О перспективах Камчатки на лососевую путину 2023 года, первых результатах эксперимента по ограничению вывоза из региона красной икры непромышленного производства, реконструкции малых аэропортов края, изменениях в структуре экспорта-импорта Камчатки в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
- Владимир Викторович, начать хотелось бы с вопроса о ситуации в ключевой отрасли региона - рыбодобывающей. Поправки в закон о втором этапе инвестквот не так давно были приняты, но у дальневосточных регионов по этому вопросу была своя консолидированная позиция. Как оцениваете будущее камчатских рыбаков с учетом этих нововведений?
- Начну с того, что за последние годы рыбопереработка в России и особенно, наверное, на Дальнем Востоке сделала очень серьезные шаги вперед. Если даже 5-7 лет назад глубокая переработка - производство рыбного филе или фарша - была некоторым исключением из правил, привлекала к себе внимание, то сейчас это достаточно распространенная практика. Могу привести цифры: по производству филе мы выросли в 2,5 раза, по фаршу - в 1,8 раза. Активно развивается производство рыбной муки и других продуктов. На Камчатке введены в строй 7 из 8 запланированных к строительству береговых рыбоперерабатывающих заводов, восьмой завод будет в этом году введен. В эту сферу только в нашем регионе привлечено больше 60 млрд рублей частных инвестиций. Таким образом, мы полностью закрываем программу первого этапа инвестиционных квот.
В то же время есть и определенные особенности, которые, мы считаем, нужно учитывать при продолжении этой политики. Первое и главное: доступ к водным биоресурсам должен быть стабильным, предсказуемым и прогнозируемым. Только в этом случае могут осуществляться инвестиции. Второе: очень важно продолжать мотивировать предприятия к инвестициям. Но при этом большая опасность связана с тем, чтобы за рыбаков решать, куда инвестировать. Например, говорить: "давайте перерабатывать рыбу в море", или "давайте будем перерабатывать на берегу", или "будем производить филе". Это неправильная позиция. Нужно подталкивать к инвестициям, но оставлять выбор за самими рыбаками. Это моя позиция, и она, кстати, всеми поддержана как стратегическое мнение. Нужно открыть некоторый инвестиционный норматив - долю средств, которую предприятие должно вкладывать в развитие. Причем в развитие не только основных производств, но и в развитие людей в широком смысле этого слова. Например, в профильное образование, в науку, в "социалку" - все это тоже инвестиции. Если рыбопромышленник вкладывается в развитие берегового поселка, где построен его завод, то это тоже идет на благо предприятия. Подтверждая этот норматив, предприятия должны гарантированно иметь доступ к тому сырью, которым они пользуются, и полностью его перерабатывать. Я благодарен правительству РФ за то, что нас услышали. Была достаточно серьезная площадка в Государственной Думе, депутаты Алексей Васильевич Гордеев, Ирина Анатольевна Яровая ее вели с вниманием со стороны правительства. Нам удалось многие вещи подправить в законе. Но поскольку он уже был на стадии законопроекта, принято решение не менять полностью концепцию, на следующий шаг отнести. Из того, что вызывает позитивную оценку, - это внимание к береговой переработке. Вызывает озабоченность строительство рыбопромыслового флота. Не сам факт, что нужно его строить и то, что нужно к нему задействовать механизмы инвестиционных квот, а просто отставание, которое складывается. Хочу здесь отметить, что правительством Российской Федерации создан проект штабной работы под руководством министра сельского хозяйства Дмитрия Николаевича Патрушева, которым будет отслеживаться строительство всех рыбопромысловых судов. Есть очень интересные вещи, которые тоже были включены. Например, то, что от крабовых аукционов часть средств будет направлена на социальную инфраструктуру. Поэтому я считаю, что мы идем вперед. Важно, что диалог есть. К сожалению, он включается на поздней стадии, и это не позволяет нам сложить изначально здравую концепцию. Получается, мы пытаемся подправить уже созданную конфигурацию. Надеюсь, что в будущем этого удастся избежать. В целом считаю, что нам удалось зафиксировать работающий механизм. Сейчас главное - это правоприменение. Надеюсь, что здесь мы продолжим конструктивный диалог, который сложился на последней стадии доработки законопроекта перед его принятием.
- Наука дает хороший прогноз на этот год по лососевым. А как с переработкой в регионе? Все ли запланированные проекты запущены, в том числе по белорыбице?
