Сахалинская область занимает важное место в топливно-энергетическом комплексе Дальнего Востока России. О перспективах развития этой отрасли, реконструкции морских портов, мерах поддержки бизнеса и о том, будет ли построен мост, который свяжет Сахалин с материком, в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума-2024 рассказал губернатор региона Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, Вы сообщали, что в 2023 году регион привлек рекордный объем инвестиций в основной капитал - 305,3 млрд рублей (в 2022 году - 261 млрд рублей). За счет каких проектов произошел рост и какие крупные проекты предполагаете ввести в этом году?
- Да, у нас действительно увеличился объем инвестиций, и, что самое важное, серьезно изменилась структура вложений денежных средств. Если раньше подавляющий их объем шел в нефтегазовый сектор, то сейчас все ровно наоборот. Более 73% инвестиций направлены в отрасли, не связанные с сырьевым сектором. А в 2019 году на них приходилось лишь 38%.
За счет чего это произошло? У нас идет активное строительство. Уже три года подряд мы вводим более 500 тыс. кв. метров жилья. И эту планку снижать не собираемся. Развивается рыбопромышленный комплекс. Бизнес инвестирует в строительство рыбоперерабатывающих заводов и в строительство судов. Например, в прошлом году были запущены три производства по рыбопереработке.
Завершено строительство самого крупного в России крытого угольного конвейера протяженностью 23 км. Это уникальный проект на западном побережье Сахалина, который позволит в дальнейшем нарастить добычу угля до 20 млн тонн в год.
Существенный объем инвестиций идет в транспортно-логистический комплекс. Мы приступили к созданию двух современных портов на юге и в центральной части Сахалина - Корсаковского и Поронайского. В прошлом году запустили самый крупный на Дальнем Востоке международный аэровокзальный комплекс.
Первую очередь нефтегазового индустриального парка на Сахалине планируется ввести к осени
В этом году вводим в эксплуатацию Нефтегазовый индустриальный парк, где будут сосредоточены российские компании по обслуживанию шельфовых проектов, и Агропромышленный парк. Он обеспечит хранение выращенной на Сахалине овощной продукции до нового урожая.
Кроме того, там предусмотрены производственные мощности для наших аграриев, что в свою очередь позволит нарастить и расширить ассортимент выпускаемой ими продукции.
У нас активно идет газификация, развивается инженерная инфраструктура, в том числе с использованием такого механизма как концессионные соглашения. Они подписаны на общую сумму свыше 150 млрд рублей. Кстати, в этом году мы вошли в десятку лучших регионов по развитию государственно-частного партнерства и реализации концессионных соглашений.
Росту инвестиций способствует наличие уникальных преференциальных режимов, например территорий опережающего развития. На сегодняшний день там зарегистрировано свыше 100 резидентов. Они реализуют проекты в туризме, сельском хозяйстве, рыбной отрасли.
- Какой объем инвестиций ожидаете в 2024 году? Какие крупные проекты будут начаты в этом году?
- В этом году мы планируем выйти на 340 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Помимо тех проектов, которые уже реализуются, мы начнем работы по реконструкции Корсаковского порта и строительству Поронайского порта. Кроме того, запускаем строительство второй очереди Нефтегазового индустриального парка и двух рыбоперерабатывающих заводов. Все это повлечет за собой приток инвестиций.
- Как поддерживаете местных инвесторов?
- В первую очередь отмечу, что мы выстроили доверительные отношения с бизнесом. Мы дорожим каждым инвестором и создаем условия для реализации проектов в самых разных отраслях экономики.
В каждом муниципальном образовании сформирован мастер-план. В нем предусмотрены земельные участки, возможные для реализации проектов, отмечено наличие инфраструктуры и дальнейшие планы по ее развитию. То есть инвестор видит, где он может запустить свой проект и какие для этого есть ресурсы.
Помимо этого, мы сопровождаем реализацию инвестиционного проекта на всем протяжении клиентского пути. Это помогает получать обратную связь, видеть, на каком этапе и какие проблемы возникают, а также комплексно решать их. Например, это касается оформления земельных участков и подключения к ресурсоснабжающей инфраструктуре. Мы смогли снизить бюрократические издержки и сократить время на эти процедуры на 15-20%. В целом мы стараемся обеспечить бизнес земельными участками уже с инфраструктурой.
Более 500 млрд рублей планируется вложить в развитие Южно-Сахалинской агломерации - власти
Наша инвестиционная карта и мастер-план Южно-Сахалинской агломерации включен в федеральную государственную информационную систему "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных".
На Петербургском форуме мы подписываем соглашение с Росреестром о реализации совместных проектов по использованию информационных систем с цифровыми пространственными данными.
Речь идет о возможности оказания государственных и муниципальных услуг с использованием сервисов Федерального портала пространственных данных. Например, предоставление сведений о земле и видах ее использования, градостроительной проработке территории, включая информацию о подключении к инженерным сетям, возможности подачи заявки на участие в инвестиционном проекте, планах по развитию территории.
Один из самых серьезных вопросов - это привлечение средств на реализацию инвестиционного проекта. И мы помогаем бизнесу стать участником государственных программ по доступному финансированию.
Кроме того, большой пакет мер поддержки предусмотрен преференциальными режимами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.
