О планах полной газификации региона и расселения аварийного жилфонда, о транспортной доступности островов и интересе инвесторов к туристическим проектам на Курилах в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, в следующем году областная казна теряет более 60 млрд рублей собственных доходов. Как это отразится на регионе? От чего придется отказаться? Какие направления для правительства области будут приоритетными?
- Низкая цена на углеводороды, к сожалению, привела к серьезному падению доходов бюджета. В этой ситуации мы были вынуждены расставить приоритеты при распределении средств на те или иные направления. Главные задачи - обеспечить выполнение всех социальных обязательств, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, завершение строительства пусковых объектов. Мы также предусмотрели средства на софинансирование объектов государственной и муниципальной собственности, строительство которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ.
Будем завершать все начатые стройки в социальном секторе, продолжим решать вопросы переселения людей из аварийного жилья, модернизировать инфраструктуру, повышать качество услуг в здравоохранении, образовании и других сферах.
- Не изменятся ли в связи с падением доходов облбюджета планы по 100-процентной газификации региона до 2025 года, которые правительство региона реализует совместно с ПАО "Газпром"? Что в этом направлении сделано в этом году, какие планы по газификации в следующем году?
- Планы не изменились. В этом году "Газпром" завершил строительство первого этапа "Восточного газопровода". Это позволило подать газ в распределительные сети районов "Ботанический сад" и "Санта" в Южно-Сахалинске. В настоящее время "голубое" топливо получают жители этих районов, а также резиденты ТОР "Горный воздух".
В стадии завершения находятся объекты газораспределения и газопотребления Тымовского района. Выполняется строительство межпоселковых газопроводов в Долинском районе. По шести объектам идут проектные работы.
Со своей стороны правительство Сахалинской области и администрации муниципальных образований в этом году обеспечили строительство внутрипоселковых газопроводов в селе Восход Тымовского района, в городе Долинске, селе Раздольное Корсаковского района, в городе Корсакове, в селе Троицкое Анивского района, в городе Макарове, а также в жилых районах Южно-Сахалинска. Всего построено 90 км, до конца этого года всего введем 96,4 км. Кроме того разработана проектная документация по газификации сельских населенных пунктов Корсаковского района - села Первая, Вторая и Третья Падь, а также села Дачное, Соловьевка, Чапаево; село Мицулевка Анивского городского округа. Завершены проектные работы по газоснабжению села Первомайск Смирныховского городского округа.
В 2021 году планируем завершить строительство начатых объектов газификации, а также строительство внутрипоселковых газопроводов в селах Покровка и Сосновка Долинского района.
- На недавней встрече с министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным Вы договорились о федеральной помощи в реализации областной программы расселения ветхого и аварийного жилья. До 2026 года планируется расселить свыше 600 тыс. кв. м такого жилфонда в регионе, на что требуется более 50 млрд рублей. Какой будет федеральная помощь, сколько денег дадут? Удастся ли, на Ваш взгляд, за 5 лет выполнить эти планы?
- В настоящее время мы завершаем расселение аварийного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. Должно быть ликвидировано 87 тысяч квадратных метров непригодного фонда, в котором проживает 4,3 тыс. человек.
Это позволило нам войти в пилотный проект и первыми в стране приступить к реализации новой федеральной программы по расселению остального аварийного жилья - свыше 630 тысяч "квадратов". Необходимо расселить более 1,7 тыс. непригодных для проживания домов, в которых живут 25 тысяч человек. Эту работу мы планируем завершить ускоренными темпами. И здесь нам поможет федеральный центр. С министром строительства и ЖКХ РФ Иреком Файзуллиным мы договорились, что средства поступят в область по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ.
1 декабря мы представили в федеральные органы проект новой программы по расселению. Она заработает со второй половины будущего года, поскольку необходимо детально проработать вопросы. Безусловно, мы приложим все усилия, чтобы расселить аварийный жилой фонд в течение пяти лет.
- Вы заявляли ранее о масштабных планах развития водородной энергетики, строительства в Поронайске завода СПГ и нового порта в этом районе, о модернизации и развитии Корсаковского морпорта как логистического центра для Северного морского пути. Не меняются ли эти планы в свете всех негативных тенденций пандемии и падения доходов областной казны? На какой стадии эти планы? Будет ли федеральное участие в данных проектах и каким оно будет? Инвесторы уже по ним есть и кто они?
- При выборе пункта разворота Севморпути между Сахалином и Камчаткой особую роль будет играть наличие развитой портовой инфраструктуры. Модернизация Корсаковского морского порта как раз и является здесь решающим моментом. Поэтому планы не меняются. Мы работаем над тем, чтобы разместить там мультимодальный хаб. Это должен быть большой порт с транзитом грузовых перевозок, которые будут идти по Северному морскому транспортному коридору.
По Корсаковскому порту уже проводится разработка инвестиционного замысла, к апрелю будет подготовлена декларация о намерениях. После этого будем заявляться на включение в федеральные программы с целью финансирования этого проекта. Мы также прорабатываем вопрос модернизации порта с "ВЭБ.РФ" и "Русатом Карго".
По водородной энергетике сейчас работаем в нескольких направлениях. Мы создали рабочие группы с "Росатомом" и двумя заинтересованными компаниями, определяем с ними степень участия, технологии и объемы производства. Кроме того ведем работу по заключению оффтэйк контрактов на водород в странах Азии, прежде всего, это - Япония и Корея.
