Чебоксары. 13 августа. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Арбитражный суд Чувашии включил в реестры требований кредиторов АО "Промтрактор" и АО "Промтрактор-Вагон" (оба в процедуре наблюдения) долг перед ООО "КТЗ", выкупившем его у госкорпорации "ВЭБ".
Как следует из картотеки арбитражных дел, суд включил в реестр "Промтрактора" требование ООО "КТЗ" на 101,4 млрд рублей, в том числе, основной долг - 44,9 млрд рублей, в реестр "Промтрактор-Вагона" внесено требование ООО "КТЗ" на 97,9 млрд рублей (в том числе 42,5 млрд рублей - основной долг). Требования кредитора по взысканию финансовых санкций учитываются отдельно в реестрах и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы долга.
ООО "КТЗ" было учреждено госкорпорацией "Ростех" в сентябре 2018 года, после того как она по решению правительства РФ стала контролировать процедуру оздоровления предприятий концерна. Сейчас, по данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", "Ростеху" через дочерние структуры принадлежит 33,4% долей ООО "КТЗ", оставшаяся доля подконтрольна холдингу "Транскомпонент", который в настоящее время управляет предприятиями концерна. ООО "КТЗ" выкупило у ВЭБа требования к управляющей компании концерна и ряда его предприятий, выступавших поручителями и залогодателями по обязательствам основного заемщика, в октябре 2018 года.
Текущие процедуры несостоятельности "Промтрактора" и "Промтрактор-Вагона" - это вторая попытка осуществить банкротство под контролем крупнейшего кредитора. Предыдущие банкротные дела Арбитражный суд Чувашии прекратил в 2019 году, так как предприятия являлись субъектами естественных монополий, и процедура банкротства в отношении таких должников возможна только после исчерпания мер по взысканию долга в рамках исполнительного производства. Затем оба завода утратили этот статус.
Основной заемщик кредитных средств под поручительство предприятий концерна - бывшая управляющая компания ООО "Компания корпоративного управления" (ранее - ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" ("ККУ КТЗ")) с мая 2019 года находится в процедуре внешнего управления. Суд счел, что ее активы превышают размер долговых обязательств, включенных в реестр требований кредиторов.
Дебиторскую задолженность управляющей компании, в том числе заводов, входящих в КТЗ, в конце прошлого года на торгах выкупило ООО "ТягачиАктив" (Липецк), свидетельствуют материалы портала Федресурс. Затем "ТягачиАктив" как кредитор стал правопреемником управляющей компании, а также ряда других кредиторов в банкротных делах предприятий концерна. В частности, суд включил в реестр "Промтрактора" требования "ТягачиАктив" на общую сумму около 19,8 млрд рублей, в реестр "Промтрактор-Вагона" - около 19,7 млн рублей, следует из материалов дел о банкротстве.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", бенефициаром ООО "ТягачиАктив" с мая 2019 года является Тимур Гареев, до этого предприятие принадлежало "Курганмашзаводу" Ростеха.
Еще два ключевых предприятия КТЗ в Чувашии, заводы-комплектаторы вагонного и тракторного производств - ПАО "Чебоксарский агрегатный завод" (ЧАЗ) и ООО "Промтрактор-Промлит" были признаны банкротами, на их площадках ведут производственную деятельность вновь созданные юрлица - ООО "ПК "ЧАЗ" и ООО "Промлит", соответственно.
ВЭБ кредитовал КТЗ в тот период, когда его контролировали Михаил Болотин и его младший партнер Альберт Баков, в том числе с целью реструктуризации задолженности концерна и его предприятий и снижения долговой нагрузки. Однако провести оздоровление предприятий КТЗ не удалось, и ВЭБ решил прибегнуть к процедуре банкротства его предприятий и управляющей компании. Его требования составляли 68,5 млрд рублей.
Холдинг "Транспортные компоненты", согласно информации на его сайте, объединяет ряд предприятий в сфере транспортного машиностроения в РФ, производственные, торговые и сервисные компании. Согласно данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", единственным владельцем ООО "Холдинг Транспортные компоненты" является кипрская Tadorix Consultants Limited, конечные собственники которой не указаны.