Происходящие в мире геополитические изменения приводят к возрастающей роли Приморского края, который оказывается в фокусе связей России с крупнейшими экономиками Азии. О том, как складывается ситуация, какие тенденции можно прогнозировать, "Интерфаксу" рассказал посол по особым поручениям МИД России, руководитель представительства МИД РФ во Владивостоке Андрей Броварец.
- Андрей Петрович, одним из приоритетов внешней политики России становится курс на Восток. Как это отражается на ситуации в Приморском крае – приграничном регионе, восточном форпосте страны?
- Прошлый, 2022 год для всей нашей страны без преувеличения можно назвать переломным. Были сброшены многие маски, отринуты многие концепции. Однако появились и новые возможности, в том числе для Приморья. Край в новых условиях активно развивается. Драйвером этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. В рамках преференциальных режимов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ почти на 115 млрд рублей. По итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья, вдумайтесь в эту цифру, вырос на 15%. Прогнозируемый рост в 2023 году – 6%. Рост внешнеторгового оборота составил 22%. Именно так выглядит курс на Восток.
- Роль Приморского края в новых условиях возрастает. Какие актуальные вопросы предстоит решить, как, на ваш взгляд ведется работа в этом направлении в регионе?
- Мы видим, что активность в повороте на Восток отмечается на всех уровнях. На прошедшем 9 июня в Чите выездном совещании комитета Совета Федерации по международным делам совместно с комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и комитетом СФ по экономической политике обсуждались вопросы внешнеэкономических связей и приграничного сотрудничества регионов Дальневосточного федерального округа как фактора обеспечения их динамичного развития в новых внешнеполитических условиях. На мой взгляд, и я говорил об этом на заседании, в новых геополитических условиях необходимо ускоренное развитие транспортной инфраструктуры. В частности, возрастает значимость международных транспортных коридоров Приморье-1, Приморье-2, портов края. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко на самом высоком уровне поднимал вопрос о том, что работы по строительству трассы Владивосток - Находка - порт Восточный необходимо ускорить. Трасса является опорной и соединяет международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с китайской границей, с портами юга Приморья с растущим грузооборотом. В итоге поворот на Восток принесет краю рост поступлений в бюджет, увеличение внешнеторгового оборота, валового регионального продукта, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места.
- Туризм в допандемийные годы был одним из драйверов экономики региона. Есть ли сейчас потенциал в этом направлении?
- Прошлый год показал, что туристический поток в Приморье восстанавливается. Край посетили 3 млн туристов, что всего лишь на 1 млн человек меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Новый импульс туризму придаст межправительственное соглашение между РФ и КНР о безвизовых групповых турпоездках, работа по этому направлению сейчас ведется.
- Как Вы оцениваете перспективы развития международных связей Приморского края в новых условиях?
- Осенью 2022 года из Владивостока возобновились международные полеты. Также по итогам прошлого года рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и КНДР. Международные встречи, поездки, где обсуждается сотрудничество, совместные проекты с дружественными странами проводятся в этом году.
- Какие новые вызовы для региона вы видите в новых условиях?
- Ключевыми вопросами в целом для Дальнего Востока считаю решение вопросов демографии, а также ускорение модернизации транспортной инфраструктуры. Мы совершили поворот на Восток, сейчас важно не двигаться по инерции.
- Ожидаются ли новые шаги в рамках курса на Восток в Приморье?
- Одним из них, на мой взгляд, станет международная территория опережающего развития, ее планируется создать на острове Русский до конца года. Воспользоваться льготными условиями бизнеса смогут и иностранные компании. Сейчас Приморский край, регионы ДФО оказываются в фокусе развивающихся связей нашей страны с крупнейшими экономиками Юго-Восточной Азии. Важно, чтобы мы были готовы к изменениям в первую очередь с точки зрения транспортной, социальной инфраструктуры. Понимание этого, реальные действия есть как на федеральном уровне, так и на уровне руководства Приморья.
- Какие новые вызовы ставит изменившаяся геополитическая обстановка перед дипломатами, властями края?
- Мы стоим в начале долгого пути, на всем протяжении которого край будут испытывать на прочность. Нам нужно будет провести масштабную работу, ей уже активно занимаются дипломаты, власти Приморского края, представители бизнес-сообщества. Выстраиваются и укрепляются новые внешнеэкономические связи, производственные цепочки, логистика.
Справочно: По данным Агентства по туризму Приморского края, в первом квартале Приморский край посетили более 470 тыс. туристов, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
По данным властей региона, грузооборот портов Приморского края планируется удвоить до 2030 года благодаря увеличению транзита. Губернатор Приморья Олег Кожемяко во время ежегодного отчета о работе правительства края в 2022 году перед Законодательным собранием региона заявил, что Приморье становится одной из стратегически важных территорий России, позволяющих держать курс на Восток.