Interfax-Russia.ru — Владимир Панов досрочно покинул пост главы Нижнего Новгорода в связи с переходом в "Росатом". Временно исполнять его обязанности будет первый заместитель главы города Юрий Шалабаев.
О намерении главы Нижнего Новгорода Владимира Панова уйти в отставку стало известно накануне. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" информированный источник, вопрос о "досрочной отставке в связи с переходом на другую работу, работу федерального уровня" поставили в повестку внеочередного заседания думы Нижнего Новгорода, назначенного на 6 мая.
Панов был избран главой Нижнего Новгорода 17 января 2018 года в ходе тайного голосования депутатов городской думы.
До этого с 2001 года он работал в сфере предпринимательства, в 2006-2007 годах был главой местного самоуправления города Кстово, в 2010-2016 годах — депутатом гордумы Нижнего Новгорода. В 2016 году был избран депутатом Госдумы РФ по Нижегородскому округу N129, опередив кандидата от КПРФ Дениса Вороненкова, который ранее представлял избирателей этого округа в Госдуме. С декабря 2017 года — член генерального совета партии "Единая Россия".
На внеочередном заседании депутаты думы Нижнего Новгорода приняли отставку главы города большинством голосов: "за" проголосовали 39 народных избранников, "против" — один, "воздержался" также один. Заседание городского парламента прошло в режиме видеоконференции.
Со своей стороны Панов поблагодарил депутатов за совместную работу, а принявшего участие в заседании Думы губернатора Нижегородской области Глеба Никитина — за доверие и возможность работать в команде, отметив, что для него "было большой честью служить родному городу и нижегородцам".
В пресс-службе нижегородской мэрии агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили, что исполнять обязанности главы города будет первый заместитель главы Юрий Шалабаев, который был назначен на этот пост 6 мая вместо ушедшей с этой должности Натальи Казачковой.
Шалабаев — победитель конкурса "Лидеры России 2018-2019". До назначения в конце 2019 года заместителем главы администрации Нижнего Новгорода работал заместителем министра финансов правительства Нижегородской области.
Тем временем экс-мэр Нижнего Новгорода переходит на работу в "Росатом", где займет новую должность спецпредставителя Госкорпорации по вопросам развития Арктики.
Как сообщили "Интерфаксу" в "Росатоме", должностной функционал Панова "будет связан с вопросами координации между Росатомом, являющимся инфраструктурным оператором Северного морского пути (СМП), и органами власти — как федеральными, так и региональными, которые решают задачи развития арктической зоны, субъектов Федерации, расположенных вдоль СМП".
По словам представителя ГК, объединение усилий этих трех составляющих позволит "более эффективно решать важнейшую государственную задачу развития арктического региона и как следствие многих отраслей экономики страны и других субъектов федерации".
О том, что в "Росатоме" может появиться должность спецпредставителя по Арктике в ранге советника генерального директора стало известно недавно. Как сообщил "Коммерсантъ", в полномочия спецпредставителя будет входить взаимодействие с регионами, расположенными вдоль Севморпути. По данным издания, мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов рассматривался в качестве основного претендента, но были и другие кандидатуры.
Полномочия инфраструктурного оператора Северного морского пути и прилегающих к нему территорий "Росатому" были переданы в конце 2018 года. На ГК возложили функции по оказанию госуслуг в области морской деятельности и по управлению госимуществом в районе Севморпути. В том числе, "Росатом" наделили полномочиями главного распорядителя бюджетных средств и заказчика госпрограмм в области развития СМП, инфраструктуры морпортов СМП, обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП, а также функции по организации плавания в акватории СМП.
Правительственный закон закрепил "принцип двух ключей", согласно которому предусматривается утверждение Минтрансом России по согласованию с "Росатомом" отдельных актов в сфере функционирования СМП. Речь идет об обязательных постановлениях в морпортах акватории СМП, правилах ледокольной проводки, ледовой лоцманской проводки и проводки судов, положениях о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов; перечне морпортов СМП, перечне портовых сборов, взимаемых в каждом морском порту СМП, а также о решениях, касающихся открытия морского порта СМП.