- Я уже сказал, что по береговым заводам у нас все по плану, никаких оснований для сомнений нет. По лососевым заводам серьезные мощности по переработке созданы. Как пример всегда привожу завод глубокой переработки Тымлатского рыбокомбината, который производит биологически активную добавку "Омега 3" из голов лососей. Экологически чистую с соблюдением всех строгих требований. Если говорить, как изменилась переработка, я всегда привожу цифру: если 10 лет назад из добываемого лосося 20-30% перерабатывалось на берегу, а остальное перегружали на транспорт и везли за пределы Камчатки, то сейчас пропорция ровно наоборот: 70-80% лосося перерабатывается на берегу в Камчатском крае.
Мы очень надеемся, что прогноз на подходы лососей в этом году оправдается, он действительно оптимистичный. Планируется, что камчатские предприятия смогут добыть 383 тыс. тонн красной рыбы. Уже сейчас рыбаки начинают мобилизовывать мощности, подыскивают рабочую силу. Здесь два момента я бы обозначил как задачи на будущее. Первый - это приоритет потребления рыбы внутри страны. Считаю, что мы должны под этой призмой смотреть на механизмы стимулирования новых инвестиций и поддержки предприятий. И второе - это привлечение местных кадров. Сейчас лососевая путина в основном организуется с привлечением вахтовых рабочих. Считаю, что постепенно нужно приходить к привлечению местных жителей. Это непростая задача на несколько лет вперед. Уверен, что мы вместе с рыбаками придем к ее реализации на практике.
- Как сказался эксперимент по ограничению вывоза красной икры с Камчатки в багаже и ручной клади авиапассажиров на борьбе с браконьерским оборотом?
- Эксперимент заработал с ноября 2022 года, поэтому в полном объеме мы почувствуем результаты только в 2023 году. В ноябре основная часть икры была переработана, заготовлена, вывезена и находилась вблизи мест потребления. Но уже мы видим очень хороший результат. Первое - кратно сократился вывоз икры не заводского производства, неизвестного происхождения. Это даже визуально заметно. Если раньше, попадая в аэропорт Петропавловска-Камчатского, все видели ящики с икрой и посредников, которые предлагали их перевезти за сходную цену, то сейчас этого нет. Абсолютный порядок. Были опасения, что эксперимент по ограничению вывоза икры непромышленного изготовления создаст дополнительные неудобства для пассажиров. Это второй результат - они не созданы. Все быстро, четко, удобно. Прямо на интроскопе на входе в аэропорт сотрудник безопасности вместе с сотрудником Россельхознадзора смотрят, есть икра или нет. Если нет, или если есть, но в пределах 10 килограммов, то на сумку или чемодан сразу клеится зеленая бирка. Если икры без документов, подтверждающих ее легальное происхождение, больше - красная. С красной биркой пассажир подходит к столику, где ее в течение 5-7, максимум 10 минут взвешивают, проверяют документы на груз, после чего оформляют соответствующие акты о том, допускается или не допускается икра к перевозке. Важно, что за все время эксперимента выявлено всего несколько случаев, когда вес икры в багаже превышал норму. Это означает, что даже превентивные меры работают. Люди поняли и приняли правила. Мы связываем очень серьезные ожидания с этим законом, начиная с 2023 года. Уверен, он приведет к тому, что снизится сама мотивация браконьерского промысла. В центральной России будет продаваться качественная, понятного происхождения продукция, а на Камчатке будет больше рыбы в речках и меньше браконьерских уловов.
Конечно, этот эксперимент не панацея. Мы продолжаем другие направления по борьбе с ННН-промыслом (незаконным, несообщаемым, нерегулируемым). Это и контроль перевозки, и рейдовые мероприятия, и работа оперативных служб, которые на это нацелены. Уверен, что в комплексе это даст результат. Такой пример приведу: на федеральном уровне есть утвержденный план по борьбе с ННН-промыслом. Мы приняли решение, что на уровне региона примем аналогичный план, который будет предусматривать дополнительные меры в рамках наших полномочий. Он начнет работать с 2023 года. Будем потом выходить с инициативой, чтобы краевые меры по борьбе с браконьерством были транслированы и на федеральный уровень.
