4 апреля. Interfax-Russia.ru - Коллектив Горьковского автозавода разочарован положительным решением российского суда по отмене обеспечительных мер в отношении местных активов Volkswagen и надеется, что правительство РФ возьмет ситуацию под контроль, не позволив германскому концерну уйти из страны без возврата средств, заявил журналистам председатель рабочих советов "ГАЗа" Евгений Морозов во вторник.
"Сегодня мы столкнулись с неприемлемой ситуацией, когда компания Volkswagen планирует уйти от своих обязательств перед Горьковским автомобильным заводом. Вчера Нижегородский суд принял решение по удовлетворению обращения компании Volkswagen в отношении ареста основных активов в городе Калуге. И это, к сожалению, решение положительное", - сказал Морозов на пресс-подходе, организованном Горьковским автозаводом.
По его словам, в связи с решением суда на заводе возникло "много вопросов и недоумение в наших трудовых коллективах: что же будет с тем ущербом для нашего Горьковского автозавода; что будет с дальнейшим развитием наших производств; и неужели позволят западной компании так спокойно продать свои активы и уйти из страны, оставив со своими проблемами многотысячные коллективы".
"Мы планируем обратиться к министерству промышленности и торговли РФ, обратить их внимание на то, чтобы производство было возобновлено на обеих площадках - и в Нижнем Новгороде, и в Калуге. <...> Мы также надеемся, что правительство РФ возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув те средства нашему многотысячному коллективу для реализации нового проекта на площадях Горьковского автомобильного завода", - сказал Морозов.
Руководитель производства автомобилей VW и Skoda Горьковского автозавода Александр Подоплелов заявил в свою очередь, что у Горьковского автозавода нет другого выхода, кроме как компенсировать затраты, направленные на создание совместного с Volkswagen сборочного производства, с тем чтобы возобновить производство автомобилей и вернуть на завод людей, находящихся в режиме производственного простоя.
"И мы работаем в этом направлении", - отметил он.
Подоплелов напомнил, что в рамках проекта с Volkswagen c 2012 года было модернизировано производственное оборудование, обучен персонал, выпущено семь новых моделей VW, в 2013 году было локализовано производство мостов, а в 2015 году - лонжеронов на все выпускаемые в Нижнем Новгороде модели концерна.
"Мы модернизировали действующее производственное оборудование. Мы запускали новые процессы, которые были необходимы для успешных запусков автомобилей. При этом мы организовывали производство с максимально возможной производственной эффективностью для Volkswagen. Однако доходность, которую "ГАЗ" получал при производстве каждого автомобиля, была значительно ниже, чем прибыль заказчика при реализации данных автомобилей", - сказал Подоплелов.
Он отметил, что Volkswagen остановил не только производство автомобилей, но и все работы, связанные с запуском новых проектов, финансирование и подготовку к реализации которых проводили многие предприятия группы "ГАЗ".
"Это и локализация грузовиков, это и использование двигателей Volkswagen на действующих моделях грузового производства, и многие другие проекты", - пояснил Подоплелов.
По его информации, на производстве Volkswagen на момент остановки производства автомобилей в марте 2022 года было занято 3 тыс. человек, многие из них находятся в режиме производственного простоя до сих пор.
Мощность сборочного производства, задействованного в проекте VW, рассчитана на 140 тыс. легковых автомобилей в год.
Как сообщалось, ООО "Автозавод "ГАЗ" 14 марта подало в Арбитражный суд Нижегородской области иск о взыскании с Volkswagen, контрактная сборка моделей которого до весны 2022 года велась на мощностях российского концерна в Нижнем Новгороде, убытков в размере 15,6 млрд рублей. Кроме того, "ГАЗ" добился в суде ареста активов VW в качестве обеспечения своего иска.
Однако, 3 апреля суд разблокировал недвижимое имущество и оборудование, основная доля которого представляет собой производственный комплекс VW в Калуге.
Таким образом, сейчас арест наложен на доли иностранных юрлиц в ООО "Фольксваген Груп Рус" (ФГР), её совладельцами являются Volkswagen AG (28,06%), Skoda Auto A.S. (16,8%) и Volkswagen Finance Luxemburg S.A. (55,14%).
Суд также запретил по ходатайству "ГАЗа" любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала ФГР.
Под ограничения подпали и доли VW в подконтрольных российских юрлицах. В частности, ООО "Фольксваген Компоненты и Сервисы", а также ООО "Скания Лизинг", ООО "Скания Страхование", ООО "Скания Финанс". Последние три, по данным ЕГРЮЛ, до середины февраля этого года входили в периметр производителя грузовиков Scania, который, в свою очередь, входит в принадлежащее VW грузовое подразделение Traton. Scania к концу 2022 года продала российскую "дочку" (ООО "Скания-Русь", ныне - ООО "БВГ") местному дилеру "Альфаскан", но три указанные структуры, как следует из реестра, в периметр той сделки не вошли. К концу февраля они перешли под единоличный контроль ФГР.
"ГАЗ" обосновал свое ходатайство об обеспечительных мерах, в том числе выписками из ЕГРЮЛ, согласно которым ФГР владеет четырьмя указанными юрлицами, "что обуславливает риск отчуждения указанного имущества в пользу третьих лиц и, как следствие, невозможность исполнения судебного акта". Автозавод "ГАЗ" в своем иске отметил, что отчуждение оставшихся активов VW в РФ сделает невозможным исполнение решения суда о взыскании убытков в размере не менее 15,575 млрд рублей в его пользу.
Основным претендентом на российские активы VW, включая крупнейший из них - автозавод в Калуге, СМИ в последнее время называли автодилерскую группу "Авилон". Однако официальных комментариев о готовящейся сделке ее потенциальные стороны не давали.
Завод ФГР мощностью 225 тыс. автомобилей в год расположен в индустриальном парке "Грабцево" в Калуге. До весны 2022 года предприятие выпускало автомобили Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Также в Калуге работал завод бензиновых двигателей мощностью 150 тыс. единиц продукции в год. В начале марта 2022 года VW сообщил, что приостанавливает производство автомобилей в России.
Кроме того, VW с 2012 года вел контрактную сборку на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, где до весны 2022 года выпускались Skoda Octavia, Skoda Karoq и Skoda Kodiaq, а также Volkswagen Taos. Летом VW объявил о закрытии своего нижегородского офиса.