Поволжье / Эксклюзив 28 декабря 2020 г. 14:04

Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана  Фарит Ханифов:

"В 2021 году введем в эксплуатацию по нацпроекту второй этап Большого Казанского кольца"

Татарстан успешно реализует нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и активно участвует в разработке нацпроекта по развитию внутреннего водного транспорта. О достигнутых результатах, прогнозах и поставленных целях, а также о ситуации со строительством трассы М12 "Интерфаксу" рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов.

"В 2021 году введем в эксплуатацию по нацпроекту второй этап Большого Казанского кольца"
Фото предоставлено министерством транспорта и дорожного хозяйства Татарстана

- Фарит Мударисович, Татарстан с 2019 года реализует нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Сколько объектов отремонтировано за два года?

- Татарстан реализует дорожный нацпроект на региональной сети и в трех агломерациях: Казанской, Набережночелнинской и Нижнекамской. С 2019 года по нацпроекту в Татарстане отремонтирован 271 объект общей протяженностью 460,4 км. По нацпроекту доля дорог регионального значения в нормативном состоянии должна возрасти с 46,3% до 50%, дорог городских агломераций - с 80,47% до 85%, а количество мест концентрации ДТП - снизиться вдвое, до 64.

Напомню, что в ноябре этого года Татарстан получил памятную награду от правительства РФ как один из регионов, где нацпроект реализуется наиболее успешно.

- Какие из реализованных в 2020 году проектов в рамках БКАД являются для Татарстана наиболее значимыми?

- В 2020 году открылось движение на участке первого этапа Большого Казанского кольца от улицы Мидхата Булатова до Борисковской улицы длиной 800 метров. Строительство велось с 2019 года, его стоимость составила 2,34 млрд рублей.

Также в уходящем году началась реализация двух крупных объектов, которые обеспечат строящиеся жилые массивы транспортной инфраструктурой. Это реконструкция до параметров первой технической категории участка дороги Казань-Шемордан от трассы М7 до ЖК "Царево" и строительство дороги через ЖК "Серебряный бор" в Кировском районе Казани - от улицы Несмелова до М7.

Отремонтировано в 2020 году по нацпроекту 261,6 км дорог. Таким образом, в нормативном состоянии сейчас находятся 47,5% дорог регионального значения, 84% дорог Казанской агломерации, 80% дорог Набережночелнинской и 70,8% дорог Нижнекамской агломерации.

- Какие дороги будут строиться в Татарстане по нацпроекту в 2021 году?

- В 2021 году мы планируем ввести в эксплуатацию второй этап Большого Казанского кольца - на участке от улицы Борисковской до Технической длиной 1,222 км. В итоге двухкилометровый участок от улицы Мидхата Булатова до Технической по кратчайшему пути соединит промзону Казани между Волгой и озерами Кабан с жилой частью к западу от озер.

- В 2021 году на финансирование нацпроекта БКАД в Татарстане заложено 4,1 млрд рублей, вдвое меньше, чем общий объем финансирования в текущем году. С чем это связано?

- Дело в том, что в 2020 году при поддержке вице-премьера РФ Марата Хуснуллина нам удалось сдвинуть "влево" часть средств, которые были запланированы к освоению позднее. Таким образом получилось, что объекты с готовыми проектами и дееспособными подрядчиками получили возможность выполнить больше работ. Это и произошло.

То, что сейчас на 2021 год заложено 4,1 млрд рублей, не значит, что мы не будем осваивать больше. Переговоры в этом направлении сейчас активно ведутся.

- Каковы предполагаемые источники дополнительного финансирования в 2021 году? За счет дальнейшего сдвига "влево"?

- В том числе. Кроме того, дополнительные средства могут появиться как у федерального центра, так и у Татарстана. И если в республике будет хотя бы частично восстановлен объем налоговых поступлений.

- На какой стадии сейчас находится работа над проектом восьмого участка М12, который проходит по территории Татарстана? Когда планируется утвердить окончательную трассировку?

- Утвержден проект планировки территории с мостом через Волгу у деревни Гребени, сейчас идет межевание территории. В соответствии с проектом, строительство трассы затронет Апастовский, Верхнеуслонский, Кайбицкий, Лаишевский и Пестречинский районы Татарстана, общая протяженность составит 142 км.

- То есть значимых переносов маршрута трассы больше не планируется?

- Мы несколько месяцев лета и осени корректировали маршрут в диалоге с жителями, сейчас эта работа завершена. Я думаю, что все стороны очень неплохо поработали, в первую очередь, благодаря заказчику и проектировщику, которые заняли объективную позицию и были настроены на диалог.