Противодействие браконьерству - это комплексная работа. Ограничение перевозки икры - один из его компонентов. По другим мы продолжим работу, которая сделает мотивацию к браконьерскому промыслу низкой, а ответственность неизбежной.
- На цену икры эксперимент не повлиял?
- Нет, сейчас в моменте подорожания икры не видим. На цену больше влияет объем производства во время путины. Например, в 2022 году камчатские рыбаки поймали почти в три раза меньше лососей, чем в 2021-м. Конечно же, это повлияло на спрос, предложение. Это законы рынка. Мы же сравниваем цены на легально произведенную продукцию. Нет, на них механизм ограничения перевозки икры непромышленного изготовления не должен повлиять.
- Проект в сфере туризма - парк "Три вулкана" - является якорным для Камчатки. На каком этапе сейчас его реализация, какие сроки ставите для полного запуска?
- Проект важный не только по своему масштабу. Это тысячи мест размещения, которые предстоит создать, десятки километров подготовленных горнолыжных трасс, всесезонные возможности для туризма. Парк "Три вулкана" важен и как модельный проект, потому что он реализует логику, которую мы хотим применить в развитии туризма на Камчатке в целом. Речь идет о кластерном подходе, когда выбирается некая природная достопримечательность. В данном случае это зона трех вулканов: Мутновского, Вилючинского и Горелого. Она остается максимально нетронутой. То есть в ней нет масштабных строек, в ней только упорядочиваются проездные маршруты, некоторые точки доступа. Создается легкая инфраструктура, а в непосредственной близости от нее уже основная инфраструктура. Наш ключевой инвестор будет строить такую горную "деревню". Уже сейчас к ней ведется строительство дороги в асфальтовом исполнении. Со следующего года начнется подготовка капитального строительства парка, строительство первых экоотелей на территории самого кластера. Когда он будет завершен? Там будет несколько очередей строительства, десятилетия займет. Но первые ощутимые результаты мы увидим в 2026 году, когда будет целостное понимание, созданные объекты туристического размещения, сервиса.
- Будет ли к этому времени готова инфраструктура - новый терминал аэропорта Петропавловска-Камчатского, появятся ли современные гостиницы?
- Верный вопрос. Важно увязать базовую инфраструктуру. Я уже упомянул автомобильную дорогу к парку. Она будет закончена к 2024 году (строительство началось в 2022 году). Строительство нового терминала аэропорта тоже завершится в 2024-м - к концу года. В 2025 году мы уже рассчитываем увидеть серьезное увеличение туристического потока на полуостров, а в 2026 году - запустить, по крайней мере, первую очередь проекта парка "Три вулкана". И аэропорт, и все остальное будут работать в связке.
- Петропавловск-Камчатский первым из дальневосточных городов представил мастер-план своего развития. Каковы его ключевые моменты, началась ли реализация? Что в итоге получат жители города?
- Это пока единственный мастер-план, который в соответствии с поручением президента был представлен и обсужден, одобрен президентом. В конце января долгосрочный план социально-экономического развития Петропавловска-Камчатского был утвержден правительством Российской Федерации. План масштабный, он рассчитан до 2030 года и предполагает финансирование в объеме не менее 150 млрд рублей, в том числе из внебюджетных источников финансирования. Но предполагается и серьезный объем финансирования из федерального бюджета на большой срок - 8 лет. Проект масштабный. Наверное, в деталях его сложно раскрыть. Но если сказать коротко, наша основная мысль - сделать так, чтобы в Петропавловск-Камчатский вернулся центр города. Все, кто был в Петропавловске, знают, что это город, в котором центральная часть - историческая. Постепенно оттуда все сервисы уходили на, так скажем, периферию, в более отдаленные от Авачинской бухты точки. Наша задача - вернуть центр в историческое место и сделать там концентрацию всех сервисов. Сделать центр города привлекательным не только для туристов (хотя, конечно, и для них тоже), но и для местных жителей, причем разных категорий: и для предпринимателей чтобы это был удобный город, и для бизнеса. Хочу подчеркнуть, что мы увязываем городскую среду, базовую инфраструктуру, без которой долгосрочное развитие города невозможно. Я имею в виду и канализацию, и водоснабжение, и электрические сети, и теплоснабжение, и дороги. И экономику, потому что без экономики невозможно развитие. То есть мы можем сделать музей-"конфетку", но потом он ляжет на бюджет, который вынужден будет его содержать. Тут три составляющие мы увязываем: привлекательный внешний облик, благоустройство; базовую инфраструктуру, которая создаст основу для долгосрочного развития города; направления, в которых будут создаваться новые рабочие места. Значит, город будет привлекательным для молодежи, для наиболее перспективных наших жителей. Мастер-план сейчас находится в стадии практической реализации. 2023 год - это разработка проектно-сметной документации по его основным объектам. Примерно с 2024 года мы уже будем переходить в активную фазу строительства.
