Interfax-Russia.ru — Первый "Метеор 120Р" нового поколения, созданный нижегородским судостроительным ЦКБ, осенью передадут заказчику. Судно предназначено для обновленного речного флота ХМАО.
Головное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) "Метеор 120Р" накануне спустили на воду на производственной площадке АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева" ("ЦКБ по СПК им. Р.Е Алексеева", Нижний Новгород) в Чкаловском районе (Нижегородская область).
"Спуск на воду нового судна "Метеор 120Р" — это знаковое событие для всего отечественного судостроения, но, в особенности, для Нижегородской области. Именно здесь были разработаны суда, ставшие легендой для всей страны и прославившие имя конструктора Ростислава Алексеева. Раньше мы могли только мечтать о возобновлении серийного выпуска судов на подводных крыльях, а сегодня это реальность: спущено на воду уже 11 "Валдаев", они курсируют в трех регионах России, в том числе в Нижегородской области открыта навигация по шести направлениям. Сегодня мы присутствуем на спуске головного судна "Метеор 120Р", и уже есть планы по дальнейшему развитию направления судов на подводных крыльях", — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Судно "Метеор" было популярно в Советском Союзе и за рубежом. К 1990-м годам было создано порядка 3 тыс. судов на подводных крыльях: "Ракеты", "Кометы", "Полесье" и другие, но только название "Метеор" стало, практически, нарицательным. Суда на подводных крыльях, спроектированные в "ЦКБ по СПК им.Р.Е.Алексеева", эксплуатировались более чем в 30 странах по всему миру.
Серия судов на подводных крыльях "Метеор 120Р" станет продолжением легендарных СПК "Метеор".
СПК "Метеор 120Р" предназначено для скоростной перевозки до 120 пассажиров, автономность плавания судна составляет 8 часов, дальность хода — 600 км. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России от центральной части до Дальнего Востока.
"Метеор 120Р" — симбиоз лучших традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений: крыльевая схема нового поколения, позволяющая судну развивать крейсерскую скорость до 80 км/ч, сохраняя при этом комфорт для пассажиров, современные материалы корпуса, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта, служащая безопасности судовождения. Это "интеллектуальный" теплоход с современным комфортабельным салоном с климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и кафе-баром в кормовой части", — заявил председатель совета директоров - генеральный конструктор АО "ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева" Георгий Анцев.
Первый "Метеор 120Р" нового поколения был заложен в декабре 2019 года. "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" также строит второе скоростное речное судно "Метеор 120Р", которое было заложено в декабре прошлого года. Оба "Метеора 120Р" отправятся в Ханты-Мансийск по программе реновации речного флота. Первый новый "Метеор" планируется передать заказчику осенью текущего года, следующий — в 2022 году.
Еще два "Метеора" для ХМАО построят на АО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького" (Татарстан, входит в судостроительную корпорацию "Ак Барс"). Предприятие весной возобновило производство скоростных пассажирских теплоходов "Метеор". Церемония закладки двух судов на подводных крыльях проекта 03830 "Метеор-2020" прошла на верфи в Зеленодольске 2 марта.
"Новые суда дают возможность запускать новые маршруты, повышать транспортную доступность населенных пунктов в регионах. Проектирование судна велось в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 гг. при поддержке Минпромторга России. Обновление и пополнение пассажирского флота в регионах этими новыми, современными судами стало возможным благодаря государственной программе льготного лизинга. При создании "Метеора" были учтены все пожелания пассажиров и эксплуатантов подобного рода судов", — отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Нижегородское судостроительное ЦКБ рассчитывает строить 6-7 судов на подводных крыльях "Валдай 45Р" и один "Метеор 120Р" в год. Такие планы в мае в ходе научно-практического форума "Транспорт. Горизонты развития" в Нижнем Новгороде озвучил заместитель главного конструктора скоростных судов ЦКБ Константин Рыпалов.