- При строительстве крупных дорог мнение местного населения в России, как правило, не берется в расчет. Почему власти Татарстана пошли по более сложному пути - прислушались к мнению недовольных жителей и настояли на хотя бы частичной корректировке трассы?

- Первоначальный вариант полностью соответствовал нормам. Но М12 для Татарстана является долгожданным объектом, причем, она пройдет по наиболее густонаселенному пригороду Казани. И комфорт населения Казанской агломерации, настроения людей, которые будут жить у этой строящейся на века дороги, имеют для руководства республики первостепенное значение. Нельзя было просто кинуть на карту линейку - как она легла, так дорогу и проведем. Мы так и не сделали. Где можно было, мы нашли коридоры, отходили от населенных пунктов, выходили из леса. Это поднимает стоимость работ, хотя общее финансирование проекта никто не поднял. 142 км должны стоить 165,6 млрд рублей, и точка. Поэтому мы ищем и находим технические решения, которые позволят сэкономить.

- Правительство РФ сейчас обсуждает новый нацпроект по водному транспорту. Подавал ли Татарстан заявки в Росморречфлот в рамках разработки нацпроекта и какие?

- Татарстаном были подготовлены и направлены в Минтранс России предложения по 29 мероприятиям, касающимся развития внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей в республике, для включения в формируемый нацпроект. На Транспортной неделе в ноябре нас даже добродушно упрекнули, мол, как всегда, Татарстан написал много всего. Мы понимаем, почему в свое время речной транспорт "выпал" из логистических цепей доставки грузов: сезонный характер работы, ограниченность использования, низкая скорость доставки, хотя девиз у речников "везу много, везу далеко" хороший. Поэтому мы считаем, что в нацпроекте необходимо уделить внимание, во-первых, созданию системы современных мультимодальных логистических центров, которая позволит построить комплексные маршруты с использованием нескольких видов транспорта и обеспечит максимально комфортные "бесшовные" условия стыковки одного вида транспорта с другим. У нас же сейчас как происходит: если железная дорога забрала себе груз, она его никому не отдаст, будет везти хоть до Сахалина и обратно. В то время как для государства важно найти тут золотую середину: должны возникать институты, позволяющие организовать взаимодействие всех видов транспорта. В этом случае речной транспорт тоже найдет свою нишу.

Одним из недостатков также является неравномерная глубина рек, ограничивающая применение судов большой грузоподъемности и приводящая к дополнительным перевалкам. Сегодня суда ходят недозагруженными. Для повышения безопасности, надежности и эффективности судоходства необходимо предусмотреть поддержание гарантированных габаритов судового хода, а на лимитирующих участках - их увеличение.

Важное место в концепции нацпроекта занимают пассажирские перевозки, в частности, внутренний водный туризм. В умах большинства потребителей река Волга ассоциируется с "водным путешествием". Основополагающим значением для собственников комфортабельных судов являются полноценные, оснащенные туристской инфраструктурой, благоустроенные стоянки, имеющие необходимую глубину фарватера.

- Какие из предложенных Татарстаном мероприятий являются ключевыми?

- По туристическому направлению - это развитие сети и улучшение параметров внутренних водных путей, в том числе поддержание гарантированных габаритов водных подходов к туристическим центрам Болгар и Свияжск. Далее - предложения по дноуглублению реки Казанки. Кстати, 4 километра Казанки от Национального культурного центра "Казань" до стадиона "Ак Барс Арена" в начале декабря были включены в перечень внутренних водных путей Российской Федерации.

По грузовым перевозкам - предложения по созданию грузовых причалов. К примеру, строительство зернового терминала в Чистополе с перспективой организации перевозок с выходом в Каспий, в частности, в направлении Ирана. Набережные Челны и Нижнекамск вообще являются портовыми городами. В Челны по реке возили большие объемы железобетона для жилищного строительства.

- В каком году Вы ожидаете восстановление пассажиропотока аэропортов Татарстана до допандемийного уровня?

- По предварительным прогнозам, при отмене текущих ограничений в авиасообщении возвращение к объемам пассажиропотока 2019 года возможно не ранее 2022 года.

- Как Вы относитесь к идее создать в Татарстане аэропортовый холдинг, куда вошли бы оба международных аэропорта республики? Обсуждается ли это руководством Татарстана?

- Решение о слиянии в холдинг должно приниматься акционерами аэропортов. В адрес руководства республики таких предложений на рассмотрение не поступало.