Осенью 2021 года экономика Татарстана, восстанавливающаяся после 2020 года, столкнулась с новыми коронавирусными ограничениями. О ситуации в экономике Татарстана и реализуемых в республике программах поддержки бизнеса в интервью "Интерфаксу" рассказал министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов.
- Мидхат Рафкатович, какова ситуация в экономике Татарстана на втором году пандемии? Удастся ли в 2021 году полностью отыграть прошлогоднее падение?
- Республика Татарстан, как и страна в целом, вышла на допандемийный уровень развития экономики.
Начиная со второго квартала текущего года, мы фиксируем восстановительные тенденции в экономике, что подтверждается динамикой основных макроэкономических показателей. По итогам января-октября 2021 года рост ВРП республики составил 103,4%. Экономический рост, в первую очередь, обусловлен наращиванием объемов в промышленном производстве, строительном секторе и розничной торговле. Одним из главных факторов экономического развития является формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение привлечения инвестиций.
В экономику и социальную сферу республики за 9 месяцев текущего года привлечено 436 млрд рублей, рост составил 111,8% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. В республике продолжается реализация масштабных проектов, прежде всего, в нефтегазохимическом, машиностроительном и энергетическом комплексах.
- В сентябре на заседании Кабмина Татарстана был озвучен прогноз по росту ВРП на 3,8% в 2021 году. Сбывается ли прогноз?
- Да, с учетом текущих тенденций роста в ключевых секторах экономики республики рост ВРП по итогам текущего года оценивается на уровне 103,8%. Промышленность в структуре экономики Татарстана занимает порядка 45%. По итогам 10 месяцев текущего года индекс промышленного производства в республике составил 106,8%. Положительный вклад в динамику промышленного производства в условиях повышения спроса, а также выпуска новых видов продукции вносят нефтеперерабатывающий сектор, химия и нефтехимия, машиностроение, пищевая промышленность и энергетика. Увеличиваются объемы по добыче нефти в условиях планового ослабления ограничений ОПЕК+.
- В 2022 году Минэкономики Татарстана прогнозирует рост ВРП на 3,6%, рост промышленного производства на 3,4%. Какие предпосылки легли в основу этого прогноза?
- Согласно прогнозу, основной вклад в экономический рост в республике в следующем году будет обеспечен увеличением объемов в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и секторе услуг. В целом прогноз развития республики на 2022 год характеризуется положительной динамикой макропоказателей и предусматривает реализацию важных социально-экономических инициатив. На решение этих стратегических задач направлена реализация национальных проектов, государственных программ и стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года.
- Какую сумму Татарстан потратил в 2021 году на поддержку бизнеса в связи с трудностями, вызванными пандемией COVID-19? Какие программы поддержки наиболее востребованы у бизнеса?
- В Татарстане в этом году на господдержку малого и среднего предпринимательства направлено более 3,5 млрд рублей. В эту сумму заложена реализация финансовых и нефинансовых программ и инструментов поддержки в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Наиболее востребованными у предпринимателей традиционно остаются финансовые меры: микрозаймы, поручительства, субсидии.
Если останавливаться на конкретных программах, то в текущем году мы возобновили выдачу микрозаймов под 1% для поддержки бизнеса, не охваченного федеральными мерами и попавшего под действие региональных ограничений. С учетом обратной связи от бизнеса и рекомендаций деловых сообществ министерство экономики Татарстана запустило программу по льготному кредитованию "Однопроцентный 2021".
Также для поддержки деятельности различных категорий предпринимателей министерством экономики реализован ряд программ по выдаче безвозмездных субсидий: самозанятым гражданам и социальным предпринимателям на реализацию проектов, бизнесу сферы общепита для оплаты услуг агрегаторов доставки и резидентам промышленных парков для компенсации затрат на электроэнергию.
- Каковы предварительные итоги реализации программы льготных микрозаймов под 1% годовых? Планирует ли Минэкономики Татарстана продлить льготный микрозаем на следующий год, на каких условиях?
- Учитывая условия федеральных программ, в том числе, их адресность на пострадавшие категории бизнеса, на республиканском уровне принято решение поддержать неохваченные федеральной поддержкой категории бизнеса.
