Interfax-Russia.ru — Шестнадцать человек погибли в Татарстане в результате авиакатастрофы самолета L-410 местного аэроклуба ДОСААФ. Причиной ЧП мог стать отказ одного из двигателей самолета.
Самолет L-410 с парашютистами местного аэроклуба Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) потерпел крушение в Мензелинском районе Татарстана утром 10 октября.
По данным источника "Интерфакса", потерпевший крушение L-410 с бортовым номером F-94591 эксплуатировался ДОСААФ с февраля 2014 года.
Принадлежность самолета филиалу местного аэроклуба ДОСААФ подтвердила Приволжская транспортная прокуратура, сообщив, что на место аварийной посадки самолета выехал камский транспортный прокурор.
Кроме того, проверку исполнения законодательства об авиационной безопасности после авиакатастрофы организовала военная прокуратура Казанского гарнизона.
Также в Мензелинск выехала комиссия специалистов от Центрального Совета ДОСААФ России для выяснения причин аварии и проведения детальной проверки.
Как проинформировали в организации, по указанию председателя ДОСААФ России Александра Колмакова, все полеты самолетов типа L-410 были приостановлены до окончания расследования.
В пресс-службе оборонного общества заявили, что самолетом управляли опытные пилоты. По предварительной информации произошла техническая поломка. Экипаж предпринял все меры для спасения пассажиров, но многие погибли в результате жесткой посадки.
Всего на борту самолета находились 20 парашютистов и два члена экипажа. В результате крушения 16 человек погибли, 6 пострадали. Как сообщил помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов, пострадавшие были госпитализированы в медицинские учреждения республики бригадами скорой помощи и санитарной авиации.
В Минздраве региона "Интерфаксу" уточнили, что пострадавших транспортировали в больницы Набережных Челнов и Казани: пять — в БСМП Набережных Челнов, 1 пациент — в Республиканскую клиническую больницу Минздрава РТ.
Для помощи пострадавшим в крушении в Набережные Челны прибыл борт МЧС РФ с врио главы ведомства Александром Чуприяном. Вместе с ним в Татарстан направили группу сотрудников центрального аппарата, психологов МЧС России, медицинскую бригаду отряда Центроспасс.
На борту самолета, потерпевшего крушение в Татарстане, находились жители семи регионов.
"По регионам картина такая: шесть человек были из Башкортостана, один из Марий Эл, один из Ульяновской области, трое из Удмуртии, девять из Татарстана, один из Кировской области и один из Челябинской области", — сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.
При этом она уточнила, что погибли жители четырех регионов: двое жителей Уфы, двое жителей Удмуртии, делят жителей Татарстана и один житель Челябинской области.
Президент Татарстана Рустам Минниханов также посетил место крушения L-410 и навестил пострадавших в авиакатастрофе в Больнице скорой медицинской помощи в Набережных Челнах.
На данный момент все выжившие находятся в стабильном состоянии. Состояние двух парашютистов улучшилось — их перевели из реанимации в отделение травматологии больницы Набережных Челнов, сообщил министр здравоохранения республики Марат Садыков журналистам.
При этом, по его словам, состояние троих пострадавших, находящихся в Набережных Челнах, остается стабильно тяжелым. Однако медики дают благоприятный прогноз на их выздоровление.
Госпитализированный в РКБ парашютист прооперирован и находится в тяжелом, но стабильном состоянии, он подключен к аппарату ИВЛ. По словам главы Минздрава республики необходимости транспортировки пациентов в клиники Москвы пока нет.
Он предположил, что большое число погибших при авиакатастрофе может быть связано с тем, что самолет при приземлении врезался в бетонный забор.
"У тех, кто сидел в передней части, шансов (не было — ИФ)", — рассказал Садыков, уточнив, что выжившие сидели в хвостовой части самолета, "что их спасло".
Следственный комитет уже возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта (ч.3 ст.263 УК РФ). Его расследованием займется центральный аппарат СКР.
На месте происшествия продолжает работать следственно-оперативная группа с привлечением следователей-криминалистов военного следственного управления СКР по Центральному военному округу.
По данным следствия, 10 октября около 9:00 при взлете с аэродрома у города Мензелинска у самолета L-410 возникла нештатная ситуация, самолет совершил жесткую посадку.
При этом начальник Мензелинского филиала Центрального аэроклуба Татарстана ДОСААФ России Равиль Нурмехаметов исключает ошибку пилотов разбившегося L-410.