- Сохраняются ли планы по вводу социальных объектов в этом году, или их пришлось корректировать в нынешних условиях?
- Нет. Основные социальные объекты у нас введены, и планы достаточно серьезные. Так, мы досрочно ввели в строй зал единоборств в городе Елизово. Серьезный, долгожданный спортивный объект. Мы планировали его сдать в конце 2023 года, но благодаря оперативной работе наших подрядчиков ввели 23 февраля - в символическую дату.
Есть некоторое нарекание по одному из направлений - это первичное звено здравоохранения. Не буду скрывать, что программа была достаточно сложно структурирована. Она предполагала очень большое строительство на самых отдаленных территориях. И объективные причины удорожания материалов, сложности с завозом, с разворачиванием там строительной базы привели к тому, что по нескольким небольшим, но важным объектам здравоохранения сдвинуты сроки. Мы законтрактовались полностью, но не успели реализовать планы в срок, в 2022 году. Задача в 2023 году - наверстать отставание. Там, где мы объективно понимаем, что новая стройка невозможна, - решить вопрос с капитальными ремонтами, модульными зданиями, иными конструкциями. В любом случае, обеспечить сервис для людей и при этом уложиться в срок. Это направление в 2024 году мы снивелируем. По всем остальным у нас все сроки выполняются.
Есть еще одна составляющая - она, наверное, не только Камчатки касается, а многих отдаленных территорий. Это качество строительства. Здесь я ставлю серьезную задачу не давать спуска и наращивать требования. Выдерживая требования по срокам, стараясь удержаться в цене, строители, к сожалению, часто вынуждены были прибегать к более дешевым решениям или, так скажем, пренебрегать какими-то требованиями. Считаю это недопустимым. В будущем будем отслеживать, чтобы качество в любом случае не страдало. При необходимости будем принимать какие-то нелинейные решения. Но не должны страдать ни сроки, ни качество по социальным объектам, которых люди давно ждут. Честно признаюсь, нарекания и в 2023, и в 2022 году по этой теме были. Теперь по этому направлению на Камчатке введена персональная ответственность: за каждой школой, больницей, социальным учреждением на стадии строительства закреплен чиновник, который отвечает за ход стройки и своевременную сдачу.
- Камчатка - регион большой, и в ряд районов добраться можно только авиацией. Ведется ли реконструкция аэропортов в небольших населенных пунктах? Какие перспективы у местных перевозчиков по обновлению флота?
- Начну с вопроса по флоту. К счастью, 2022 год для авиации Камчатского края прошел более спокойно, чем 2021-й. (Летом 2021 года при выполнении пассажирского рейса по маршруту Петропавловск-Камчатский - Палана недалеко от аэропорта назначения разбился самолет Ан-26, принадлежащий АО "Камчатское авиапредприятие". На борту находились 28 человек. Ни один из них не выжил - ИФ).
Ситуация изменилась. В первую очередь, мы говорим о требованиях к соблюдению правил, к исключению так называемого человеческого фактора и к дисциплинированному выполнению авиакомпаниями своей работы. Кроме того, хочу поблагодарить Росавиацию. После 2021 года была проведена серьезная работа по техническому оснащению аэропортов, в частности в аэропорту Паланы. Самый современный радиолокатор был установлен в короткие сроки, достаточно дорогостоящее оборудование. Мы видим готовность Росавиации и дальше идти по этому пути.
Что касается развития авиакомпаний. Конечно, основное направление, магистральное - это развитие в рамках единой дальневосточной авиакомпании "Аврора". Открываются новые маршруты, они востребованы. Даже маршруты, которые, на первый взгляд, не самые очевидные (например, Петропавловск-Камчатский - Магадан) загружены.
