Уфа. 18 марта. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Восемь поступивших в Роспотребнадзор претензий о невозврате денег за путевки в Китай башкирским туристам урегулированы в досудебном порядке, сообщила начальник отдела защиты прав потребителей ведомства Наталья Биккулова.
"В самом начале развития этой ситуации с коронавирусом к нам поступило восемь жалоб. (Операторы вернули деньги - ИФ), у нас нет вопросов, до суда мы даже не дошли", - сообщила она на организованной агентством "Интерфакс-Поволжье" пресс-конференции в Уфе в четверг.
По ее словам, все ситуации были связаны с тем, что туроператоры, "не понимали, что ситуация настолько сложна и, видимо, настаивали на переносе путешествий на более позднее время".
"В настоящее время проблем никаких нет, у нас нет очередей потребителей, мы в профилактических целях открываем "горячие линии" и разъясняем потребителям их права", - добавила Биккулова.
Специалисты Роспотребнадзора проконсультировали 30 туристов, позвонивших на тематическую горячую линию ведомства., пояснив, что потребитель вправе требовать расторжения договора и возврата денег в том случае, если он приобрел путевку в одну из стран, въезд в которые запрещен Ростуризмом.
"Потребитель вправе требовать изменения или расторжения договора о реализации турпутевки в связи с существенным изменением обстоятельств, при которых исходили стороны при его заключении, в том числе в досудебном порядке. Гражданин может расторгнуть договор, обратившись к агенту или оператору", - уточнила Биккулова.
При этом, по ее словам, потребитель и туроператор могут прийти к соглашению о замене направления на другое в те же сроки, переносе сроков поездки на удобные для туриста даты в течение года, то есть принять "решение, которое учтет взаимные интересы обеих сторон".
В частности, отметила она, в настоящее время нет запрета на путешествие внутри регионов Российской Федерации, и ситуация с коронавирусом не должна быть главным основанием для отказа от путешествия.
"Что касается внутрироссийских направлений, эти перевозки не запрещены. Да, действительно, следует соблюдать меры безопасности, ограничения в перемещениях, но это не говорит о том, и не должно быть главным основанием для отказа от путешествия", - сказала она.
Потребитель может отказаться от путешествия по регионам России, однако расторжение договора в этом случае возможно по соглашению сторон. Туристу вернут деньги за вычетом расходов, фактически понесенных исполнителем.
Отказаться от регулярных авиарейсов в страны, в которых введен режим опасности для туристов, возможно при отмене или задержке вылета.
Роспотребнадзор взаимодействует с туроператорами в связи с ситуацией по коронавирусу, отметила Биккулова. По ее словам, ведомство является своего рода "третейским судьей" в спорах между представителям турбизнеса и клиентами, помогая сторонам находить компромиссные решения.
Число проверок Роспотребнадзора в Башкирии в 2019г выросло в 1,6 раза, в основном - в сфере розничной торговли
Количество проверок в Башкирии в сфере защиты прав потребителей в 2018 году выросло в 1,6 раза, почти до 1,4 тыс., сообщила начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Наталья Биккулова.
"Плановый надзор в области защиты прав потребителей не проводится уже несколько лет. Проверки проводятся лишь по обращениям потребителей, указам президента РФ, постановлениям правительства и приказам службы (Роспотребнадзора - ИФ). Таких проверок в 2019 году проведено 1,368 тыс., их количество выросло в 1,6 раза", - сказала Биккулова.
Она уточнила, что наибольшее количество проверок коснулось сферы розничной торговли (1,291 тыс., или 94,4% от общего числа проверок). В сфере услуг - 77 проверок (5,6 %), в том числе в организациях общественного питания - 50, в организациях ЖКУ - 7 проверок (9%), в организациях бытового обслуживания - 4 (5,2%).
По итогам года ведомство рассмотрело 7,093 тыс. обращений граждан, на 5,2% больше, чем годом ранее.
"Наиболее распространенными причинами обращений граждан стали розничная торговля - 47,9%, предоставление жилищно-коммунальных услуг - 18%, страховая и банковская деятельность - 7,8%", - уточнила представитель управления.
Она отметила, что число обращений граждан на оказание туристских услуг сократилось на 60%, бытовое обслуживание (на 46,5%), технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (на 36,6%), жилищно-коммунальных услуг (на 32,1%). "Но значительно увеличилось количество обращений по услугам в сфере розничной торговли", - подчеркнула Биккулова.
В 2019 году сотрудники управления провели 6 контрольных закупок, выявили 12 нарушений. Проверки могут касаться разных сфер хозяйствования и проводиться дистанционно (через интернет), пояснила она.
За нарушения законодательства о защите прав потребителей в минувшем году в отношении виновных лиц было вынесено 1,771 тыс. постановлений о назначении административного наказания (на 17,3% больше, чем в 2018 году). Предупреждения получили 704 нарушителя, штрафы - 1,067 тыс. на сумму 5,7 млн рублей. На рассмотрение в суды было направлено 225 дел об административной ответственности и назначении административного наказания по 187 делам.
Кроме того, ведомство подало в суды 279 исков в защиту прав потребителей, 216 исков были рассмотрены, 213 удовлетворены (в том числе и частично). Сумма присужденных денежных средств составила 5,8 млн рублей.