Географическое положение Ростовской области - это не только преимущество, но и дополнительная ответственность. Возросшие нагрузки на дорожную инфраструктуру требуют масштабных ремонтов и нового строительства. Работа эта не останавливается. В частности, в текущем году стартовала трехлетка развития дорог, которая позволит отремонтировать около 1 тыс. объектов. Помимо этого развиваются морские и речные перевозки.
Обладая высоким интеллектуальным потенциалом, регион поддерживает молодых специалистов: в области действуют программы, направленные на помощь в приобретении жилья, выплаты "подъемных", повышение качества образования и развития компетенций.
О достигнутых результатах и ключевых направлениях развития Ростовской области, рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Василий Голубев.
- В силу географического положения Ростовская область является транзитным регионом. Через нас идет поток как большегрузов, так и туристов, отправляющихся на отдых в Краснодарский край, Крым, на Кавказ. Как Вы оцениваете загруженность на дорогах региона в пиковые дни турсезона? Выдерживает ли дорожная инфраструктура возросшие нагрузки?
- Трафик транзита на дорогах региона действительно заметно вырос - почти втрое по сравнению с 2022 годом. В первую очередь, плотность потока возросла на трассах М-4 "Дон" и "Новороссия". Но увеличилась загруженность и региональных, местных дорог. Во многом, конечно, это связано с закрытыми на юге страны аэропортами, а также с увеличением поставок стройматериалов на Донбасс.
Справляться с возросшими нагрузками региональной инфраструктуре непросто, но в целом это удается – за счет приведения в порядок имеющихся дорог и строительства новых. Только в этом году в Ростовской области досрочно завершено возведение масштабных дорожных объектов. В июне дан старт движению по глубокому обходу Ростова-на-Дону на М-4 "Дон", в октябре открыт мост через Сухо-Соленовскую балку в Волгодонске. Это многомиллиардные объекты, которые решают комплекс проблем. Построить их, да еще и досрочно, удалось благодаря прямой поддержке федерального правительства и президента.
Но работу продолжаем. Приступили к созданию завершающего участка Ростовского транспортного кольца. С 2023 году стартовала трехлетка развития дорог, в течение которой предстоит привести в нормативное состояние около тысячи дорожных объектов протяженностью более 2 тыс. километров.
- Запрет на полеты из ростовского аэропорта "Платов" создал определенные сложности жителям и гостям региона. Как решаются вопросы логистики и расширения транспортной инфраструктуры для обеспечения максимально комфортного транспортного сообщения с другими регионами и странами?
- Помимо развитой автодорожной сети Ростовская область располагает и мощной железнодорожной инфраструктурой. Задействовали и этот ресурс. Так, с 2022 года железной дорогой было выпущено через Ростов 20 дополнительных поездов по самым востребованным направлениям, в том числе Адлер – Москва, Адлер – Санкт-Петербург, Новороссийск – Москва. Количество пассажирских мест было увеличено на 120 тыс., или на треть.
О востребованности железнодорожного транспорта говорит статистика. Если за весь 2022 год в Ростовской области железной дорогой было перевезено 4,9 млн человек, то только за восемь месяцев нынешнего года – 4,1 млн пассажиров, на 22,6% больше, чем за тот же период год назад.
- Весной этого года была создана первая региональная судоходная пассажирская компания, этот шаг стал стартом в развитии морских и речных перевозок. Расскажите, пожалуйста, какие дальнейшие действия планируется предпринять в этом направлении? Сколько судов планируется приобрести, какие города соединить водным сообщением?
- Вы правы, создание региональной компании – это этап для возобновления регулярного водного пассажирского сообщения. Параллельно занимаемся восстановлением причальной инфраструктуры.
Уже приобретены два пассажирских судна "Валдай" вместимостью 45 мест каждое. Обкатка первого начата, второе планируем получить до конца года. Рассчитываю, что регулярные перевозки по речным маршрутам начнем в навигацию 2024 года. Эксплуатировать суда планируем на направлениях Ростов-на-Дону - ст. Романовская и Ростов-на-Дону - Азов.
