", — добавил он.
Впрочем, по словам Титова, у РФ есть успешный опыт применения указанной таможенной процедуры на территории Республики Крым и города Севастополя.
Также перспективы создания свободной таможенной территории на Курилах оценил адвокат, руководитель МКА "Князев и партнеры" Андрей Князев.
"С точки зрения получения инвестиционного капитала создание СЭЗ (свободная экономическая зона — ИФ) представляет собой привлекательное явление в виду того, что инвестиции вкладываются в развитие перспективных для государства отраслей. Однако при наличии интересов отдельных регионов в получении льгот и освобождении от налогов необходимо помнить и о недостатке средств на обустройство создаваемой зоны. СЭЗ требует больших финансовых вложений, которые по опыту зарубежных стран могут достигать 40-45 млн долларов. Не совсем понятно, где могут получить такие финансовые поступления большинство регионов России", — сказал он Interfax-Russia.ru.
При этом юрист отметил положительный опыт СЭЗ "Дубна" с точки зрения ее плюсов для резидентов. Они имеют право на льготы по аренде помещений и земли, льготные ставки по ряду налоговых платежей, а также освобождаются от уплаты НДС при экспорте.
В целом же, как напомнил председатель коллегии адвокатов "Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго, существует несколько типов свободных экономических зон.
"Во-первых, это территориальная особая экономическая зона, которая создается с целью взаимосвязи с другими регионами. Во-вторых, функциональная — для реализации определенных задач, например, для усовершенствования производства. Также это таможенная экономическая зона, которая создается для получения льготных условий для экспорта и импорта товаров; налоговая — для изменения количества налогов и сборов", — рассказал эксперт Interfax-Russia.ru.
Также есть финансово-инвестиционные и административные особые экономические зоны. Последняя создается для упрощения въезда и выезда граждан и регистрации иностранных компаний.
"Есть четыре типа таких зон: туристско-рекреационные, технико-внедренческие, портовые и промышленно-производственные. В настоящее время в стране действует несколько подобных зон, например, Калининград, Крым и Севастополь", — сказал он.
Вместе с тем, Михаил Мишустин во время своего визита на Курилы сообщил, что правительство РФ, чтобы помочь местным рыбопромышленным предприятиям, будет субсидировать железнодорожные перевозки минтая с Дальнего Востока в центральную часть страны. Соответствующее постановление уже подписаны.
"Такой механизм поддержки позволит увеличить объем поставок минтая с территории Дальневосточного федерального округа в центральную часть нашей страны, снизить стоимость транспортировки", — отметил он в беседе с рыбопромышленниками во время посещения острова Итуруп.
Также, по его словам, это поможет высвободить холодильные мощности для их использования в период проведения лососевой путины.
По словам Мишустина, заниматься проработкой вопроса доставки рыбы и рыбной продукции с территории Дальнего Востока в другие регионы страны будет Минсельхоз совместно с другими профильными ведомствами, а также РЖД и отраслевые союзы. Председатель правительства уточнил, что в рамках этой работы "нужно будет пройтись по всей цепочке — "от причала до прилавка", чтобы обеспечить доступность рыбной продукции для населения с минимальными наценками".
"Мы и дальше будем внимательно следить за ситуацией с ценами на продукты, потребительские товары и услуги", — подчеркнул Мишустин.
Он также отметил, что на стоимость рыбной продукции влияет и ситуация на внешнем рынке.
"Есть такая проблема, что Китай ставит барьеры для наших водных биоресурсов, и это тоже проблема для того, чтобы стоимость была разумной — и на экспорт, и внутри", — сказал Мишустин.
В связи с этим чиновник подчеркнул, что "территорию России надо использовать (для рыбопереработки — ИФ)" и поручил Минсельхозу подумать над решением этой проблемы.
Как сообщалось, в конце прошлого года Китай прекратил прием иностранных судов из-за пандемии коронавируса. Запрет пришелся практически на начало самой крупной путины — минтаевой, в ходе которой до 70% российской рыбы направлялось на экспорт. В результате российским рыбакам пришлось в качестве транзитной страны использовать Республику Корея и искать новые рынки сбыта.
В настоящее время поставки в Китай возможны только в рефконтейнерах, что не решает проблемы, говорил в начале июля руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Российская сторона настаивает на возобновлении поставок рыбы навалом.
"Но, к сожалению, пока договориться об открытии поставок рыбной продукции навалом не получается. Каких-то дополнительных требований, да и вообще требований, с китайской стороны не предъявляется. Не представляются и протоколы испытаний по тем выявлениям (вируса COVID-19 — ИФ), которые якобы имеют место на нашей продукции. Но при этом мы все равно не оставляем попыток для того, чтобы договориться с китайской стороной о возобновлении поставок на экспорт навалом", — сообщал Шестаков.
По его словам, за полгода поставки рыбы в Республику Корея составили порядка 300 тыс. тонн. Рост — почти 60%.
"Это связано с тем, что продукция идет в дальнейшем транзитом в Китай", — уточнял он.
Как считает Шестаков, возобновление поставок напрямую в Китай важно для разгрузки холодильных мощностей на Дальнем Востоке, особенно в порту Владивостока, для приема лососей.