С точки зрения обновления авиапарка главные вопросы - это доступность для камчатских авиакомпаний судов российского производства. К счастью, АО "Камчатское авиационное предприятие", которое вошло в единую дальневосточную авиакомпанию, не имеет судов иностранного производства, у нас только отечественные воздушные суда. С нетерпением ждем выхода судна малой авиации "Байкал", доработка которого ведется Минпромторгом России вместе с авиационными предприятиями.
Что же касается развития сети взлетно-посадочных площадок и аэропортов, здесь главный положительный результат для нас - это то, что реконструкция аэропорта Тиличики поставлена в график начиная с 2023 года. Это главный северный хаб Камчатки. Тиличики - это сложный аэропорт. Он находится на косе, которая частично была разрушена во время землетрясения в середине 2000-х годов. Тем не менее, через него идет основное транспортное сообщение с камчатскими Северами. В этом году для реконструкции аэропорта Тиличики начнется разработка проектно-сметной документации. Мы рассчитываем, что и другие малые аэропорты региона будут приводиться в порядок. Завершается реконструкция аэропорта в Усть-Камчатске, уже завершена в Оссоре. На очереди по графику реконструкция взлетно-посадочной полосы на Командорских островах, на острове Беринга рядом с селом Никольское. Работа идет ритмично, и здесь мы тоже видим поддержку Росавиации.
Хочу обозначить еще одно направление: развитие взлетно-посадочных площадок для туристической малой авиации. В конце весны - начале лета 2023 года будет введена в строй первая на Камчатке полноценная частная взлетно-посадочная полоса. Наш авиаперевозчик "Витязь-Аэро", резидент территории опережающего развития, построил ее за свой счет. Эта грунтовая взлетно-посадочная полоса может принимать соответствующие легкие суда недалеко от Петропавловска-Камчатского. Она будет обслуживать в первую очередь туристические маршруты. Мы продолжим поддерживать компанию и оказывать содействие, чтобы такие же взлетно-посадочные полосы появились в ключевых точках притяжения Камчатки, чтобы на практике можно было получить результат от развития малой авиации.
- Есть ли проблемы с доставкой всего необходимого на Командорские острова?
- Командорские острова (Алеутский муниципальный округ Камчатского края) - это один из самых труднодоступных районов региона. Они являются заложниками погоды. В прошлом году погодные условия были тяжелые, часто штормило, и перерывы между рейсами по морю до Командор достигали двух месяцев. В этом году погода более благоприятная, туда осуществляются ритмичные поставки грузов. Хочу отметить, что Камчатка получила новое грузопассажирское судно "Анатолий Чернеев", построенное при поддержке федерального бюджета. В следующую навигацию оно начнет осуществлять доставку грузов в самые отдаленные районы Камчатского края, что удешевит стоимость товаров для конечных потребителей. Здесь могу отметить, что в 2022 году мы реализовали пилотный проект по субсидированию доставки в отдаленные населенные пункты продуктов питания первой необходимости, социально значимых продуктов. Правительство Камчатского края субсидирует проект, берет на себя всю транспортную составляющую от Петропавловска-Камчатского до труднодоступных районов. Стоимость продуктов питания выделенной номенклатуры в районных центрах, которые приняли участие в этом проекте, снизилась на 30%. Будем проект продолжать и расширять, потому что, конечно, стоимость жизни в камчатской глубинке крайне высока. Доставка грузов туда может составлять до 50% от конечной стоимости продукта.
- Как будет развиваться рынок газомоторного топлива на Камчатке в ближайшие 2-3 года?
- Газомоторное топливо - важный для нас приоритет. Считаю, что тут есть большая перспектива и нужно серьезные усилия приложить к развитию этого направления. Но сказать, что сейчас я удовлетворен развитием рынка газомоторного топлива в крае, нельзя. Пока на Камчатке работает только одна газовая АЗС, в 2023 году должна открыться вторая. В задержке развития тут срабатывает эффект того, что люди не знают, как работает это оборудование, не доверяют его надежности и не идут на переоборудование легковых автомобилей. В то же время мы видим положительный эффект на примере автобусного парка в Петропавловске-Камчатском, в котором пассажирские машины работают на газе. Введено прямое требование, что за муниципальные или государственные средства мы приобретаем только газомоторные автобусы. В два, иногда даже в три раза удается сэкономить на топливной составляющей. Поэтому будем поддерживать это направление. В 2023 году мы введем субсидию: краевым бюджетом будет субсидироваться до 30% стоимости оборудования, которое необходимо поставить на автомобиль для того, чтобы он функционировал на газомоторном топливе. Уверен, что это даст свои результаты, и газомоторное топливо станет основным для камчатского транспорта.
