Самара. 7 декабря. ИНТЕРФАКС - Самарский университет им. Королёва начал комплексные испытания малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 "Колибри" для компактных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сообщает пресс-служба вуза в четверг.
Применение такого типа двигателя поможет увеличить скорость и грузоподъемность БПЛА, на основе подобных газотурбинных двигателей можно будет производить перспективные грузовые беспилотные летательные аппараты на реактивной тяге.
"Мы изготовили и полностью собрали двигатель, укомплектовали его экспериментальным прототипом системы управления, разработанной в университете. В ходе начавшихся испытаний должны быть экспериментально подтверждены рассчитанные характеристики двигателя на различных режимах его работы", - приводятся в сообщении слова директора Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва, заведующего молодежной научно-исследовательской лабораторией "Энергетические установки" Ивана Зубрилина.
Испытания продлятся около трех месяцев.
По словам Зубрилина, главная из ключевых особенностей МГТД-22 "Колибри" по сравнению, например, с поршневыми той же размерности - высокое соотношение тяги и веса.
"Согласно расчетам, оснащенный таким двигателем весом 2,1 кг небольшой беспилотник при общем взлетном весе 45 кг в перспективе сможет развивать максимальную скорость 800 км в час при максимальной высоте полета 9 км", - говорится в сообщении.
Среди других особенностей разработки - встроенная система управления, электрический запуск двигателя и возможность его дистанционного перезапуска во время полета.
Кроме того, двигатель может быть оснащен электрогенератором, с помощью которого будет подзаряжаться аккумуляторная батарея, питающая электронику БПЛА.
По словам руководителя проекта по созданию "Колибри", сотрудника Инжинирингового центра Антона Полтораднева, "такие аппараты могут быть востребованы в удаленных регионах страны, и при необходимости смогут решать логистическую задачу доставки груза в труднодоступные районы при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры".
Одним из преимуществ разработки называют и работу на традиционном авиационном топливе - керосине.
"Если сравнить керосин с обычными литий-полимерными батареями, используемыми на беспилотниках, то при одинаковых занимаемых объемах энергоемкость керосина оказывается в 40 раз больше, чем у батарей (...) Если же сравнивать "Колибри" с бензиновыми двигателями для беспилотников, то керосин обладает лучшей теплотворной способностью, чем бензин, и при одинаковой массе топлива дает большую тягу", - уточняется в сообщении.
По данным пресс-службы, кроме уже проходящего испытания МГТД-22, в лаборатории вуза прорабатываются проекты еще двух следующих двигателей - МГТД-40 "Чайка" и МГТД-100 "Орел".
Более мощные двигатели позволят реализовывать новые перспективные проекты.
"На основе четырех "Орлов" предполагается создать скоростной грузовой беспилотник с возможностью вертикального взлета и посадки в любую погоду и в любой местности. Разработка сможет доставить в заданную точку груз весом до 110 кг с максимальной скоростью полета 480 км в час", - говорится в сообщении.
Для испытаний всей линейки перечисленных разработок спроектирован стенд, позволяющий исследовать как отдельные узлы малоразмерных газотурбинных двигателей - компрессор, камера сгорания, турбина, система смазки, входное устройство и сопло, так и весь двигатель в целом. Испытательный стенд оснащен топливной системой, набором различных датчиков для измерения температуры и расхода воздуха и топлива, а также автоматизированной системой обработки результатов измерений. Оборудование позволяет исследовать рабочие процессы в МГТД тягой до 1500 Н.
Самарский национальный исследовательский университет им. С.П. Королева основан в 1942 году как Куйбышевский авиационный институт.