Для данных сфер, а также для тех субъектов МСП, кто ведет деятельность в отраслях, попавших под республиканские ограничения и не вошедших в федеральные программы поддержки, доступен однопроцентный микрозаем. Начиная с 1 ноября, мы ведем прием заявок на льготный микрозаем, на сегодня бизнес уже получил денежные средства на общую сумму более 45 млн руб. Реализация льготной программы началась в 2020 году, как антикризисная мера поддержки бизнеса и продемонстрировала высокую востребованность и положительный отклик от наших предпринимателей. В этом году программа возобновлена в связи с введением ограничительных мер. В настоящее время мы мониторим потребности бизнеса, собираем обратную связь, в зависимости от спроса и потребностей предпринимателей будем принимать решения о продлении.
- Основными федеральными мерами поддержки пострадавших от пандемии отраслей сейчас являются программа льготного кредитования ФОТ 3.0 и предоставление грантов на нерабочие дни. В ноябре Минэкономики Татарстана сообщало, что заявок подано на 3,9 млрд рублей, выдано кредитов на 325 млн рублей? Каковы актуальные данные по заявкам и выданным кредитам?
- По программе ФОТ 3.0 по состоянию на 16 декабря 2021 года предпринимателям республики выдано кредитов на сумму 1,5 млрд рублей. Напомню, что для получения льготного кредита предпринимателям, соответствующим условиям программы, необходимо обратиться в один из уполномоченных банков, представленных в Татарстане. Прием заявок на получение кредита продлится до 30 декабря текущего года. По программе предоставления грантов на нерабочие дни по предварительным данным 15,7 тыс. предпринимателей получили денежные средства на сумму более 1 млрд рублей.
- В каких отраслях бизнеса ситуация остается наиболее напряженной после ввода дополнительных антиковидных ограничений в Татарстане? Планируется ли расширять объем и количество программ республиканской поддержки в 2022 году, в том числе, на пострадавшие отрасли?
- Наиболее напряженной ситуация остается в тех сферах бизнеса, чья деятельность попала под ограничения, принятые для борьбы с пандемией. Общественное питание, торговля, сферы услуг и развлечений приняли на себя удар введенных антиковидных мер. Наряду с вводом ограничений на республиканском уровне были запущены и продолжают действовать принятые в соответствие с поручением президента Татарстана дополнительные меры, направленные на не охваченные федеральной поддержкой категории бизнеса: льготные микрозаймы, поручительства, предоставление отсрочки по действующим микрозаймам.
Что касается планов, то мы продолжим собирать обратную связь от предпринимателей, деловых и общественных организаций, экспертных сообществ, следить за показателями бизнеса. На основании полученной информации будем формировать программы, релевантные потребностям наших предпринимателей, а также сохранять уже действующие наиболее востребованные меры поддержки.
- Вы упомянули, что в текущем году Минэкономики Татарстана предоставило бизнесу и самозанятым ряд программ субсидирования: субсидирование процентов по действующим кредитам, субсидии для самозанятых и социальных предприятий, субсидии на комиссию агрегаторов доставки, субсидирование части расходов электроэнергии. Сохраняются ли меры безвозмездной поддержки бизнеса в следующем году и о каких программах идет речь?
- Вследствие пандемии со стороны бизнеса увеличился запрос на получение безвозмездной финансовой поддержки. На федеральном уровне такой программой стали гранты на нерабочие дни, направленные на сохранение трудовых коллективов. На уровне республики в текущем году на программы субсидирования направлено более 220 млн рублей. Так, для снижения финансовой нагрузки на бизнес мы предоставили предпринимателям субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по действующим кредитам на сумму 112,9 млн рублей.
Для поддержки бизнеса в сфере общепита, который ввиду ограничений был вынужден перейти на доставку, министерством была разработана и реализована второй год подряд программа субсидирования затрат по оплате комиссии сервисов доставки продуктов питания и еды на сумму 48 млн рублей.
В рамках концепции развития промышленных парков резиденты и управляющие компании промпарков получили субсидии на возмещение части затрат по оплате расходов за потребленную электроэнергию на общую сумму 3 млн рублей. Для поддержки института самозанятости и финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией профессиональной деятельности самозанятых жителей республики, министерством была запущена программа грантовой поддержки на сумму 50 млн рублей. Также мы предоставляем гранты субъектам малого и среднего бизнеса, имеющим статус "социальное предприятие", для реализации проектов в сфере социального предпринимательства на сумму 9,1 млн рублей.