- Как поменялась структура экспорта и импорта Камчатки в 2022 году?
- Наверное, исчерпывающий ответ я сейчас не дам. Нужно понимать, что в структуре экспорта у нас основную часть составляют водные биоресурсы, рыба. И здесь влияло несколько факторов. Это не только санкции, введенные недружественными государствами, но и серьезные ограничения, связанные с пандемией, которые продолжали действовать в Китае весь 2022 год. В то же время мы видим стабильные поставки на азиатские рынки. Здесь можно говорить о том, что от Европы и частично Китая (из-за пандемии) была переориентировка на другие азиатские страны, которые осуществляли экспорт водных биоресурсов. Что касается импорта, то тенденции примерно те же самые, что и по всей стране. Менялись импортные операции из недружественных стран-производителей к странам дружественным, которые предлагают замещение соответствующего производственного оборудования и комплектующих. Здесь наши предприниматели активно выстраивали новые логистические цепочки.
- Принято ли инвестрешение по строительству второй очереди Мутновской геотермальной электростанции? Если да, то каковы параметры проекта (сроки, мощность, стоимость, ранее говорилось о двух энергоблоках по 25 МВт)?
- Вопрос про инвестиционное решение лучше адресовать компании "Русгидро". Я знаю, что принципиальное поручение дано и это строительство входит в стратегические планы компании. В 2022 году мы активно занимались геотермальной энергетикой, к нам на ряд месторождений заявилась и получила лицензии компания "Зарубежнефть", которая видит для себя перспективы этих рынков и во взаимодействии, в кооперации с "Русгидро". Например, с точки зрения замещения части теплового баланса на возобновляемые геотермальные источники энергии в Елизовском районе. Говорить о конкретных суммах и принятых решениях, наверное, правильнее со стороны собственников, акционеров. Но могу сказать, что активная работа в соответствии с поручениями правительства Российской Федерации, касающимися этого направления, ведется и, безусловно, будет продолжена в 2023 году.
- Как продвигается работа над проектом Пенжинской ПЭС? О каких сроках и инвестициях можно говорить? Будут ли региональный и федеральный бюджеты участвовать в этом?
- Пенжинская приливная станция - долгосрочный проект огромного масштаба. Реализация его первой очереди может быть осуществлена в районе 2028-2030 годов. Напомню, что это проект еще советского времени. Суть его в том, чтобы использовать энергию приливов, которые формируются в Охотском море на севере полуострова. Эта часть Камчатки не связана в единую энергосистему с остальной страной, и мы не видим перспективы ее увязать. Поэтому единственное направление его реализации - это развитие в связке с водородным кластером по производству "зеленого" водорода, или "зеленого" аммиака с соответствующим экспортным потенциалом. Могу сказать, что работа над проектом активно продолжалась в 2022 году. Уже есть конкретные параметры, как могут выглядеть очереди реализации кластера. Это комбинация и приливных источников энергии, и ветровой энергии, которая может сгладить суточные ритмы, характеризующие приливную энергию. А выработка должна носить непрерывный характер, как мы понимаем. Эта концепция проработана. Если говорить про разделение между частными и государственными источниками инвестирования, то сейчас можно говорить только про базовые параметры, которые находятся в проработке и будут внесены на рассмотрение правительства Российской Федерации. Они связаны с тем, что инвестирование в производство электроэнергии, водородный кластер, будет на стороне бизнеса. А за финансированием строительства необходимой инфраструктуры - ведения линий электропередачи, причальных сооружений, каких-то дополнительных инфраструктурных возможностей - мы, вероятно, будем обращаться в правительство РФ. Хочу подчеркнуть, что такие масштабные проекты носят стратегический, национальный характер. И его реализация может запустить в России целые новые отрасли, увязать десятки производителей компонентов турбин, дополнительного оборудования, ветряков и так далее. Это огромный проект, который обретает конкретику. Но преждевременно говорить о сроках, конкретных финансовых параметрах. Важно, чтобы в правительстве Российской Федерации одобрили эти параметры. После этого уже можно будет говорить о конкретных планах по его реализации с обязательствами.