Он указывал на то, что в последние годы вырос спрос на туристический отдых, экскурсии и путешествия. При этом имеющиеся скоростные суда уже прослужили по 30-40 лет и скоро потребуется замена.
"Начиная с 1990-х годов объем пассажирских перевозок внутренним транспортом резко снизился. До настоящего времени, практически, положение не меняется. По прогнозам, будет наблюдаться незначительный рост объемов к 2030 году, что, на наш взгляд, очень медленно. Напрашивается вывод, что для эффективного развития скоростного флота и пассажироперевозок в целом необходимо наращивания темпа создания скоростных пассажирских судов нового поколения и создания новых туристических маршрутов", — отмечал он.
По словам Рыпалова, специалисты ЦКБ изучили потребности в таких судах, создали карту потенциальных заказчиков и их потенциальной потребности. Согласно их выводам, большая потребность в судах типа "Валдай" приходится на Центральный и Южный федеральные округа, типа СПК "Метеор" — на Санкт-Петербург, морские пассажирские СПК "Комета 120М" необходимы на Черном, Каспийском морях и в Сахалинской области.
Определили специалисты и потенциальный объем скоростного флота РФ: СПК "Валдай 45Р" — 64 единицы, СПК "Метеор 120Р" — 54 единицы, СПК "Комета 120М" —16-18 единиц.
"По нашему мнению, развитие скоростного флота невозможно без мер господдержки", — подчеркнул он.
В презентации ЦКБ было указано, что мерами стимулирования строительства нового пассажирского скоростного флота могут стать судовой утилизационный грант, льготный лизинг, нулевая ставка НДС при регистрации в международном реестре судов, а также субсидирование пассажирских перевозок.
Рыпалов напомнил также, что фактически возрождение скоростного флота началось с создания ЦКБ пассажирских СПК нового поколения "Валдай 45Р", "Комета 120М" и "Метеор 120Р". В 2018 году головное судно "Валдай 45Р" было представлено на ПЭМФ.
СПК "Валдай 45Р" предназначено для перевозки пассажиров на реках в светлое время суток. Оно имеет низкую осадку (около 1 м), может развивать скорость до 75 км/ч (проектная скорость — 65 км/ч). Запас хода — в пределах 550 км. Вместимость судна составляет 45 пассажиров, экипаж — два человека. При создании судна была применена интеллектуальная система умерения качки.
В настоящее время ЦКБ на собственной производственной базе в Чкаловском районе Нижегородской области построило 11 единиц СПК "Валдай 45Р", строят еще 5 судов. Из построенных судов "Валдай" — 5 эксплуатирует Нижегородская область, 2 единицы — в ХМАО и 2 — в Якутии. В июне один из "Валдаев" был передан в Чувашию. Еще два судна готовят к отправке в республику.
Еще одним перспективным судном в ЦКБ считают "Комету 120М". Рыбинский судостроительный завод "Вымпел" построил уже 3 таких судна, спроектированных ЦКБ, два из них эксплуатируют в Сочи и в Крыму. В настоящее время строятся еще 2 таких судна на Рыбинском заводе.
Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" создано на базе СПК проектов "Комета", "Колхида", "Катран". Судно позволяет разместить на борту 120 пассажиров, способно развивать скорость до 65 км/ч, дальность хода — более 300 км.
Кроме того, нижегородское судостроительное ЦКБ разрабатывает несколько моделей экранопланов, в том числе для пассажирских перевозок и нужд МЧС. Экраноплан будет передвигаться на высоте примерно 3 м над поверхностью воды, используя ее экранный эффект, со скоростью до почти 500 км/ч.
В частности, морской экраноплан нового поколения А-050 (или "Чайка 2") сможет выходить на необорудованный берег, перевозить до 100 человек, лететь над водой, а при необходимости — подниматься в воздух на высоту до 3 тыс. метров, преодолевая препятствия.
Речные пассажирские экранопланы, по мнению разработчиков проекта, будут востребованы в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта небольшой из-за суровых погодных условий.