"Это были высококвалифицированные пилоты, очень известные в наших кругах. Поэтому ошибку с их стороны я исключаю практически", — заявил он накануне журналистам.
По его словам, технических предпосылок к трагедии также не было.
"Данный самолет вчера (9 октября) работал прекраснейшим образом. Сегодня перед полетами то же самое: были проверки по всем контрольным листам", — заверил начальник филиала, отметив, что даже после отказа двигателя пилоты сообщали, что контролируют ситуацию.
Он подчеркнул, что конструкция самолета L-410 позволяла в нештатной ситуации совершить посадку в поле или на воду.
"Тут надо разбираться, человеческий фактор или технический. Самолет исправен, люди опытные — у меня просто нет комментариев", — добавил Нурмехаметов.
По предварительным данным, причиной ЧП стал отказ одного из двигателей самолета. Глава Мензелинского района республики Айдар Салахов предположил, что в двигатель могла попасть птица.
"Пока, по предварительной версии, может быть, попало в двигатель что-то - или птица, или что. Отказал левый двигатель. Летчики, чтобы приземлиться и не упасть в населенный пункт, взяли влево, развернули самолет и хотели видимо дотянуть до аэропорта. Но буквально в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы самолет упал и перевернулся", — рассказал Салахов журналистам.
По его словам, самолет не был перегружен, судно проходило техобслуживание и взлетные исследования.
"Самолет по авиационным меркам — он не очень старый и не новый, но техобслуживание и взлетные исследования прошли у него", — утверждает Салахов.
Между тем дочь погибшего пилота Михаила Беляева Анастасия рассказала "Интерфаксу", что у потерпевшего катастрофу самолета L-410 ранее уже неоднократно отказывали двигатели.
"Мой отец неоднократно жаловался на то, что в полете двигатели отключаются, происходит отказ двигателя. Он неоднократно (так — ИФ) сажал самолет. Когда я интересовалась, как дела, (он отвечал — ИФ): отказ двигателя, отказ двигателя", — рассказала она агентству, добавив, что такие разговоры с отцом у нее шли уже не менее года.
Собеседница агентства уточнила, что ее отец был командиром этого самолета, сама она ранее неоднократно летала с ним и прыгала в этом аэроклубе с парашютом.
По ее словам, отец докладывал об отказах двигателей руководству Мензелинского аэроклуба, которому принадлежал самолет.
"Руководство (аэроклуба — ИФ), естественно, было в курсе", — заявила дочь пилота.
Кстати, 19 июня в Кемеровской области произошла практически аналогичная катастрофа с тем же типом самолета, эксплуатировавшимся ДОСААФ.
Во время тренировочного полета на аэродроме Танай Кемеровской области потерпел крушение L-410. На борту находились парашютисты. В ходе полета командир воздушного судна доложил об отказе одного из двигателей, было принято решение о возврате на аэродром. При развороте самолет, задев крону деревьев крылом, упал на землю. При крушении погибли четыре человека, еще один скончался в больнице.
Как предположил оказавшийся на борту и выживший парашютист Дмитрий Степанов, самолет на кузбасском курорте мог упасть из-за отказа обоих двигателей.
На своей странице в инстаграме он рассказывал, что после взлета на высоте 20 м произошел отказ правового двигателя.
"Летим медленно, набирая высоту. Высота 100 (метров — ИФ), смотрю на пилота, и он явно держит ситуацию под контролем, паники нет. Разворот в сторону аэродрома, сильный правый крен, страх, выходим из него, и снова отпускает на пару секунд. Высота 50 (метров — ИФ), еще один правый крен, отказ второго двигателя (как я понял), очень быстрое приближение к земле, прощание, удар, кувырки", — написал Степанов.
Власти Татарстана объявили 11 октября днем траура по погибшим в авиакатастрофе в Мензелинском районе.
Также правительство Татарстана приняло постановление об оказании материальной помощи семьям погибших и пострадавшим при крушении самолета L-410. Семьям погибших будет выплачено по 1 млн рублей, пострадавшие с травмами тяжелой и средней степени получат по 400 тыс. рублей, пострадавшие с легкими травмами — по 100 тыс. рублей.
Муниципальным властям на местах поручено организовать доставку тел погибших в авиакатастрофе до дома и к месту захоронения, в том числе, за пределы Татарстана.
У здания аэроклуба в Мензелинске появился стихийный мемориал в память о погибших и пострадавших в результате авиакатастрофы, куда местные жители приносят цветы.
С родными погибших и пострадавших работают психологи и представители религиозных конфессий.