Преодолеть кризис

Interfax-Russia.ru — Добыча нефти в рамках проекта "Сахалин-1" сократилась из-за санкций более чем в 20 раз. Сейчас власти ищут решение проблемы, рассматривается смена оператора проекта.

Добыча нефти в рамках проекта "Сахалин-1" из-за санкций сократилась в 22 раза — до 10 тыс. баррелей в сутки.

"Что касается проекта "Сахалин-1", то из-за введенных ограничений, по ряду причин, о которых мы тоже сегодня поговорим, добыча нефти на проекте сократилась в 22 раза — с 220 тыс. баррелей в сутки до 10 тыс. баррелей в сутки", — заявил вице-премьер - полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.

По его словам, это сказалось и на бюджете Сахалинской области, да и в целом на состоянии экономики всего Дальнего Востока.

"Недополучено будет (в бюджет Сахалинской области — ИФ) в 2023 году до 38 млрд рублей. Это 26% от уровня собственных доходов региона в 2022 году", — сказал Трутнев.

Он также добавил, что из-за простоя возникают не только бюджетные убытки, но и ухудшение характеристик месторождений, "которые могут существенно повлиять на снижение коэффициента от нефтеотдачи".

"Это значит, что большое количество нефти останется в пластах", — сказал Трутнев.

Как в свою очередь заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, правительство РФ пока не приняло решений относительно ситуации на проекте "Сахалин-1", однако варианты обсуждаются.

"В каждом отдельно взятом случае (правительством – ИФ) принимаются отдельные решения. Мы руководствуемся исключительно своими интересами, поскольку многие партнеры по этим проектам стали недружественными партнерами и занимают откровенно враждебную позицию по отношению к нашей стране. Мы не можем не учитывать эти факторы (…) Общей тенденции нет. Есть разовые решения, основанные исключительно на нашей собственной целесообразности", — сказал он.

Песков признал, что сложности после введения санкций возникли во всех областях экономики.

"То, что есть кризисные проявления во всех областях, это не секрет. Правительство всем этим занимается и формулирует предложения", — отметил пресс-секретарь президента РФ.

Он пояснил, что решение о дополнительной поддержке Сахалинской области из-за ситуации с проектом будет принято, "если потребуется".

Как сообщалось, в начале марта американская ExxonMobil Corp. объявила о своем выходе из нефтегазового проекта "Сахалин-1". Компания также сообщила, что в связи с этим решением ожидает обесценения своих активов на $4 млрд.

Доля ExxonMobil в проекте "Сахалин-1" составляет 30%. Еще 30% принадлежит японской компании SODECO. Также в проекте участвуют ПАО НК "Роснефть" (20%) и индийская ONGC (20%). Все три компании, в отличие от ExxonMobil Corp., выразили готовность работать в новых условиях.

В качестве поддерживающей меры на совещании в Южно-Сахалинске обсуждалась передача функций оператора проекта в пользу "Роснефти", что позволило бы решить вопросы с увеличением объемов добычи нефти и страхованием судов.

"Постараемся сделать так, чтобы доходы Сахалина не только не сократились, но и увеличились. Возможности такие есть", — сказал Трутнев.

"Сахалин-1" — один из крупнейших инвестиционных шельфовых проектов в России, реализуемых на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) (вступило в силу в 1996 году). Проект предусматривает разработку четырех морских месторождений: Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское (в границах лицензионного участка Одопту-море). Все они находятся на северо-восточном шельфе острова Сахалин в акватории Охотского моря. Пока что оператором проекта выступает Exxon Neftegas Limited (ENL, "дочка" ExxonMobil). Общие запасы месторождений проекта оцениваются в 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров природного газа.

Реализация проекта из-за его сложности осуществляется в несколько этапов. Первый предусматривал организацию добычи нефти и попутного газа на месторождениях Чайво и Одопту-море. Основными производственными объектами на этом этапе стали буровая установка Ястреб, морская платформа Орлан на месторождении Чайво, береговые буровые площадки на месторождениях Чайво и Одопту-море, береговой комплекс подготовки продукции и система трубопроводов с нефтеотгрузочным терминалом в поселке Де-Кастри.

Будущими стадиями проекта предусматривается расширение разработки ресурсов природного газа месторождения Чайво и разработка запасов центральной и южной частей месторождения Аркутун-Даги. Для этого потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов.

Нефть с месторождений проекта направляется на действующий береговой комплекс подготовки Чайво на острове Сахалин, затем перекачивается по трубопроводу на нефтеотгрузочный терминал в Де-Кастри в Хабаровском крае и танкерным флотом проекта отгружается потребителям азиатско-тихоокеанского региона.

