Дальний Восток / Эксклюзив 1 октября 2021 г. 11:13

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко:

"Строящийся индустриальный технопарк - это новые производства и рабочие места"

О создании нефтегазового индустриального парка, о перспективах водородной энергетики и о подготовке востребованных специалистов "Интерфаксу" в кулуарах Дальневосточного энергетического форума "Нефть и газ Сахалина" рассказал губернатор региона Валерий Лимаренко.

"Строящийся индустриальный технопарк - это новые производства и рабочие места"
Фото пресс-службы правительства Сахалинской области

- Валерий Игоревич, на Сахалине прошел Дальневосточный энергетический форум. Его повестка была очень насыщенной. Какие соглашения удалось подписать?

- Мы подписали соглашение с "Газпромом". Совместно приступаем к разработке технико-экономического обоснования на первый этап работы по созданию производства топлива из газового конденсата. Это позволит снизить стоимость на керосин и бензин.

Также продолжаем работу над созданием Сахалинского нефтегазового индустриального парка. На форуме одним из его новых резидентов стала компания "Сахалин Турбина Сервис". Это значит, что у нас появятся новые высокотехнологичные производства и рабочие места. Поэтому особое внимание уделяем подготовке квалифицированных кадров. Соглашение о сотрудничество в этой сфере подписали "Сахалин Энерджи" и Сахалинский государственный университет.

Кроме того при участии компании SAP подписано трехстороннее соглашение касательно перспектив по созданию в вузе лаборатории проектно-ориентированного обучения в области передовых информационных технологий.

Еще один меморандум заключили с "Шелл". Будем развивать сотрудничество в области проектов по снижению выбросов парниковых газов. Речь идет о проектах по лесовосстановлению и сохранению лесов, развитию технологий улавливания и хранения углекислого газа, а также иных технологий, направленных на повышение энергетической и ресурсной эффективности.

- Вы уже упомянули про Сахалинский нефтегазовый индустриальный парк. Расскажите об этом проекте подробнее. Какие объекты там будут и какие работы уже проводятся?

- Свое намерение стать резидентами парка подтвердили 13 компаний, которые создадут производства в течение пяти лет. Например, компания "Эр Ликид" запланировала организацию хранения и отгрузки сжиженного азота. Компания "Сахалин Турбина Сервис" откроет предприятие по ремонту динамического и энергетического оборудования. "Интра" создаст производство композитных материалов, оборудования и расходных материалов для обеспечения работ методом безостановочного ремонта. "ПетрогазТех шельф-сервис" откроет сервисный центр по проведению подводно-технических работ. И (существует еще - ИФ) ряд иных проектов, которые сегодня находятся на стадии переговоров.

В сентябре этого года запущена транспортно-логистическая база. Всего будет создано более одной тысячи рабочих мест, и мы сможем увеличить локализацию нефтегазовых сервисов и довести их долю с 5% до 25%. Планируем, что объем инвестиций в строительство парка составит порядка 18 млрд рублей. Для работников индустриального парка в непосредственной близости к нему планируем построить современный жилой массив. Рассчитываем, что предприятия технопарка будут обслуживать не только производства компании "Сахалин Энерджи", но и все основные действующие нефтегазовые мощности на Сахалине, а также те, которые планируем создавать в будущем.

- Одна из главных тем форума в этом году - новая энергетика и перспективы водородного топлива. Ранее Вы уже говорили, что на Сахалине будет реализован пилотный проект водородного кластера. Что уже делается в этом направлении? Каковы перспективы этого проекта?

- У нас есть партнёры, которые заинтересованы в развитии водородной энергетики на Сахалине и Курилах. В настоящее время с Росатомом и французской компанией "Эр Ликид" мы прорабатываем возможность организации промышленного производства водорода из природного газа. Уже подписано соглашение с Газпромом о выделении метана в качестве ресурсной базы для реализации первого этапа проекта для производства 30 тыс. тонн водорода в год.

Почему мы занимаемся этой темой? Водород - это новый вид энергии, который в скором времени станет наиболее востребованным и перспективным. Он имеет низкий или нулевой углеродный след. А, как вы знаете, климатическая повестка сегодня является актуальной во всем мире, и многие страны перестраивают экономику под новые стандарты. Развитием водородной энергетики занимаются наши соседи по АТР, например, Япония, Республика Корея, Китай. У Сахалинской области есть конкурентные преимущества, чтобы выйти на этот новый энергетический рынок.

Во-первых, мы близко расположены к потребителям. Это очень важный момент, потому что на транспортировку водорода приходится половина его стоимости. Водород - летучий материал, который невозможно перегнать по трубе или закачать в баллон и перевезти. Есть идея о том, чтобы смешивать его с азотом и передавать в виде аммиака. Каким образом это будем делать мы, покажет ТЭО, которое должны быть завершено до конца года.

Во-вторых, у нас есть необходимая ресурсная база для производства водорода, поскольку Сахалинская область - газодобывающий регион. На первом этапе - газ, на втором - возобновляемые источники энергии - ветер, сила приливов, солнце.

