Interfax-Russia.ru — В МВД РФ планируют разрешить сдавать экзамены на получение водительских прав с 16 лет. Однако самостоятельно управлять автомобилем юные водители смогут только после достижения совершеннолетия.
МВД предложило разрешить сдавать экзамен на получение водительских прав с 16 лет. Об этом говорится в проекте нового административного регламента проведения экзаменов на получение водительских права. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.
Для получения водительского удостоверения человеком, не достигшим 18 лет, необходимо письменное согласие его законного представителя (родителя, усыновителя или попечителя) на сдачу им экзамена и выдачу водительского удостоверения. Причиной для недопуска к экзамену могут быть неправильно составленные или подделанные документы, неоплаченная госпошлина или отсутствие у автошколы лицензии.
В настоящее время граждане РФ могут сдавать экзамены на получение водительского удостоверения с 17 лет, а начать водить автомобиль — в 18 лет.
Поправки в закон о безопасности дорожного движения были подготовлены еще 6 сентября. Как пояснила "Интерфаксу" официальный представитель МВД России Ирина Волк, ведомство планирует допускать на экзамен несовершеннолетних, однако управлять автомобилем до 18 лет они смогут только в сопровождении опытного водителя.
"Законопроектом предоставляется возможность для несовершеннолетних лиц, прошедших соответствующее обучение в автошколе и успешно сдавших экзамены в Госавтоинспекции, до достижения восемнадцатилетнего возраста управлять транспортными средствами категории "В" в сопровождении опытного водителя. Условия такого управления, в том числе требования к сопровождающему, предлагается определить правительству РФ", — сказала Волк.
По ее словам, законопроект также предусматривает допуск водителей к управлению грузовым и пассажирским транспортом только при наличии стажа управления транспортными средствами категории "В", а также увеличение минимального возраста для получения права управления транспортными средствами категории "D" до 24 лет, категории "С" — до 21 года.
Помимо того, министерством был установлен поэтапный допуск к управлению тяжелыми мотоциклами категории "А".
"В этих целях законопроектом вводится новая подкатегория "А2" (мотоциклы с максимальной мощностью, не превышающей 35 киловатт, и соотношением максимальной мощности к разрешенной максимальной массе не более 0,2 кВт/кг), право на управление которой может быть предоставлено только после достижения 18-летнего возраста", — пояснила Волк.
При этом минимальный возраст для получения права управления мотоциклами категории "А" увеличивается до 20 лет при наличии двухлетнего стажа управления мотоциклами подкатегории "А2". При достижении 24-летнего возраста стаж управления не потребуется, отметила она.
Автоэксперт Игорь Моржаретто положительно оценил предложение МВД о допуске к экзаменам в ГИБДД с 16 лет.
"Почему бы и нет. У нас в более раннем возрасте есть юношеские, детские автомобильные школы, там просто на закрытых площадках учили детей. Если это будет более широко распространено, то ради Бога", — сказал Моржаретто в беседе с Interfax-Russia.ru.
Однако, отметил автоэксперт, пока не ясно, что будет с выдачей прав несовершеннолетним с 17 лет, а это связанные решения.
"Об аварийности там (в допуске к экзамену 16-летних — ИФ) речи не идет, это же только обучение. А обучение проходит на территории автошкол, а если в городе, то в сопровождении опытного инструктора, который точно знает, что и как делать", — заключил собеседник Interfax-Russia.ru.
Глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов также считает допуск к экзамену с 16 лет хорошим предложением.
"Если дети на мопедах и в 14 лет, на гироскутерах, которые разгоняются до скорости 40 км/час, похлеще чем некоторые транспортные средства. Так почему бы не разрешить и на автомобилях ездить пораньше, это нормальная практика мировая", — отметил Ачкасов Interfax-Russia.ru.
Он добавил, что хотя правила в обучении едины для всех, в отношении 16-летних следует обсудить некоторые ограничения.
"Сейчас все ведет к этому, конечно. Если мы разрешим нашим ребятам ездить в 16-18 лет, ничего страшного не случится. Это мировая тенденция. Автомобили у нас уже другие, они автоматизированы", — сказал он, отвечая на вопрос, ведет ли данное предложение к разрешению россиянам с 16 лет водить автомобиль.
Однако председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин придерживается другого мнения. Он сказал Interfax-Russia.ru, что является противником данной идеи.
"Я считаю, что не надо снижать возраст как допуска к управлению транспортными средствами, так и допуска к экзамену на получение водительского удостоверения. Молодые водители и так большое количество ДТП совершают, уже даже достигнув 18 лет. А в этом возрасте (16-17 лет — ИФ) масса проблем психологических, социальных, адаптационных для людей", — считает автоэксперт.
По этой причине разрешить несовершеннолетним садиться за руль ничем не обосновано, считает эксперт.
"Для них есть мопеды, есть мотоциклы, которыми сегодня с 16 лет можно управлять, этого вполне достаточно. Ничего страшного не произойдет, если человек подождет и в 17 сдаст экзамен, а в 18 сядет за руль, как происходит сейчас", — заявил Похмелкин.
Он также отметил, что в случае, если несовершеннолетним разрешат водить автомобиль с 16 или 17 лет, не ясно, кто будет нести административную или уголовную ответственность в случае нарушений или ДТП.
"Если несовершеннолетний за рулем, то кто штраф может получить за него? Если он еще может в школе учиться, даже работать не начал, дохода нет, какие тут могут быть штрафы. Вот еще в чем проблема тут", — заключил собеседник Interfax-Russia.ru.
Против снижения возраста для получения водительских прав и большинство россиян.
Согласно данным опроса Исследовательского центра портала superjob.ru, поступившим в "Интерфакс" 18 сентября, практически три четверти россиян (74%) не одобряют идею депутата Госдумы от партии ЛДПР Василия Власова, предложившего снизить возраст получения водительских прав и управления автомобилем с 18 до 16 лет.
Исследование показало, что наибольшее несогласие с такой инициативой демонстрируют респонденты в возрасте от 45 лет и старше (83%). В свою очередь, согласно опросу, 13% россиян поддерживают данную идею, среди молодежи в возрасте до 24 лет эту инициативу одобряет каждый четвертый (25%).
По данным Superjob.ru, 13% респондентов затруднились оценить полезность идеи снижения возраста получения водительских прав в РФ и права сесть за руль.
Опрос был проведен 14-16 сентября 2020 года среди 1600 респондентов, представляющих экономически активное население России, в 339 населенных пунктах, во всех федеральных округах.