Вице-премьер также напомнил, что ранее для защиты национальных интересов и экономической безопасности страны президент России Владимир Путин подписал указ о переходе имущества оператора проекта "Сахалин-2" — компании "Сахалин Энерджи" (Sakhalin Energy) — в собственность Российской Федерации и его передаче в безвозмездное пользование создаваемой правительством новой компании. Контрольная доля в капитале нового ООО, эквивалентная 50% плюс одной акции в Sakhalin Energy, будет принадлежать ООО "Газпром Сахалин холдинг". Оставшиеся подлежат передаче другим совладельцам пропорционально их долям (сейчас это британско-голландская Shell — 27,5% минус 1 акция, японские Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10%). Нынешние акционеры Sakhalin Energy в течение месяца должны согласиться на получение доли в новом российском ООО, а пока они будут находиться на его балансе.

Как заявил журналистам глава комитета Государственной Думы по энергетики РФ Павел Завальный, аналогичные решения будут приняты и в отношении "Сахалина-1".

"Сейчас, по "Сахалину-2" из-за санкций мы были вынуждены принять решение перевода проекта из режима СРП, из международной в российскую юрисдикцию на фоне санкций, неопределенности, которая возникла с эксплуатацией, реализацией проекта. Очевидно, это коснется и проекта "Сахалин-1". Когда вводятся санкции, когда компании не могут активно участвовать в проекте, это создает для нас риски разного рода, в том числе экологические, и мы вынуждены принимать такие решения", — сказал чиновник.

"Сахалин-2" — один из крупнейших в мире комплексных нефтегазовых проектов, в рамках которого была построена масштабная нефтегазовая инфраструктура по добыче, транспортировке и переработке углеводородов.

В рамках "Сахалина-2" осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского морского шельфа. Завод СПГ-проекта "Сахалин-2" в Пригородном на юге Сахалина был введен в эксплуатацию в феврале 2009 года, в 2010 году вышел на полную проектную мощность — 9,6 млн тонн СПГ в год. В дальнейшем программа оптимизации работы позволила увеличить его производительность на 20%, до 11,5 млн тонн СПГ в год.

В конце февраля Shell, владеющая 27,5%-ной долей в проекте, объявила о намерении выйти из актива и позднее отозвала оттуда свой управляющий и технический персонал. В отчете за первый квартал компания признала убыток от обесценивания по этому проекту в размере $1,614 млрд. Вместе с тем сообщалось, что японские Mitsui (доля в проекте "Сахалин-2" — 12,5%) и Mitsubishi (10%) не намерены выходить из проекта. Сам "Газпром" в конце прошлого года уже перевел владение своей долей в Sakhalin Energy с голландской Gazprom Sakhalin Holdings B.V. на российское ООО "Газпром Сахалин холдинг".

Также на совещании в Южно-Сахалинске обсуждались и перспективы проекта "Сахалин-3", в рамках которого планируется освоить три участка: Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский (лицензии принадлежат ПАО "Газпром" — ИФ). В пределах Киринского участка находятся Киринское, а также открытые "Газпромом" Южно-Киринское, Южно-Лунское и Мынгинское месторождения.

В октябре 2013 года на Киринском месторождении состоялся первый пуск газа, а в 2014 году началась промышленная добыча. Газ Киринского месторождения является основной ресурсной базой для газотранспортной системы "Сахалин-Хабаровск- Владивосток".

Киринское месторождение является единственным месторождением на российском шельфе, где добыча ведется с помощью подводного добычного комплекса, без использования платформ и иных надводных конструкций.

Вместе с тем, как считает Трутнев, к разработке месторождений углеводородов на шельфе Дальнего Востока необходимо привлекать дружественные страны.

"Россия всегда являлась страной, лидирующей по добыче углеводородов. Сейчас мы, к сожалению, целый ряд компетенций утратили. Мы практически не занимаемся добычей на шельфе, кроме совместных проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Нам надо к этому возвращаться (…) Надо осваивать шельф, приглашать к сотрудничеству на шельфе дружественные нам страны и возрождать технологии. Кроме того, есть целый ряд технологий, в которых мы тоже немножечко отстали от мира", — сказал он.

Он отметил, что у компаний, занимающихся нефтегазодобычей на Дальнем Востоке, "сегодня достаточно финансовых средств, так как цены на газ, на нефть находятся на очень высоком уровне".

"Надо найти деньги для разработки (шельфа — ИФ), для того, чтобы мы производили необходимое для разработки месторождений оборудование. Вот это все мы обсуждали сегодня на совещании, дали поручения, надеюсь, что будем двигаться", — сказал Трутнев.

Как заявил полпред, необходимо сделать так, чтобы "все предприятия, которые нуждаются в газе и в нефти на территории Дальневосточного федерального округа, получили эти ресурсы".

"У нас сегодня есть некая такая очередь, например, среди резидентов Приморья, там они довольно долго ждут, когда же, наконец, газ подведут. И это мешает им запустить проекты там. У нас есть проекты, которые еще не стартовали, например, завод по производству метанола в Амурской области, тоже (там — ИФ) газа нет. Считаю, что эти вопросы сейчас надо решать", — заключил он.

Обозреватель Наталья Пономарева​​​​​​​