Тенденция оказания безвозмездной поддержки бизнеса сохраняется, уже сегодня министерство готовит нормативно-правовые документы, благодаря которым в 2022 году будет продолжено действие программы предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, компенсации услуг агрегаторов доставки еды и предоставления грантов социальным предприятиям.
- Президент Татарстана Рустам Минниханов в 2021 году утвердил разработанную Министерством экономики республики концепцию развития промышленных парков, призванную выровнять конкурентные возможности промпарков в сельской местности и промпарков в крупных городах, где деловая активность выше. Как идет реализация этой программы?
- Сегодня в промышленных парках республики ведут деятельность 1,5 тыс. резидентов, ими создано более 39 тыс. рабочих мест. По итогам 2020 года оборот предприятий-резидентов составил почти 250 млрд рублей, что вносит существенный вклад в экономику республики. Это и такие крупные объекты инфраструктуры, как "Технополис "Химград" в Казани, Камский индустриальный парк "Мастер" в Набережных Челнах, и промышленные парки, которые созданы в сельской местности почти в каждом муниципальном районе республики.
Создание и развитие промышленных парков, предоставление для них комплексных мер поддержки помогает решать вопросы трудовой миграции, создавая рабочие места "рядом с домом", а также повышать деловую активность и выравнивать конкурентные условия между парками, расположенными в сельской местности и деловых центрах региона.
Согласно концепции, резиденты и управляющие компании промышленных парков полностью освобождаются от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций, им предоставляется возможность получения пониженных налоговых ставок по УСН, субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат на электроэнергию, предоставление льготных микрозаймов и займов. Предприниматели смогут оценить эффект от полученных мер в начале следующего года, когда наступит срок предоставления документов в налоговые органы в связи с истечением налогового периода. Пользоваться налоговыми льготами резиденты и управляющие компании промышленных парков, которые заключили соглашения с министерством экономики, смогут до 10 лет. На сегодня с министерством подписано 80 соглашений, мы планируем довести их количество до 150 и продолжать работу в этом направлении.
Для экономики республики, в первую очередь, это - новые рабочие места и частные инвестиции. По прогнозным показателям объем частных вложенных инвестиций, которые уже заявлены резидентами промышленных парков, подписавших с министерством соглашения, составит 3,6 млрд рублей. Также принятые законодательные инициативы и меры позволят достичь той минимальной отметки по заполняемости в 70%, к которой мы стремимся, что даст дополнительный рост рабочих мест на селе порядка 7 тыс. единиц.
- Татарстан позиционирует себя как регион, поощряющий развитие цифровых технологий. Какие цифровые проекты реализует Минэкономики Татарстана и какие планирует реализовать?
- Стоит отметить, что пандемия ускорила темпы цифровизации, стала толчком для обеспечения доступа ко всем ключевым услугам и процедурам в удаленном формате. Татарстан и до пандемии активно внедрял передовые цифровые технологии и платформенные решения в структурах государственного управления - информационно-аналитическая система "Прогноз", модуль "Контроль", "Статек", переводя взаимодействие бизнеса и власти в онлайн пространство, оптимизируя сроки и качество предоставления услуг и поддержки для бизнеса, что также позволило нам сохранить высокую позицию в рейтинге инвестиционной привлекательности. В частности, две наши цифровые практики высоко оценены на уровне правительств других российских субъектов и рекомендованы к внедрению, как лучшие, через платформу "Смартека".
Речь идет об инструменте снижения административного давления "Проверенный бизнес", который уже внедряется в семи российских регионах и насчитывает более 5 тыс. зарегистрированных пользователей всей страны, а также цифрового решения для поддержки субъектов предпринимательской деятельности "Фасттрек" - портала онлайн-подачи заявок на меры поддержки.
В настоящее время министерством экономики совместно с Минцифрой ведется непрерывная масштабная работа по упрощению получения мер государственной поддержки и услуг субъектами МСП. Речь идет о цифровом суперсервисе "Мои субсидии", который по итогам 2021 года стал финалистом национальной премии Рунета в номинации "Гражданство и общество". Функционал сервиса предполагает перевод в цифровой вид всех субсидий и мер поддержки, на которые могут претендовать МСП. Так, в онлайн режиме можно будет получить такие услуги, как субсидирование процентной ставки по кредитам, микрозаемное финансирование, поручительства по кредитам и ряд других мер, которые будут окончательно реализованы в 2021 году и доступны для бизнеса в 2022 году.