- Какие новые промышленные производства появятся в Сахалинской области на горизонте следующих пяти лет?
- Мы нацелены на развитие углубленной переработки углеводородов - это создание мощностей по производству топлива, продуктов газохимии. Кроме того, планируем выпуск кормов из белка, минеральных и органических удобрений, строительство цементного завода, лесоперерабатывающего комплекса, новых рыбоперерабатывающих заводов.
- Когда начнется реконструкция порта Корсаков? Президент одобрил Ваше предложение о переносе финансирования на этот год, а когда оно будет открыто? С учетом переноса начала строительства, вероятно, сдвинется и срок завершения работ?
Путин одобрил перенос финансирования реконструкции крупнейшего морпорта Сахалина на 2024 г
- По объектам порта, которые принадлежат Нацрыбресурсу, уже проводятся процедуры по определению подрядной компании на строительство. Что касается части Минтранса, а это реконструкция гидросооружений, дноуглубление для создания точки разворота Северного морского пути (СМП), то эти работы войдут в нацпроект "Транспорт". В ближайшее время начнется его реализация.
- Компания ООО "Логин Дело", основанная Сергеем Шишкаревым, собиралась купить Корсаковский морской торговый порт. Когда состоится сделка и как это отразится на судьбе порта? Как собирается развивать порт эта компания?
- В настоящее время сделка по приобретению Корсаковского порта согласована в УФАС. Отмечу, что этот порт - основа международного транспортно-логистического хаба, который мы создаем на Сахалине, и ключ к развитию всей области. На его территории будут построены рыбоперерабатывающие мощности. Благодаря этому мы сможем изменить логистику рыбопереработки, перенести ее из корейского Пусана на сахалинский берег и создать центр дистрибуции рыбной продукции. Там также будет построен крупный контейнерный терминал, а сам порт должен стать одной из точек разворота Северного морского пути. Новый инвестор намерен вкладывать средства в создание инфраструктуры под эти проекты. На Петербургском форуме с ООО "Логин Дело" мы подписываем об этом соглашение. С приходом в нашу область этой компании повысится качество логистических услуг, а это важно для развития бизнеса и реализации многих инвестиционных проектов.
- Как продвигается разработка ТЭО нефтехимических производств на острове? Когда будет завершен этот процесс и получены результаты?
- В настоящее время "Газпром" готовит обоснование инвестиций для строительства завода по производству топлива, компания "Сибур" - технико-экономическое обоснование для возможностей организации нефтегазохимических производств. Планируем, что эта работа будет завершена в ближайшее время.
- Каков актуальный процент газификации региона? Какие планы по этой программе до конца года?
- На сегодняшний день уровень газификации составляет 61%. Напомню, что в 2018 году было всего 14%. Газифицировано 37 населенных пунктов и около 33 тыс. абонентов. В этом году должны газифицировать 25 населенных пунктов, 3172 домовладения и 18 котельных. А полностью завершить программу газификации, утвержденную с "Газпромом", планируем в 2027-2028 годах.
Помимо этого, мы переводим на газ автомобили и технику. На полях форума с компанией "Газпром газомоторное топливо" подписываем уникальное для России соглашение о реализации программы по переводу транспорта на газомоторное топливо. Газпром в течение трех лет создаст во всех районах Сахалина необходимую инфраструктуру - стационарные и передвижные газозаправочные станции.
Мы, в свою очередь, будем закупать общественный транспорт и технику на газомоторном топливе, стимулировать бизнес и жителей региона переводить автомобили на газ. Это и экологично, и экономично.
- Как обстоят дела с реализацией программы по расселению аварийного жилья? Какие планы у региона после ее завершения?
- Здесь мы идем уверенными темпами. Напомню, что первую программу мы завершили досрочно. В рамках второй должны расселить около 750 тыс. кв. метров, где проживает почти 34 тыс. человек.
На сегодняшний день в рамках старой и новой программ расселили 500 тыс. кв. метров аварийного жилья. Из них в прошлом году - более 141 тыс. кв. метров, 6,5 тыс. человек переехали в новые квартиры. В этом году будет расселено 148 тыс. кв. метров, жилищные условия улучшат более 6 тыс. человек. Завершить вторую программу планируем в 2026 году.
Хочу отметить, что работу по признанию аварийного жилья мы не останавливаем. Будем и дальше изыскивать возможности, чтобы продолжить переселять людей в комфортные и безопасные дома.
Отмечу, что мы уже три года подряд строим на островах более 500 тыс. кв. метров жилья в год, это свыше 1 кв. метра на человека. Такие объемы строительства в том числе помогают нам решать вопрос с ликвидацией аварийного жилья.
- Уже много лет обсуждается идея моста "Сахалин - материк". В этом году Вы вновь вынесли на федеральный уровень тему моста. Как считаете, в какой временной перспективе он может быть отображен в федеральных программах развития?
- Строительство мостового перехода сегодня имеет под собой серьезную основу. Мы запускаем новые инвестиционные проекты, производства, соответственно в перспективе вырастет и грузовая база. Для нас важно, что президент страны Владимир Владимирович Путин поддержал инициативу вернуться к этому вопросу. Сейчас будем актуализировать данные по грузовой базе, техническим решениям, стоимости проекта. Результаты представим руководству страны для дальнейшего решения.