Поволжье / Эксклюзив 9 июня 2022 г. 17:43

Врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин:

"Промышленность региона адаптируется к новым условиям, сохраняя производства и трудовые коллективы"

Врио губернатора Саратовской области Роман Бусаргин рассказал "Интерфаксу" о том, как регион преодолевает последствия санкций, как власти выстраивают взаимодействие с бизнесом и какие возможности открываются перед региональной экономикой в последнее время.

"Промышленность региона адаптируется к новым условиям, сохраняя производства и трудовые коллективы"
Фото предоставлено пресс-службой врио губернатора Саратовской области

- Роман Викторович, какие отрасли региональной экономики в наибольшей степени пострадали в пандемию и от санкций? Какую поддержку пострадавшему бизнесу оказывают (и планируют оказывать) власти региона?

- Региональная экономика закалилась в пандемию. Приобрела иммунитет. Помогает он и сейчас. Стоит ли назвать ситуацию в целом сложной? Конечно. Экономические отношения не бывают простыми. Но полученный в пандемию новый опыт используется при введенных санкциях. Он заключается в прямом взаимодействии с бизнесом, в серьезных мерах господдержки, в системном подходе.

Есть и случаи, когда надо точечно решать проблему, причем в ручном режиме. Нужно ездить на предприятия, обсуждать, договариваться. И это нормально в силу сегодняшних обстоятельств. Главное - коллективы работают, у предприятий есть поставки и заказы.

Из отраслей, испытывающих трудности, назову авиа- и -автоперевозки, общепит, гостиничный бизнес, туризм, дополнительное образование, бытовые услуги, непродовольственную торговлю. Положение дел в них характерно практически для всех регионов. На федеральном уровне составлен перечень пострадавших в пандемию отраслей, определено 50 видов экономической деятельности. Он в открытом доступе, секретов нет.

Сегодня для поддержки саратовского бизнеса действует комплекс мер. Региональные и федеральные пакеты, специально разработанные для предпринимательства, для системообразующих предприятий. Меры, что связаны с налоговыми послаблениями, принимались с начала пандемии. Востребованы они и сейчас. Как, например, пониженные налоговые ставки в 2% и 7,5% для малых предприятий или "налоговые каникулы" для индивидуальных предпринимателей, которые продлили до конца 2024 года.

Свою роль сыграли дополнения по патентной системе налогообложения, по нулевой налоговой ставке - то есть были расширены сферы их применения. С этого года льготами могут воспользоваться предприниматели в физкультурно-оздоровительной индустрии, в рыбоводстве, в ИТ-технологиях.

На текущий год введена пониженная ставка в 0,1% налога на имущество для торговых центров. До конца 2026 года продлена пониженная налоговая ставка в 2% в сферах научных исследований и разработок, образования, социальных услуг, народных художественных промыслов.

Такими решениями поддержали тысячи предпринимателей, десятки тысяч работников небольших организаций.

Для крупных предприятий господдержка идет в первую очередь по линии федерального центра. Действуют фонды, сформирован перечень системообразующих компаний. Они могут получить займы по льготной ставке на текущую деятельность. Сейчас в нем 23 саратовских предприятия, работающие в нефтегазовом секторе, химической, легкой промышленности, приборостроении, в производстве строительных материалов, транспортной отрасли. В прошлом году в федеральный список вошли девять наших организаций, в текущем - 14 предприятий. Но этого недостаточно, будем и дальше работать с федеральным центром.

На недавней встрече с руководителями крупных промышленных предприятий поднимали все проблемные вопросы. Разговор сложился откровенный, конструктивный. Нужно активнее ставить заслон инертности, действовать максимально быстро, я бы сказал - в оперативном режиме. Прозвучавшие предложения реалистичны, принимаются, будем их вместе реализовывать. У нас общие задачи - сохранить рабочие места, производства и возобновлять процессы развития.

- Есть ли в регионе предприятия, которые "вылезли" из пандемии с прибылью и с развитием? Есть ли предприятия, обретшие "второе дыхание" в условиях санкций?

- Господдержка, реализация нацпроектов, повышенный спрос на продукцию перевесили сложности, что были вызваны ограничениями в пандемию. У нас есть предприятия, которые смогли нарастить производственные мощности, - в строительстве, дорожном комплексе, АПК, но в первую очередь - в обрабатывающих отраслях промышленности. Компании продолжали инвестиционные проекты, а это значительные средства. Они строили, проводили модернизацию, увеличивали прибыль. В числе таких стоит назвать "Саратовстройстекло", "Энгельсский трубопрокатный завод", Балаковский филиал АО "Апатит".

На балаковском предприятии в 2020 году провели масштабное техническое перевооружение. Инвестиционные вложения превысили 1 млрд рублей - и это в пандемию! В 2021 году здесь освоили выпуск новой продукции - производство сульфата аммония на 110 тыс. тонн. До конца текущего года - заметьте, во время санкционного давления - хотят в три раза увеличить мощности, производить до 360 тыс. тонн этих удобрений.

Новое производство также освоили на Саратовском электромеханическом заводе "РЭМО". "Саратовстройстекло" построило еще один складской комплекс для готовой продукции.

