Поволжье / Новости 6 июля 2020 г. 09:36

"ЦКБ по СПК им. Р.Е Алексеева" разрабатывает несколько моделей экранопланов - власти

Нижний Новгород. 6 июля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева" ("ЦКБ по СПК им. Р.Е Алексеева", Нижний Новгород) ведет разработку нескольких новых моделей экранопланов, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области.

Все проекты находятся в высокой степени проработки, производство экранопланов планируется создать в регионе. Уникальное транспортное средство сочетает свойства корабля и самолета. Экраноплан будет передвигаться на высоте примерно 3 м, используя экранный эффект, со скоростью до почти 500 км/ч.

В частности, ЦКБ разрабатывает современные экранопланы для пассажирских перевозок и нужд МЧС. Морской экраноплан нового поколения А-050 (или "Чайка 2") сможет выходить на необорудованный берег, перевозить до 100 человек, лететь над водой, а при необходимости - подниматься в воздух на высоту до 3 тыс. метров, преодолевая препятствия.

Речной пассажирский экраноплан А-020 (или "Ракета-3") предназначен для круглогодичной скоростной перевозки 40 пассажиров. Проект очень востребован в регионах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где слабо развита сеть автомобильных дорог, а период навигации привычного водного транспорта небольшой из-за суровых погодных условий.

Первый в мире экраноплан разработали в г.Горьком представители нижегородской конструкторской школы Ростислава Алексеева в 80-х годах прошлого века.

"Разработка нижегородских конструкторов несколько десятилетий назад поразила весь мир. За рубежом экраноплан даже окрестили "Каспийским монстром" за его уникальные свойства и фантастическую скорость на воде. В прошлом веке были построены несколько таких судов: три десантных экраноплана "Орленок" и один ракетный экраноплан "Лунь". К сожалению, в конце прошлого века проект забросили из-за недостатка финансирования. Мы чуть было не потеряли навсегда уникальные, перспективные технологии. Сейчас есть все шансы исправить историческую несправедливость и возродить производство легендарных экранопланов", - приводятся в сообщении слова первого замгубернатора Евгения Люлина.

Ранее ЦКБ по СПК им. Ростислава Алексеева в рамках госпрограммы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы" разработало и построило инновационное судно на подводных крыльях "Валдай 45Р", благодаря чему удалось возродить речные пассажирские перевозки в Нижегородской области. Кроме того, в 2019 году в рамках этой программы на предприятии начали строительство головного речного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03580 "Метеор 120Р".

ЦКБ специализируется на проектировании скоростных судов и аппаратов, в том числе судов на подводных крыльях, динамической воздушной подушке, экранопланов и судов с воздушной каверной.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "МейкерВуд" (Санкт-Петербург) владеет 16,48% акций АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е Алексеева", ООО "Ридо" (Санкт-Петербург) - 24,46% АО "Объединенная судостроительная корпорация" - 14,99%.