Образование / Новости 27 июня 2025 г. 11:17

Томские ученые выявили изменения физиологии студентов при онлайн-обучении

Томск. 27 июня. ИНТЕРФАКС - Ученые факультета физической культуры Томского госуниверситета (ФФК ТГУ) обнаружили, что обучение онлайн приводит к изменению ряда физиологических показателей у студентов, сообщает в пятницу пресс-служба ТГУ.

Отмечается, что обучение в онлайн формате продолжает набирать популярность и после пандемии, когда человечество вынужденно перешло на такой формат. В связи с этим ученые ТГУ решили посмотреть влияние цифровой среды на человека более конкретно, в частности выяснить есть ли влияние на уровне физиологии.

Исследователи поставили несколько экспериментов с добровольцами, в частности, студенты сдавали зачет в трех вариантах: преподавателю, прохождение тестов на компьютере и с использованием чата GPT. В качестве испытуемых принимали участие группы студентов ТГУ. Ученые оценивали ряд параметров, включая давление, сердцебиение, электрическую активность головного мозга, уровень гормона стресса - кортизола и других.

"Первичные результаты показали, что физиологические изменения действительно есть. Например, в том, что касается работы сердечно-сосудистой системы. При контакте с преподавателем студенты чаще волнуются и испытывают больший стресс нежели при компьютерном тестировании", - говорится в сообщении.

По словам руководителя проекта, завкафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ Леонида Капилевича, при сдаче зачёта онлайн у студентов, то есть они не могут быстро и четко решить поставленную задачу.

"Как показывают исследования, и эти результаты находят подтверждение на практике, онлайн-обучение, в том числе VR, при большом количестве плюсов имеет и минусы. Самым главным является то, что качественно выполняя какие-либо действия в виртуальной среде, человек не может столь же эффективно повторить его в реальной жизни. Это как уметь управлять машиной на тренажере, но быть неспособным делать это на дороге",- цитирует пресс-служба Капилевича.

По мнению ученых такая тенденция будет нарастать. Следующим шагом в исследованиях станет поиск путей решения данной проблемы. Ученые рассматривают несколько вариантов. Один из них связан с параллельным выполнением действий в виртуальной и реальной среде, например, фиджитал-спорт. Еще один вариант - преднамеренное столкновение нервных процессов в коре головного мозга за счет искусственной ошибки. Оно может иметь разное влияние на мыслительную деятельность как угнетающее, так и стимулирующее.

В пресс-службе подчеркнули, что итогом исследований, проводимых по программе "Приоритет 2030" в рамках стратегического проекта ТГУ "Социогуманитарный инжиниринг", станет модель, которую можно будет адаптировать к разным сферам обучения с учетом профиля специальности. Результаты своей работы участники проекта представят в конце 2025 года.

Томский госуниверситет был открыт в 1888 году. Вуз занял шестое место в Национальном рейтинге университетов 2025 года, подготовленном международной информационной группой "Интерфакс".