Также министерство участвует в реализации масштабного федерального проекта - интеграции республиканских мер поддержки в единую федеральную цифровую платформу поддержки МСП, разрабатываемую Корпорацией МСП. Это позволит республике в числе первой десятки регионов обеспечить возможность получения предпринимателями федеральных и республиканских мер поддержки на одном портале.
Для поддержки инноваторов и бизнеса при реализации инновационных проектов министерством экономики Татарстана реализуется цифровой проект "Татпатент". Платформа предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, реализующих инновационные проекты, и изобретателей, генерирующих инновационные идеи. Функционал сервиса предполагает получение консультаций по регистрации объектов интеллектуальной собственности, по мерам поддержки инновационного бизнеса, по формированию заявок на получение грантов Фонда содействия инновациям. Результатом реализации проекта станет создание инструмента поддержки инноваций и предпринимательства в Татарстане, посредством которого сформируются благоприятные условия для создания инноваций, повысится эффективность управления интеллектуальной собственностью предприятий, увеличится количество технологических стартапов.
Для обеспечения сбыта продукции татарстанских предпринимателей создан Республиканский маркетинговый центр - цифровой инструмент развития конкурентной среды, обеспечивающий доход от поставок как можно большему числу предпринимателей.
- Какой объем работ выполнило Минэкономики Татарстана совместно с Минцифры республики в этом году по переводу услуг для бизнеса и населения в электронный вид? Какие задачи на будущее ставит перед собой министерство по этому направлению?
- Президентом России в рамках национальных целей развития страны установлено, что доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. Для организации работы по достижению данного показателя правительство республики в апреле 2021 года утвердило план перевода социально значимых услуг в электронный вид.
На сегодняшний день план предусматривает 124 услуги - 82 государственных и 42 муниципальных, которые будут доступны в электронном виде до конца текущего года на едином портале государственных услуг. Необходимо отметить, что с внедрением электронных услуг популярность их заметно растет в предпринимательской среде и у населения. Так, доля обращений за получением социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде на текущий момент в республике уже составляет 25%, что гораздо выше установленного федеральным планом показателя в 15%.
Наиболее востребованными среди предпринимательского сообщества являются услуги по выдаче разрешения на производство земляных работ, градостроительного плана земельного участка, разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Электронный путь предпочтительней и для тех граждан, которые планируют записать ребенка в детский сад, кружки и секции, школы. В наших планах - наращивать темпы перевода услуг в электронный вид в республике, оптимизировать процессы, сроки их предоставления.
- Какой объем инвестиций привлекли особые экономические зоны в 2021 году? Как развиваются территории опережающего развития в Татарстане?
- В республике функционируют экономические зоны "Алабуга" и "Иннополис", признанные лучшими в РФ. За период функционирования особых экономических зон в экономику республики удалось привлечь 191,2 млрд рублей частных инвестиций, в том числе, за 9 месяцев 2021 года - 12,9 млрд рублей. Компаниями создано 12,5 тыс. рабочих мест.
Кроме того в Татарстане в пяти моногородах - Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе, Зеленодольске и Менделеевске - созданы территории опережающего социально-экономического развития, в которых осуществляют деятельность 118 резидентов. Компании-резиденты привлекли в экономику моногородов около 38,5 млрд рублей инвестиций и создали почти 17,5 тыс. новых рабочих мест. Основная доля рабочих мест создана резидентами, которые реализуют свои проекты в ТОСЭР "Зеленодольск" - около 6,3 тысяч.
Если ОЭЗ рассчитаны на крупных резидентов с большим входным порогом, то территории ТОСЭР рассчитаны на создание новых инвестиционных проектов, в основном, малого бизнеса. Привлекательностью для инвесторов данных площадок прежде всего является льготы и преференции, а также наличие готовой инфраструктуры, позволяющей в короткие сроки с наименьшими затратами реализовывать свои инвестиционные проекты.
- Какие задачи по дальнейшему развитию моногородов ставит перед собой Татарстан?
- Татарстан уделяет особое внимание развитию моногородов. Сегодня в республике такой статус имеют 7 городов: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь, Нижнекамск. В них проживает более 1 млн жителей, что составляет почти 27% от численности населения республики. Благодаря программам поддержки, реализуемым правительством РФ, появились новые возможности для развития моногородов. При содействии Фонда развития моногородов в Татарстане реализован ряд крупных проектов по строительству инфраструктуры промышленных парков в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, реконструкции ключевых автомобильных дорог в Набережных Челнах и Нижнекамске, кроме того, предпринимателям предоставлены льготные заемные средства. Общая сумма финансовой поддержки с 2015 года составила 5 млрд рублей. Созданная инфраструктура позволила привлечь в моногорода представителей крупного бизнеса, как Haier, Х5 Retail Group, Ozon и Wildberries, обеспечить развитие малого и среднего предпринимательства республики, создать более 13 тыс. рабочих мест и привлечь 33 млрд рублей инвестиций.
