Interfax-Russia.ru — "КамАЗ" разработал беспилотный самосвал без кабины для карьерных работ. Автомобиль способен перевозить груз весом до 30 т в полностью автоматическом либо дистанционном режиме.
Самосвал "КамАЗ-6559", предназначенный для карьерных работ в автономном режиме, разработали конструкторы Научно-технического центра ПАО "КамАЗ" совместно со специалистами МГТУ им.Н.Э.Баумана в рамках проекта по созданию семейства электромеханических беспилотных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности.
Беспилотный самосвал, получивший имя "Юпитер 30", создан для перевозки разрыхленной горной массы или руды без присутствия людей в опасной зоне работы большегрузных машин и экскаваторов. Из-за этого в конструкции автомобиля отсутствует кабина для водителя.
"Юпитер" изначально проектировался как автономное транспортное средство для работы в карьере, для чего автомобиль оснастили всей необходимой аппаратурой, включая специальные, защищенные от пыли, грязи, влаги и вибраций видеокамеры; 2D- и 3D-лидары; ультразвуковые датчики; радары; GSM-антенны и GPS/ГЛОНАСС навигацию.
"Оба моста у него поворотные, за счет чего автомобиль обладает хорошей маневренностью", — рассказал главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра "КамАЗа" Сергей Назаренко.
Самосвал с колесной формулой 4х4 обладает гибридной трансмиссией по последовательной схеме, с буферными батареями для рекуперации энергии при торможениях и движении вниз. Также для улучшения эксплуатационных характеристик на самосвале реализован челночный режим движения. Машина после загрузки без разворотов едет на место разгрузки и, там также без разворотов разгрузившись, едет в обратном направлении, чтобы без маневров встать под новую погрузку. Все это, как отмечают разработчики, позволяет экономить топливо, сократить время цикла работы самосвала и увеличить его эффективность.
Самосвальная платформа с днищем и боковинами из специальной стали увеличенной толщины используется для перевозки добываемой руды или вскрышных пород. Благодаря ее обогреву отработавшими газами двигателя решен вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта. Объем самосвальной установки — 21,5 куб. м.
Автомобиль способен перевозить груз весом до 30 т в полностью автоматическом либо дистанционном режиме. При этом скорость его движения ограничена до 56 км/ч.
"Юпитер 30" — новинка и мировая премьера. Это первый образец новой линейки жесткорамных камазовских карьерных самосвалов семейства "Юпитер". Следующие модели будут более грузоподъемными, их разработкой компания будет заниматься в течение следующих лет", — поделился Назаренко.
В настоящее время специалисты "КамАЗа" и МГТУ им.Н.Э.Баумана ведут работы по настройке всех систем автомобиля. После полигонных испытаний в Научно-техническом центре самосвал будет передан холдинговой компании "СДС-Уголь" для опытной эксплуатации в разрезе "Черниговский" (Кемеровская область).
"Юпитер" стал продолжением камазовской линейки карьерных самосвалов. Один из автомобилей этой линейки — шарнирно-сочлененный самосвал "Геркулес", предназначенный для карьерных работ в автономном режиме, — "КамАЗ" представил общественности в сентябре прошлого года.
Закрытая презентация "Геркулеса" состоялась еще в июне 2021 года, но широкой публике и потенциальным потребителям самосвал продемонстрировали в рамках международной выставки Comtrans 2021 в Москве.
Основное предназначение машины — перевозка насыпных грузов по пересеченной местности и грунтовым дорогам. Также она может применяться при разработке карьерных месторождений и шахт, для добычи полезных ископаемых по безлюдной технологии. Для этого на борту предусмотрена система ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, система содействия водителю, предназначена для автоматизации и повышения безопасности транспортных средств, путем предупреждения водителя о возможных проблемах или вероятности столкновений) 5 уровня, обеспечивающая движение в карьере в автономном режиме, без участия водителя. Также самосвал может эксплуатироваться как в режиме дистанционного управления, так и управляться водителем из кабины.
Автомобиль выполнен по схеме "последовательный гибрид", т.е. представляет собой автономный электромобиль, не требующий подзарядки от внешней сети. Двигатель внутреннего сгорания приводит в действие электрический генератор, который дает энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею. Последовательный гибрид работает на чистом электричестве при заряженной аккумуляторной батарее, как электромобиль. В случае "Геркулеса" рекуперация энергии будет происходить при спуске в карьер, а при подъеме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору. Такое решение позволяет снизить количество потребляемого топлива на 15 % в сравнении с дизельным аналогом.
После испытаний "Геркулеса" в карьере горнодобывающей компании разработчики изменят конструкцию автомобиля, после чего передадут его Уральской горно-металлургической компании (УГМК) для опытной эксплуатации на территории Башкирии.
По словам Назаренко, также разрабатываются новые модификации на базе этого самосвала. Например, его дизельной версии, продажи которой намечены на 2024 год.
Еще одну разработку инженеров компании — карьерный самосвал "КамАЗ-65807" — презентовали в апреле прошлого года на международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности MiningWorld Russia-2021.
Самый большой российский карьерный самосвал полной массой 95 т и грузоподъемностью 65 т стал вторым представителем абсолютно нового семейства автомобилей в камазовской линейке настоящих карьерных самосвалов.
Первая модель этого ряда — "КамАЗ-65805", получивший имя "Атлант", — была презентована на аналогичной выставке в октябре 2020 года. Дебютировавший тогда 60-тонный автомобиль как и "КамАЗ-65807" предназначен для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом. Это семейство будет состоять из карьерных самосвалов с колесной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъемностью от 45 до 70 тонн.
А в начале июня текущего года "КамАЗ" заключил соглашение с ГК "Цифра", в рамках которого планируется дополнить роботизированные горные самосвалы отечественной системой диспетчеризации автономной техники. Это станет последним этапом работ перед запуском первых российских автономных карьерных самосвалов "КамАЗ" на горных предприятиях.
Компании решили совместно продвигать беспилотные технологии на внутреннем рынке, а также выйти на рынки стран БРИКС и СНГ, которые уже проявили интерес к горным российским беспилотникам. Несколько предприятий угольной отрасли уже выразили свою готовность стать площадкой для тестирования и эксплуатации большегрузных карьерных самосвалов.
"У нас формируется конкурентоспособный продукт, спрос на который будет только расти. Мы намерены и дальше развивать это перспективное направление и будем расширять предложения беспилотной техники на другие отрасли", — заявил генеральный директор "КамАЗа" Сергей Когогин.
В свою очередь генеральный директор ГК "Цифра" Игорь Богачев пообещал, что к концу года будет готова адаптированная под самосвалы "КамАЗ" и протестированная система управления горным производством, которая позволяет эффективно управлять парком автономной техники на предприятии.
"После ее интеграции "КамАЗы" будут развернуты в полевых условиях потенциальных заказчиков, где мы будем "обкатывать" надежность и эффективность наших технологий", — добавил Богачев.