- Вы провели в Москве Дни открытых дверей Сахалинской области для потенциальных инвесторов. Кто уже проявил интерес и к каким проектам? Когда планируется реализовать эти проекты, сколько инвестиций по ним планируется привлечь?
- В Дне открытых дверей Сахалинской области приняли участие более 80 компаний. Мы ознакомили их представителей с туристическим потенциалом нашего региона, рассказали о проектах создания экологического кластера "Лагуна Буссе" на юге Сахалина, туристско-рекреационных кластеров "Архипелаг Онекотан" и "Итуруп Резорт" на Курилах.
С потенциальными инвесторами мы обсудили все детали инвестиционного цикла. Предложили им строить кафе и рестораны, гостиницы, глэмпинги, базы отдыха, рекреационные центры. Но при этом обратили внимание на то, что важно придерживаться главного принципа - сохранения экологически чистой среды. Зеленые, комфортные острова с развитой туристической инфраструктурой будут нашим преимуществом. Это позволит увеличить посещаемость Сахалина и Курил.
Хочу отметить, что инвесторы проявили интерес к представленным проектам. Мы подписали соглашения с шестью компаниями на общую сумму свыше 3 млрд рублей по проектам на Южных Курилах и кластеру "Лагуна Буссе". С государственной корпорацией развития России "ВЭБ.РФ" договорились о совместной реализации проекта по созданию туристического комплекса "Итуруп". Кроме того по итогам Дня открытых дверей мы сформировали пул потенциальных партнеров, будем с ними взаимодействовать, обсуждать детали. Рассчитываем, что они также примут решение инвестировать средства в островной туризм.
- Как решается вопрос с "разморозкой" стройки терминала в аэропорту Южно-Сахалинска? Когда этот терминал все-таки будет построен? Вы планировали сделать аэропорт дальневосточным хабом для АТР. Не поменялись ли планы? Реально ли это, ведь даже "Аэрофлот" отказался от полетов в Южно-Сахалинск...
- Этот вопрос мы недавно обсуждали с заместителем председателя правительства РФ - полномочным представителем президента РФ в ДФО Юрием Трутневым и министром РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым. Вместе выезжали на объект, смотрели сделанный объем работ. Наша главная задача - найти источник финансирования проекта в связи с сокращением доходов областного бюджета. При этом условии аэровокзальный комплекс можно достроить за полтора года.
Считаем, что для достройки объекта необходимо привлекать частного инвестора.
- Сколько средств в облбюджете-2021 года заложено на транспортную доступность региона? Не снизится ли объем субсидий на компенсацию тарифов по авиа-и морским перевозкам внутри региона?
- Мы продолжим субсидирование внутриобластных пассажирских перевозок по всем направлениям, на которые выделялись деньги в предыдущие годы. Это морская линия Корсаков - Курилы - между Северо-Курильском и Петропавловск-Камчатским, островами Кунашир и Шикотан, а также железнодорожное пригородное сообщение на Сахалине. Что касается воздушного транспорта, то мы субсидируем полеты из Южно-Сахалинска в Оху, Ноглики, Южно-Курильск, Курильск, Шахтерск, между Курильскими островами, между Северо-Курильском и Петропавловск-Камчатским. Кроме того планируем начать полеты из Южно-Сахалинска в Александровск-Сахалинский и Зональное.
Также в 2021 году будут сохранены действующие в предыдущие годы межмуниципальные автобусные маршруты. Всего на организацию транспортного обслуживания населения предусмотрено 1,8 млрд рублей.
- Как обстоят дела с реализацией Курильской программы и перспективами развития островов?
- В 2015 году правительство России по поручению президента утвердило новую федеральную программу развития Курильских островов на период до 2025 года. У нас также есть аналогичная региональная программа, в которую включены объекты, которые не могут быть реализованы с участием федеральных органов.
Программа - достаточно комплексная. Она предусматривает не только бюджетное финансирование на стройки, но и реализацию инвестиционных проектов бизнеса и проектов ГЧП.
В результате этой работы уже ведены в эксплуатацию более трех десятков объектов на всех обитаемых островах, включая школы, детские сады, объекты культуры и спорта, жилые дома, дороги. До конца текущего года мы завершим строительство еще шести объектов, включая дом культуры на Шикотане, жилые дома на Кунашире, объекты здравоохранения, реконструированные участки дорог.
Нам практически удалось решить вопрос привлечения на острова крайне необходимых специалистов для бюджетной сферы. За пять лет постоянными жителями Курил стали более 100 специалистов высокой квалификации.
В ближайшие три года мы ежегодно планируем направлять на развитие Курильских островов 6-7 млрд рублей. Уже разработаны проектные решения на более чем 70 новых объектов, включая капиталоемкие объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, жилые дома, объекты социальной сферы.
В настоящее время финансирование мероприятий программы на 85% обеспечивается за счет региона. Учитывая сокращение доходов областного бюджета, для нас очень важно, чтобы на реализацию федеральной программы по Курилам начали выделяться и значительные федеральные средства. Мы направили обращения в адрес правительства РФ и ряда федеральных министров о необходимости решения данной проблемы.
Очень важно, чтобы программа по развитию Курильских островов была реализована в полном объеме. Таким образом мы сможем решить вопросы повышения качества жизни людей, демографии, укрепления экономики области.