Кроме того эффективным инструментом диверсификации экономики стало создание ТОСЭР. Стоит отметить, что 60% резидентов реализуют свои проекты на площадках, инфраструктура которых построена при поддержке Фонда развития моногородов. Совместные усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти привели к тому, что в настоящее время начала осуществляться диверсификация структуры экономики моногородов, развиваются новые отрасли, такие как интернет-торговля, транспорт, логистика. Вместе с тем зависимость социально-экономического развития моногородов от градообразующих предприятий продолжает оставаться значительной. В Набережных Челнах - от завода КАМАЗ, в Зеленодольске - от "Завода имени Серго" и "Зеленодольского завода имени А.М.Горького", в связи с чем, работу по поддержке развития моногородов необходимо продолжать.
Тем временем в правительстве обсуждается возможность сокращения списка моногородов. В конце ноября Минэкономразвития РФ предложило исключить из списка те города, которые находятся в пределах 50 км от столиц регионов. В соответствие с новым критерием в перечень может попасть и Зеленодольск. Сейчас проект соответствующего постановления правительства проходит процедуру обсуждения.
Основным аргументом включения в перечень указывается возможность жителей моногородов, расположенных рядом со столицей региона, трудоустроиться в административных центрах. Мы считаем, что включение данного критерия не учитывает развития агломераций, которые сталкиваются с проблемой опережения темпов ввода жилья над созданием мест приложения труда, а также обеспечением инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, что, в свою очередь, приводит к росту маятниковой миграции населения. К примеру, моногород Зеленодольск находится на расстоянии 44 км от города Казани и при этом суточная маятниковая миграция составляет 20 тыс. человек, то есть, 20% от числа жителей.
При этом основная жилищная застройка в связи с нехваткой свободных площадей в Казани движется в пригородных территориях в сторону городов-спутников. Так, в направлении Зеленодольска к 2030 году планируется построить 5,7 млн кв. метров жилья, где будет проживать почти 200 тыс. человек. Таким образом необходим комплексный подход к развитию территорий агломерации, в том числе, через создание рабочих мест для населения моногорода в промышленных парках.
Для сбалансированного размещения трудовых ресурсов в Казанской агломерации планируется строительство еще двух промышленных площадок: индустриальный парк "Свияжский мультимодальный логический центр" и промышленный парк "Большой Зеленодольск", в отношении которых у нас большие планы. В Набережных Челнах планируется строительство третьей очереди промышленного парка "Развитие". В Нижнекамске уже реализуется проект по строительству второй очереди промпарка "Нижнекамск". Для резидента ООО "Умные машины" промпарка "Нижнекамск" в 2022 году будет построена подъездная автомобильная дорога стоимостью 131 млн рублей, соответствующее соглашение подписано в ноябре текущего года. В Менделеевске прорабатывается вопрос создания промышленного парка "Менделеевск 2.0".
Мы планируем и дальше проводить работу по диверсификации экономики моногородов и активно участвовать в программах, реализуемых правительством РФ, Минэкономразвития России и группой ВЭБ.РФ по созданию инфраструктурных объектов на территории моногородов.
- Насколько экономика Татарстана справилась с трудностями второго пандемийного года?
- Пандемия стала серьезным вызовом для экономики страны и республики. Экономика оказалась в значительной зависимости от масштабного ограничения спроса и предложения, нарушения глобальных кооперационных и торговых связей, снижения деловой активности, волатильности цен на нефть и курса валют. Для обеспечения экономической и социальной стабильности реализуются федеральные и республиканские комплексные меры поддержки населения, отраслей экономики, малого и среднего бизнеса.
В результате принятых мер поддержки, а также благодаря прочному экономическому фундаменту, созданному в прошлые годы, удалось снизить последствия пандемии на системообразующие отрасли и предприятия республики. Предприятия республики показали адаптивность к работе в новых условиях. Нам удалось сохранить рабочие места, во многом сгладить негативные социально-экономические последствия.