Планируем в дальнейшем и закупку морских судов на подводных крыльях "Метеор 120М". Это, скорее, перспектива 2025 года. На транспортной неделе в Москве договорились с Государственной транспортной лизинговой компанией о льготных лизинговых программах под закупку судов. Всего до конца 2026 года намерены приобрести шесть судов. Будем развивать и причальную инфраструктуру.
"Метеоры" будем задействовать на маршрутах из Ростова-на-Дону в Таганрог, а в дальнейшем – и на других, межрегиональных направлениях, в Краснодарский край, Крым, Волгоградскую область.
- Вы неоднократно подчеркивали, что основой развития экономики региона является человеческий капитал. Расскажите, пожалуйста, как Вы оцениваете интеллектуальный потенциал региона? Какую работу власти региона проводят совместно с вузами для обеспечения кадрами? Какие направления кадровой подготовки, на Ваш взгляд, приоритетны?
- У Ростовской области действительно огромный интеллектуальный потенциал: наша система образования – одна из крупнейших в России. Она включает 27 вузов, которые ежегодно выпускают десятки тысяч специалистов.
Ежегодно увеличиваем региональный заказ на подготовку рабочих, служащих и специалистов среднего звена по востребованным специальностям. Если в 2023 году он составил 21 891 человек, то в следующем году он увеличится почти на 300 мест. Подготовка ведется по востребованным специальностям в сферах машиностроения, авиастроения, электро-теплоэнергетики, строительства, электроники и информационных технологий.
Системным решением проблемы дефицита специалистов может стать областной закон о молодых работниках в Ростовской области, который уже разработан Законодательным собранием и сейчас проходит согласование в правительстве региона. Он предусматривает целый комплекс мер соцподдержки молодых работников дефицитных специальностей, который включает четыре направления. Первое – это поддержка студентов, обучающихся по целевым договорам, заключенным с министерствами здравоохранения и образования области. Второе - это "подъемные", которые молодой специалист может получить в момент первого трудоустройства. Третье – это ежемесячная выплата для молодого работника в течение трех лет, пока он не получит опыт и не сможет претендовать на многообразие надбавок, которые есть сейчас в бюджетной сфере: надбавка за квалификацию, надбавка за стаж, надбавка за звание и так далее. И четвертое – это льготная ипотека под 1% для выпускников-отличников по педагогическим и медицинским специальностям на приобретение жилья по всей области.
- 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В достаточной ли степени обеспечены учреждения образования кадрами? Какая работа проводится в регионе для повышения заинтересованности учителей в работе не только в крупных, но и маленьких городах, селах?
- К сожалению, мы говорим сегодня о дефиците педагогических кадров. Наибольшее количество вакансий педагогов открыто в Аксайском, Азовском, Веселовском, Дубовском, Зерноградском, Зимовниковском, Белокалитвинском, Мартыновском, Сальском районах, в Ростове-на-Дону, Азове, Батайске, Новочеркасске, Таганроге, Шахтах.
Кадры для системы образования готовят семь донских вузов и восемь техникумов. Ежегодно они выпускают около 3 тыс. молодых педагогов. В школах есть профильные психолого-педагогические классы, в которых обучается более 1,5 тыс. старшеклассников. Но пока проблема остается.
Для ее решения в Ростовской области действует ряд мер: общефедеральных и региональных. Так, педагогам на селе возмещаются расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Предусмотрены социальные выплаты на приобретение или строительство жилья на селе, по программе "Земский учитель" можно получить единовременную компенсацию до 1 млн рублей. С 2023 года в Ростовской области действует "ипотека для отличников". Развиваем механизмы целевого обучения, наставничества.
Первые результаты есть: сегодня в донских школах работает 23% педагогов в возрасте до 35 лет. Рассчитываю, что закон о молодых специалистах, о котором говорил выше, также поможет решить проблему.
- Какие мероприятия проводит Ростовская область по переподготовке кадров в области образования и медицины для специалистов из новых регионов РФ? Сколько человек уже прошли такую переподготовку?
