Interfax-Russia.ru — Верховный суд Башкирии оправдал двух из трех фигурантов дела об изнасиловании дознавательницы в отделе полиции, ранее признанных виновными.
Начальник ОМВД России по Уфимскому району Эдуард Матвеев, начальник ОМВД России по Кармаскалинскому району Салават Галиев и начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Уфимскому району Павел Яромчук были задержаны по подозрению в групповом изнасиловании 23-летней девушки-дознавателя в здании отдела по вопросам миграции ОМВД России по Уфимскому району в конце октября 2018 года.
В отношении подозреваемых было возбуждено уголовное дело по п. "а" ч. 2 ст. 131 (изнасилование, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), п. "а" ч. 2 ст. 132 (насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) УК РФ и предъявлено обвинение в совершении этих преступлений.
Кировский районный суд Уфы взял всех трех обвиняемых под стражу. Апелляционная жалоба на арест была отклонена. Однако позже суд изменил им меру пресечения на домашний арест.
После возбуждения уголовного дела по решению главы МВД по Башкирии полицейские были уволены "за совершение проступков, порочащих честь и достоинство сотрудника полиции".
Также руководство республиканского главка уволило со службы потерпевшую и ее коллегу "за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел". В полиции сослались на результаты служебной проверки, которые установили, что двое сотрудниц подразделения дознания совместно с тремя руководителями подразделений республиканского МВД употребляли спиртные напитки в здании полиции.
К рассмотрению резонансного дела о групповом изнасиловании в отделе полиции Кировский суд Уфы приступил в конце июля прошлого года. Потерпевшая предъявила обвиняемым также гражданский иск с требованием выплатить ей 100 млн рублей.
Гособвинитель просил приговорить обвиняемых к 9 и 8 годам лишения свободы: Галиева к 9 годам, Матвеева — к 9, Яромчука — к 8. Как уточнял адвокат обвиняемого Яромчука Наиль Багаутдинов, речь шла о колонии общего режима. При этом адвокаты продолжали настаивать на оправдательном приговоре.
Все трое обвиняемых, выступая в суде с последним словом, также настаивали на своей невиновности.
В конце декабря прошлого года суд признал троих мужчин виновными по ч.2 ст.131 (изнасилование, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), ч.2 п.а ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).
Галиева и Матвеева приговорили к 7 годам общего режима, Яромчука — к 6 годам общего режима. При вынесении приговора суд учел срок содержания осужденных под стражей и домашним арестом.
Кроме того, суд постановил взыскать с троих подсудимых 3 млн рублей солидарно в счет компенсации морального вреда. В удовлетворении остальных требований суд отказал, оставив осужденных до вступления в силу приговора под домашним арестом.
Адвокат потерпевшей Ирина Валиева сообщила, что удовлетворена вынесенным решением.
"Очень хорошо, что они (осужденные — ИФ) остались до обжалования решения под домашним арестом, чтобы время не съели у суда, пока будут знакомиться с делом, с приговором", — сказала она.
В свою очередь адвокаты осужденных заявили журналистам, что недовольны приговором и готовятся обжаловать его после изучения, что и было сделано в начале 2020 года. Осужденные просили "вынести оправдательный приговор в виду отсутствия события преступления и отказать в исковых требованиях потерпевшей".
С решением суда не согласилась и республиканская прокуратура. Как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" представитель прокуратуры Башкирии, сторону обвинения не устроила "мягкость" приговора. Гособвинитель потребовал из-за чрезмерно мягкого наказания отменить приговор и вынести новый "с более суровым наказанием и назначением дополнительного наказания в виде лишения специального звания".
Дознавательница, признанная потерпевшей по делу, также подала апелляционную жалобу на приговор, в которой она и ее представитель указали, что "полностью согласны с юридической квалификацией действий осужденных", но при этом заявили те же требования, что и гособвинитель.
3 июня Верховный суд Башкирии полностью оправдал двух из трех обвиняемых.
"Галиева и Матвеева полностью оправдали, Яромчуку вынесен обвинительный приговор, но с уменьшением наказания, четыре года дали, было шесть", — сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" адвокат одного из обвиняемых Аслям Халиков.
По его мнению, суд принял такое решение, поскольку "никаких доказательств вины не было".
"Мы постоянно говорили о доказательстве полной невиновности моего подзащитного. В итоге нет ни одного следа биоматериалов (принадлежащих Салавату Галиеву), а также нет ни одного телесного повреждения, характерного именно для изнасилования. Другие повреждения были, но не характерные именно для изнасилования. К тому же подтвердилось алиби моего клиента, по времени он там не находился. Ну и наличие посторонних людей в качестве свидетелей тоже имело место быть. В совокупности нет ни одного доказательства его вины, что проанализировал Верховный суд республики", — пояснил "Комсомольской правде"свою позицию Халиков.
По словам адвоката, вопрос о компенсации морального вреда за уголовное преследование они с подзащитным пока не обсуждали. Как и возможность восстановления экс-полковника на службе в полиции.
Друг еще одного из оправданных полицейских — Матвеева, — который не пропускал ни одного судебного заседания, также признался, что в другом исходе дела не сомневался.
"Мы все наперед знали, что справедливость восторжествует. По-другому просто не бывает, поэтому суд вынес единственное правильное решение. Матвеева и Галиева освободили в зале суда, а вот по поводу Яромчука ничего сказать не могу. Он же там один с ней (дознавательницей) оставался, что там уж у них происходило! Конечно, мы все очень рады, потому что волнительно было все равно", — пояснил он.
По данным собеседника издания, оправданные полицейские намерены позже требовать возмещения морального ущерба за месяцы, проведенные в СИЗО и под домашним арестом.
В свою очередь адвокат потерпевшей Ирина Валиева сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье", что также будет обжаловать решение Верховного суда Башкирии после изучения его мотивировочной части.
"К сожалению, нам не дали мотивировочную часть, она будет позднее. Поэтому мы не можем сказать, почему суд посчитал невиновными, какие доказательства оказались для суда недостаточными. В любом случае мы, конечно, будем обжаловать в Шестой суд кассационный общей юрисдикции, когда получим апелляционное решение Верховного суда Республики Башкортостан", — сказала Валиева, добавив, что удивлена таким решением суда.
Кассационную жалобу на приговор намерено подать и гособвинение.