В-третьих, - у нас высокая технологическая готовность. Сахалинская область была первой в России по созданию отрасли СПГ. Для этой отрасли также характерны криогенные технологии, сложная автоматика, высокие требования безопасности.

Наше предложение развивать водородную энергетику поддержано в утвержденной правительством Российской Федерации концепции развития водородной энергетики страны, в части создания Восточного кластера. При формировании водородного кластера мы не только ориентируемся на экспорт, но и формируем экосистему внутреннего потребления водорода.

Один из таких проектов - применение водорода на железнодорожном транспорте, который мы реализуем совместно с консорциумом РЖД, Росатомом и Трансмашхолдингом. Какие преимущества это нам дает? Мы сможем организовать пассажирские и грузовые перевозки с использованием экологически чистого транспорта и снизить выбросы в атмосферу. А во-вторых, сформировать новую наукоемкую отрасль промышленности и создать дополнительные высокотехнологичные рабочие места.

Помимо этого на прошедшем в мае в Южно-Сахалинске Дальневосточном форуме экологичного транспорта такие компании, как КАМАЗ и ГАЗ, уже представили свои планы по автомобильным водородным платформам: грузовикам и автобусам.

Так что водородная энергетика - это не фантастика, а наше ближайшее будущее.

- Для реализации таких проектов нужны специалисты. Как собираетесь готовить кадры?

- Мы не собираемся, а уже начали готовить таких специалистов. У нас подписано соглашение с Газпромом, с университетом нефти и газа им. Губкина об организации совместных образовательных и исследовательских программ в области водородной энергетики. С сентября первая группа студентов приступила к обучению.

Помимо этого мы выиграли грант Министерства науки и образования Российской Федерации на создание в Сахалинском государственном университете лаборатории по водороду в партнерстве с Институтом проблем химической физики РАН.

Там будут разрабатывать технологии, которые станут основой для появления новых продуктов - таких, как водородные топливные элементы. Их можно использовать для создания электрического транспорта и резервных источников электропитания.

- Если говорить о новой энергетике с возобновляемыми источниками: такие проекты актуальны для нашего региона, особенно для Курильских островов. ВГК заявила о планах построить ветропарк в Углегорском районе для своих производственных объектов. Какие еще проекты могут быть реализованы в нашем регионе, в том числе, на Курилах?

- У нас, действительно, серьезный потенциал для развития ветроэнергетики. Большая часть побережья Сахалина имеет среднегодовую скорость ветра 6-8 м/с, на Курилах - 8-9 м/с, что как раз оптимально для выработки энергии. В нашей программе модернизации электроэнергетики Сахалинской области до 2025 года включено строительство нескольких электростанций на возобновляемых источниках энергии.

На Сахалине планируется строительство ветропарка мощностью 67,2 МВт "Восточной горнорудной компании", о которой вы сказали. Помимо этого компания "НоваВинд" будет строить ветропарк мощностью 200 МВт.

На Курилах - на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане - будет построена сеть станций на возобновляемых источниках энергии общей мощностью 42,5 МВт.

- На какой стадии сейчас проект строительства экополиса вблизи города Корсакова? В какую стоимость оцениваете этот проект? Кто будет его финансировать?

- Экополис - это идеальный город, с точки зрения комфортного проживания человека. Он будет построен с использованием экологичных материалов и последних технических достижений российских и международных компаний. И это - девелоперский проект. Для его реализации мы привлекаем бизнес.

Для инженерного обустройства экополиса совместно с Дом.РФ рассматриваем использование механизма инфраструктурных облигаций в объеме около 50 млрд рублей. Также правительство области совместно с Дом.РФ планирует строительство 100 тыс. квадратных метров арендного жилья в городе.

Мы приглашаем Росводоканал для организации современного водоснабжения. Россети - для создания умных сетей энергоснабжения. Ростелеком - для создания технологий умного города. ГАЗ, Камаз, Трансмашхолдинг - для создания современного экологичного транспорта.

Мы также приглашаем ведущих девелоперов России и стран АТР к строительству торговых центров, офисно-деловой инфраструктуры, комфортного жилья. Планируем, что объём жилой застройки будет не менее 1 млн квадратных метров.

На разработку концепции экополиса объявлен международный конкурс. В нем участвует пять архитектурных консорциумов с российскими и международными участниками. В ноябре этого года он завершится и будет выбрана концепция.  В 2022 году будет разработан генплан и схема территориального планирования.

Проект экополиса мы презентовали на мероприятии Платформы Национальной технологической инициативы "Архипелаг-2021", и он был признан победителем. Хочу также собрать, что мы собрали все лучшие предложения участников форума, которые будут положены в основу технического задания на проектирование города.

Таким образом мы сможем сформировать новую комфортную современную среду для людей, живущих на Сахалине. А также для людей, которых мы ждём, чтобы они приезжали к нам и трудились над решением самых интересных задач.