- На базе ростовского филиала Академии Минпросвещения России в 2022 году обучение прошли 3,4 тыс. педагогов из новых субъектов. Тогда же донские специалисты сферы образования выезжали в ДНР и ЛНР для работы в методических центрах – помогали составлять учебные планы, образовательные программы, расписания. В донских медколледжах обучаются 90 будущих медработников, прибывших из новых регионов.
Для врачей из наших соседних регионов проводим обучающие мероприятия на рабочих местах: по алгоритмам оказания помощи, оборудованию, телемедицине, проведению консилиумов по видео-конференц-связи и выездных консультаций.
Совместно с Федеральным центром медицины катастроф им. Н.И. Пирогова формируем выездные медицинские бригады для оказания помощи в новых субъектах РФ, в том числе в зоне специальной военной операции.
- В марте текущего года в Ростовской области открылся Центр истинных ценностей. Площадка предназначена для развития инноваций и креативных индустрий. Какие именно направления интересны и перспективны для региона?
- Основная задача центра – поддержка и развитие высокотехнологичных стартапов и творческих индустрий.
В ЦИЦе есть все необходимое для коллаборации инновационных и креативных проектов, реализации новых идей: производственный центр с 3D-принтерами, фрезерным станком и лазерным гравером. Есть продюсерский центр, оснащенный качественным фото-, видео-, световым и звукозаписывающим оборудованием. Предусмотрены обучающие программы в мастерских. Для школьников старших классов в рамках бесплатной IT-школы стартовали курсы по программированию и 3D-моделированию. Думаю, для ребят это будет хорошим подспорьем, чтоб на этой базе попробовать себя, получить первые навыки и определиться с выбором дальнейшей профессии в сфере высоких технологий. Наш президент ставит важную и непростую задачу обеспечить технологический суверенитет страны. ЦИЦ задуман как трамплин для юных людей, будущих специалистов, устремленных в технологичное завтра.
- Какая работа проводится в регионе для развития технологий в сфере безопасности. В частности, президент РФ Владимир Путин обратил внимание на необходимость развития беспилотной авиации в стране. В Ростовской области есть крупный IT-центр, планируется ли использовать его мощности?
- Мы комплексно подходим к решению вопроса. На выставке "Иннопром-2023" правительство региона заключило с компанией "Робоавиа" соглашение о строительстве завода по производству беспилотных летательных аппаратов. На нем планируется выпускать до 1,1 тыс. единиц БПЛА самолетного типа в год. Строительство предприятия началось. Срок реализации проекта и выход на проектные мощности – конец 2024 года.
Но есть и другие наработки в этой сфере. Так, в августе Ростовская область представила в Новосибирске на интенсиве "Архипелаг 2023" ведущую технологическую лабораторию Южного федерального университета по роевому и групповому управлению дронами.
В ноябре 2023 года утверждена отраслевая региональная программа развития беспилотных авиационных систем на территории Ростовской области до 2030 года в рамках нацпроекта по развитию БПЛА.
- Как Ростовская область намерена изменить подход к безопасности при проведении массовых мероприятий в ближайшей перспективе? Как Вы оцениваете необходимость в ее усилении?
- Мы уже изменили этот подход. Безопасность – основной приоритет. Регион, как вы помните, уже второй год, с октября 2022 года, живет в режиме среднего уровня реагирования. Это требует концентрации всех сил и средств.
С начала 2023 года в Ростовской области прошло около 6 тыс. массовых мероприятий, и часть из них - общероссийского значения. Эти мероприятия объединили более одного миллиона участников, и их безопасность удалось обеспечить благодаря слаженным действиям органов правопорядка. В силу близости с зоной спецоперации безопасность также обеспечивают силы и средствами соединений и воинских частей противовоздушной обороны Южного военного округа. Помогают и общественные объединения граждан. В Ростовской области действует 442 народных и 54 казачьих дружины общей численностью более 6 тыс. человек.
Одновременно продолжаем развивать аппаратный комплекс видеонаблюдения "Безопасный город". Сейчас в нее уже интегрировано почти 4,5 тыс. камер видеонаблюдения. Работу не останавливаем, только в этом году реализуем задачу по подключению свыше 700 камер, в том числе и в местах массового пребывания людей.