Введение санкций стало катализатором деловой активности. Началось формирование новых кооперативных связей. Для примера можно привести несколько заводов.

По линии авиаотрасли сегодня полностью загружен саратовский завод "Сокол" ЗАО "САЗ". Они занимаются ремонтом и техническим обслуживанием самолетов. Сейчас решают вопрос закупки оборудования для расширения мощностей.

На предприятии "Саратовдизельаппарат" планируют увеличить объем производства в два раза. Уже имеют заказы от российских заводов на изготовление комплектующих для автотракторной техники.

Предприятие "Акрипол" за четыре месяца нарастило объемы производства в два раза. Они выпускают химические реагенты. Спрос на отечественную продукцию из-за отсутствия импортной увеличил им количество заказов.

Импортозамещением активно занимаются на заводе "Нефтегазооборудование". Сейчас проводят испытания приборов, счетчиков, которые раньше поставлялись из европейских стран.

Наращивает объем производства импортозамещающей продукции "НИТА-Фарм". У них уникальные возможности в разработке ветеринарных препаратов - полноценных аналогов импортных.

Региональная промышленность преодолевает последствия санкций. Конечно, разными темпами по отраслям, по предприятиям. Со своей стороны выстраиваем взаимодействие с бизнесом, чтобы выявлять риски, потребности и помогать адаптироваться к новым условиям.

- Какова судьба саратовских предприятий с иностранным капиталом (ООО "Роберт Бош", ООО "Холсим(Рус)", ООО "Фойт гидро", "SNF")?

- В настоящее время у нас все промышленные предприятия с участием иностранного капитала работают в штатном режиме. Их руководство заявляет, что сохраняют свои производственные планы, обязательства перед партнерами, сохраняют трудовые коллективы. Компания Holcim заявила о поиске вариантов продажи своих российских активов. При этом цементный завод выпускает продукцию.

- В феврале 2021 года холдинг "Новосталь-М" заявил о своем намерении инвестировать в реконструкцию аэропорта в городе Балаково. Реконструкция включена в план развития завода до 2025 года. Ранее власти Саратовской области заявляли, что изучают возможность реконструкции аэропорта Балакова на принципах государственно-частного партнерства. Проект оценивался в 9,1 млрд рублей. При этом 6,2 млрд рублей область рассчитывала получить из госбюджета, частные инвестиции оценивались в 2,4 млрд рублей. Не изменились ли планы у инвесторов в пандемию?

- Планы по реконструкции аэропорта остаются в силе. Сейчас вместе с "Металлургическим заводом Балаково" прорабатываем возможности реализации проекта. С учетом того, что это инфраструктурный проект, речь идет о создании современного транспортного узла, который нужен и городу, и области. Еще один аэропорт - с ним получат развитие авиаперевозки на местных и межрегиональных линиях. Несмотря на сегодняшние сложности, у отрасли воздушного транспорта большие перспективы. И нужно помнить, что каждая стройка, каждый новый объект - это дополнительные рабочие места, стабильный заработок для людей.

- В июне 2021 года в рамках Петербургского экономического форума руководство холдинга "Новосталь-М" и правительство Саратовской области подписали соглашение о сотрудничестве. Холдинг заявил о своих планах в 2021-2025 годах инвестировать в развитие "Металлургического завода Балаково" 45,6 млрд рублей. Не отказался ли холдинг от своих планов?

- В прошлом месяце был на предприятии, на всех его производственных и строительных площадках. Сейчас они реализуют сразу несколько инвестиционных проектов. Уточню, на 59 млрд рублей. Строят комплекс универсального прокатного стана, который будет производить до 1 млн 200 тыс. тонн металлопроката. Это около 3 тыс. рабочих мест. По мощностям равноценно уже действующему заводу. Другой инвестпроект связан со строительством перерабатывающего комплекса, с выходом на готовую продукцию - оксида цинка. Первый такой проект замкнутого цикла в России. Еще приступили к строительству грузового речного причала в Балакове. Будут принимать сырье, оборудование, отгружать свою продукцию.

Спрашивал у руководства, как справляются с санкциями. Рассказали, что переходят на российские комплектующие, выстраивают новые цепочки поставок и намерены реализовать все планы. Еще и среднюю зарплату, которая сейчас 56 тыс. рублей, будут увеличивать в ближайшее время на 10%. Так развивается сегодня градообразующее предприятие в Балакове. Будем им всячески помогать в проектах.

- Какова судьба промышленной площадки бывшего завода ТРОЛЗА в Энгельсе?

- Вот уже четвертый год на промплощадке "Тролзы" работает "Энгельсский завод электротранспорта". Это подразделение российского холдинга "ПК Транспортные системы".

Сейчас предприятие выполняет свои производственные задачи в штатном режиме. Задействованы и промышленные мощности, и кадровый фундамент - квалифицированные специалисты прежнего завода. В 2020 году выпустили 151 троллейбус "Адмирал", в 2021-м изготовили 152 троллейбуса и 32 кузова трамваев.

Думаю, вы уже видели в Саратове прекрасные современные троллейбусы. В прошлом году 70 новых машин вышли на городские маршруты. Работу по обновлению троллейбусного парка в областном центре будем продолжать. Рассчитываем в этом на Энгельсский завод электротранспорта.