На правительство в свою очередь возложили полномочия по утверждению порядка навигационно-гидрографического обеспечения в акватории СМП, морпортах СМП и на подходах к ним, которое будет осуществляться совместно Росморречфлотом и "Росатомом". Кроме того, правительство утверждает правила плавания в акватории СМП.
В декабре прошлого года правительство утвердило план развития инфраструктуры Севморпути на ближайшие 15 лет. Как уточняли "Интерфаксу" в "Росатоме", план предусматривает мероприятия, разбитые на три основные этапа: до 2024 года, до 2030 и до 2035 года.
"В нем прописан большой спектр мероприятий: от развития инфраструктуры под крупные инвестиционные проекты и подготовки условий для транзитного судоходства по СМП до решения проблем медицины и кадрового обеспечения судоходства в Арктике. Отдельное внимание уделено аварийно-спасательной готовности, вопросам, находящимся в ведении МЧС и Минобороны", — отмечал представитель "Росатома".
По его словам, в дальнейшем в план могут быть внесены изменения после принятия Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года.
"Росатом" серьезно подходит к развитию бизнеса Севморпути, тем более, что является владельцем единственного в мире атомного ледокольного флота — в прошлом году "Атомфлоту" исполнилось 60 лет.
"Наша задача — достроить тот сервис, который у нас есть и так. У нас сегодня есть сервис под названием "ледовые проводки", когда мы сопровождаем ледоколами суда. Может к этому добавиться какой-то собственный флот ледового класса? - Почему нет! Особенно учитывая, что в мире не так много свободных судов класса Arc-5 или Arc-7", — пояснял "Интерфаксу" первый замглавы "Росатома" Кирилл Комаров, говоря о проекте развития Севморпути.
По его словам, "Росатом" уверен в росте экспорта по этому маршруту. Так, несколько лет назад объем грузоперевозок был меньше 10 млн тонн в год, в 2018 году — уже 19 млн тонн, в 2019 году нацпроект предусматривал 26 млн тонн за год, а сделали "где-то под 30 млн тонн — скачок в 3 раза".
Согласно указу президента РФ Владимира Путина, к 2024 году грузоперевозки по Севморпути должны быть увеличены до 80 млн тонн. И, как уверял Комаров, это волне достижимый результат.
"Мы видим, какими темпами идет "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Роснефть", куда угольщики целятся. Там наберется в общей сложности 80 млн тонн, причем без транзита" — сказал он.
По его словам, после того как выстроится система, которая сможет обеспечивать круглогодичный экспорт из страны как на Запад, так и на Восток, которая появится со строительством ледоколов "Лидер", глупо ее не использовать для организации транзита грузов.
Причем, в конце прошлого года газета "Ведомости" со ссылкой на презентацию госкорпорации для банков сообщила, что "Росатом" готов потратить $7 млрд на мировое лидерство в морских перевозках, ставя целью стать одним из 15 крупнейших морских перевозчиков в мире.
Морские перевозки "Росатом" хотел запустить уже в 2020 году, к 2023 году довести выручку от них примерно до $700 млн в год, к 2025 году — до $4 млрд, а с 2026 года выйти на пиковое значение в $5,6 млрд, говорилось в презентации.
Как заявлял в прошлом году на Международном арктическом форуме глава госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев, флотилия, позволяющая использовать Северный морской путь круглогодично, будет сформирована к 2030 году.
По его словам, в состав атомного ледокольного флота на тот момент входили "мощный 60 МВт "50 лет Победы" и три небольших ледокола "Ямал", "Вайгач", "Таймыр" 40 МВт мощностью, ресурс которых мы продлили до 2027 года".
А с 2020-2021 годов и в 2022 году ожидались приход новых ледоколов "Урал", "Сибирь", "Арктика", два из них уже были спущены на воду. Именно они, отмечал топ-менеджер, и должны вместе с продленными ледоколами, имеющимися в наличии, в 2024 году обеспечить ледовую проводку.
Кроме того, напомнил Лихачев "Росатом" получил решение правительства о строительстве еще двух универсальных ледоколов.
"Пять универсальных ледоколов, плюс "50 лет Победы" и ледокол "Лидер" — ледокол другого класса, порядка другого класса мощности — 120 МВт, с цифровыми компетенциями, самое главное позволяющий выйти на коммерческое круглогодичное использование Северного морского пути", — сказал он.