Поволжье / Новости 26 июня 2025 г. 17:41

Башкирия просит Белоруссию расширить программы Банка развития на СП с российским бизнесом

Уфа/Нижний Новгород. 26 июня. ИНТЕРФАКС - Власти Башкирии предлагают изучить возможность расширения инструментов ОАО "Банк развития Республики Беларусь" на совместные российско-белорусские предприятия, зарегистрированные в РФ, такую инициативу предложил первый заместитель премьер-министра Башкирии Рустам Муратов в своем выступлении на XII Форуме регионов России и Белоруссии в Нижнем Новгороде в четверг.

"Сегодня дефицит бюджетных средств не дает возможности регионам двигаться дальше. Но хорошие инструменты Национального банка развития в республике Беларусь не могут быть применены для кредитования продукции совместного предприятия, произведенной на территории России", - отметил он.

ОАО "Банк развития Республики Беларусь" создано в 2011 году. Основной его целью является развитие системы финансирования государственных программ и реализация социально значимых инвестиционных проектов. Белорусский банк развития выпускает облигации и обеспечивает экспортное кредитование с господдержкой для белорусских предприятий.

"Стоит выйти с соответствующей инициативой, доработать этот инструмент. Как нам кажется, сегодня, когда мы все сталкиваемся с дефицитом финансовых ресурсов, с необходимостью держать производственные темпы и объемы производства на должном уровне, необходимо держать все имеющиеся ресурсы для реализации таких проектов", -сказал Муратов.

Он привел в пример совместное предприятие ОАО "Минский автомобильный завод" (МАЗ) и АО "Уфимский трамвайно-троллейбусный завод" (УТТЗ), в котором "МАЗу" принадлежит 51% предприятия, "УТТЗ" - 49%. Сбыт продукции ранее осуществлялся в регионы России за счет федеральной программы развития электротранспорта.

Сообщалось, что в феврале текущего года "МАЗ" и "УТТЗ" учредили совместное предприятие по выпуску в Уфе троллейбусов - "Территория развития электротранспорта МАЗ-УТТЗ". Новое производство разместится на территории ОЭЗ "Алга" в Уфимском районе. Стоимость проекта сборочного производства троллейбусов, который планировалось реализовать в 2025-2026 годах, оценивается в 1,25 млрд рублей.

Муратов признал, что "при реализации совместных инвестиционных проектов мы столкнулись с определенными проблемами".

"Это, в первую очередь, инфраструктурные ограничения, отсутствие готовой инфраструктуры под требования инвесторов, что увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов (...) Это кадровое обеспечение. Сложность заключается не только в поиске и обучении профильных специалистов, но и в создании для них комфортных условий, включая решение жилищных вопросов для специалистов, которые приезжают из республики Беларусь", - сказал он.

Также есть трудности с финансированием покупки комплектующих, сбытом, логистикой.

Ранее сообщалось, что власти Башкирии разработали законодательную инициативу, регламентирующую механизм создания и функционирования башкиро-белорусского инвестиционного кластера.

Речь идет о совместном индустриально-инвестиционном кластере на базе башкирской ОЭЗ "Алга" ("Башкирско-Белорусский индустриально-инвестиционный технополис"). Предполагается, что в него войдет ряд совместных проектов, площадь ОЭЗ "Алга" будет расширена, на территории кластера будет построено 5 индустриальных парков.

В настоящее время на территории ОЭЗ функционирует завод по производству сельскохозяйственного оборудования белорусского холдинга "Амкодор", второй завод (по выпуску специальной и землеройной техники) находится в стадии строительства. Помимо этого в кластер могут войти совместные проекты ОАО "Минский автомобильный завод " и АО "Уфимский трамвайно-троллейбусный завод", аккумуляторный завод компании 1AK GROUP", молочный завод белорусской группы компаний "Санта".

К 2030 году предполагаемый объем инвестиций в технокластер может составить почти 100 млрд рублей.