Рабочие советы ГАЗа просят чиновников взять под контроль уход VW из РФ после решения суда в пользу концерна

4 апреля. Interfax-Russia.ru - Коллектив Горьковского автозавода разочарован положительным решением российского суда по отмене обеспечительных мер в отношении местных активов Volkswagen и надеется, что правительство РФ возьмет ситуацию под контроль, не позволив германскому концерну уйти из страны без возврата средств, заявил журналистам председатель рабочих советов "ГАЗа" Евгений Морозов во вторник.

Рабочие советы ГАЗа просят чиновников взять под контроль уход VW из РФ после решения суда в пользу концерна
© РИА Новости. Екатерина Чеснокова

"Сегодня мы столкнулись с неприемлемой ситуацией, когда компания Volkswagen планирует уйти от своих обязательств перед Горьковским автомобильным заводом. Вчера Нижегородский суд принял решение по удовлетворению обращения компании Volkswagen в отношении ареста основных активов в городе Калуге. И это, к сожалению, решение положительное", - сказал Морозов на пресс-подходе, организованном Горьковским автозаводом.

По его словам, в связи с решением суда на заводе возникло "много вопросов и недоумение в наших трудовых коллективах: что же будет с тем ущербом для нашего Горьковского автозавода; что будет с дальнейшим развитием наших производств; и неужели позволят западной компании так спокойно продать свои активы и уйти из страны, оставив со своими проблемами многотысячные коллективы".

"Мы планируем обратиться к министерству промышленности и торговли РФ, обратить их внимание на то, чтобы производство было возобновлено на обеих площадках - и в Нижнем Новгороде, и в Калуге. <...> Мы также надеемся, что правительство РФ возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув те средства нашему многотысячному коллективу для реализации нового проекта на площадях Горьковского автомобильного завода", - сказал Морозов.

Руководитель производства автомобилей VW и Skoda Горьковского автозавода Александр Подоплелов заявил в свою очередь, что у Горьковского автозавода нет другого выхода, кроме как компенсировать затраты, направленные на создание совместного с Volkswagen сборочного производства, с тем чтобы возобновить производство автомобилей и вернуть на завод людей, находящихся в режиме производственного простоя.

"И мы работаем в этом направлении", - отметил он.

Подоплелов напомнил, что в рамках проекта с Volkswagen c 2012 года было модернизировано производственное оборудование, обучен персонал, выпущено семь новых моделей VW, в 2013 году было локализовано производство мостов, а в 2015 году - лонжеронов на все выпускаемые в Нижнем Новгороде модели концерна.

"Мы модернизировали действующее производственное оборудование. Мы запускали новые процессы, которые были необходимы для успешных запусков автомобилей. При этом мы организовывали производство с максимально возможной производственной эффективностью для Volkswagen. Однако доходность, которую "ГАЗ" получал при производстве каждого автомобиля, была значительно ниже, чем прибыль заказчика при реализации данных автомобилей", - сказал Подоплелов.

Он отметил, что Volkswagen остановил не только производство автомобилей, но и все работы, связанные с запуском новых проектов, финансирование и подготовку к реализации которых проводили многие предприятия группы "ГАЗ".

"Это и локализация грузовиков, это и использование двигателей Volkswagen на действующих моделях грузового производства, и многие другие проекты", - пояснил Подоплелов.

По его информации, на производстве Volkswagen на момент остановки производства автомобилей в марте 2022 года было занято 3 тыс. человек, многие из них находятся в режиме производственного простоя до сих пор.

Мощность сборочного производства, задействованного в проекте VW, рассчитана на 140 тыс. легковых автомобилей в год.

Как сообщалось, ООО "Автозавод "ГАЗ" 14 марта подало в Арбитражный суд Нижегородской области иск о взыскании с Volkswagen, контрактная сборка моделей которого до весны 2022 года велась на мощностях российского концерна в Нижнем Новгороде, убытков в размере 15,6 млрд рублей. Кроме того, "ГАЗ" добился в суде ареста активов VW в качестве обеспечения своего иска.

Однако, 3 апреля суд разблокировал недвижимое имущество и оборудование, основная доля которого представляет собой производственный комплекс VW в Калуге.

Таким образом, сейчас арест наложен на доли иностранных юрлиц в ООО "Фольксваген Груп Рус" (ФГР), её совладельцами являются Volkswagen AG (28,06%), Skoda Auto A.S. (16,8%) и Volkswagen Finance Luxemburg S.A. (55,14%).

Суд также запретил по ходатайству "ГАЗа" любые регистрационные действия, связанные с ликвидацией, реорганизацией, изменением состава участников, увеличением и уменьшением уставного капитала ФГР.

Под ограничения подпали и доли VW в подконтрольных российских юрлицах. В частности, ООО "Фольксваген Компоненты и Сервисы", а также ООО "Скания Лизинг", ООО "Скания Страхование", ООО "Скания Финанс". Последние три, по данным ЕГРЮЛ, до середины февраля этого года входили в периметр производителя грузовиков Scania, который, в свою очередь, входит в принадлежащее VW грузовое подразделение Traton. Scania к концу 2022 года продала российскую "дочку" (ООО "Скания-Русь", ныне - ООО "БВГ") местному дилеру "Альфаскан", но три указанные структуры, как следует из реестра, в периметр той сделки не вошли. К концу февраля они перешли под единоличный контроль ФГР.

"ГАЗ" обосновал свое ходатайство об обеспечительных мерах, в том числе выписками из ЕГРЮЛ, согласно которым ФГР владеет четырьмя указанными юрлицами, "что обуславливает риск отчуждения указанного имущества в пользу третьих лиц и, как следствие, невозможность исполнения судебного акта". Автозавод "ГАЗ" в своем иске отметил, что отчуждение оставшихся активов VW в РФ сделает невозможным исполнение решения суда о взыскании убытков в размере не менее 15,575 млрд рублей в его пользу.

Основным претендентом на российские активы VW, включая крупнейший из них - автозавод в Калуге, СМИ в последнее время называли автодилерскую группу "Авилон". Однако официальных комментариев о готовящейся сделке ее потенциальные стороны не давали.

Завод ФГР мощностью 225 тыс. автомобилей в год расположен в индустриальном парке "Грабцево" в Калуге. До весны 2022 года предприятие выпускало автомобили Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Также в Калуге работал завод бензиновых двигателей мощностью 150 тыс. единиц продукции в год. В начале марта 2022 года VW сообщил, что приостанавливает производство автомобилей в России.

Кроме того, VW с 2012 года вел контрактную сборку на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, где до весны 2022 года выпускались Skoda Octavia, Skoda Karoq и Skoda Kodiaq, а также Volkswagen Taos. Летом VW объявил о закрытии своего нижегородского офиса.