Урал / Эксклюзив 2 декабря 2020 г. 11:34

Замминистра экономразвития Челябинской области Андрей Минченко

"Мы хотим создать курортные территории с большим ассортиментом впечатлений и сервисов"

Кураторство над туристической отраслью Челябинской области в 2020 году было передано от регионального министерства культуры в ведение министерства экономического развития региона. О том, как планируется развивать отрасль, какие туристические кластеры будет продвигать регион и как этому может способствовать государство "Интерфаксу" рассказал замминистра экономразвития области Андрей Минченко.

"Мы хотим создать курортные территории с большим ассортиментом впечатлений и сервисов"
Фото пресс-службы Минэкономразвития Челябинской области

Андрей Николаевич, какие приоритеты вы определили для себя на первом этапе развития отрасли?

— Наши основные усилия направлены на улучшение туристских сервисов внутри региона — на развитие внутреннего и въездного туризма. Потому что туристическая индустрия на территории Челябинской области — это та добавленная стоимость, которая здесь создается, питает экономику, создает рабочие места и дает пополнение бюджета.

У нас очень красивая природа — горы, реки, озера и пещеры, кроме того у нас немало исторических объектов и археологических памятников, объектов культурного наследия. Все это делает регион конкурентоспособным на внутреннем туристическом рынке. Но, к сожалению, свои богатые туристские ресурсы мы сегодня используем очень слабо. За нами прочно закрепилась репутация опорного края державы. Промышленность и еще раз промышленность — все главные акценты сосредоточены на этом.

Однако региональный туризм даже вопреки недостатку внимания со стороны власти все эти годы развивался, правда, по большей части в неорганизованных "серых" форматах.

Какова емкость туристической отрасли региона на сегодняшний день?

— По нашим оценкам область за год посещает не менее 2,5 млн человек — это довольно приличный поток. Но, к сожалению, экономический эффект от этого совершенно невелик. Большую часть таких отдыхающих мы даже не можем в полной мере назвать туристами, далеко не все остаются на ночевку, а турист по стандартам — это переночевавший человек. Но все равно, для нас это потенциальные туристы и мы исходим из того, что при приемлемом соотношении цены и качества люди бы, несомненно, оставались у нас на более длительный срок.

Пока у нас преобладает туризм выходного дня, а мы говорим о том, что необходимо развивать туризм отпускной. Мы уверены, что можем предложить и недельный, и двухнедельный тур. У нас достаточно большой выбор объектов, чтобы человек мог получить самые разные впечатления. Идея в том, что человек, проживая стационарно на какой-то природной территории, может выезжать на радиальные экскурсии.

Каков наш потенциальный туристический трафик?

— Сейчас мы ориентируемся на автомобильный и автобусный трафик из регионов в радиусе 600 километров, где проживает порядка 20 млн человек. Но, конечно, в перспективе планируем наращивать авиатрафик. Начнем с горнолыжных курортов, первые такие пробные чартерные рейсы с туристами планируются в начале нового года.

В чем главное препятствие для развития организованного туризма?

— Главная проблема сегодня — это проживание. У нас не так много загородных отелей. В городах мы имеем много гостиниц, но на природе относительно качественных коллективных средств размещения чуть более 20, все вместе они могут принять единовременно порядка 4 тыс. человек. Мы понимаем, что при таком положении дел очень быстро достигнем потолка по возможности предложения комфортного проживания на природе.

Может быть, не всех интересует именно комфорт, кто-то согласен на более близкие к природе условия?

— На самом деле туристические традиции в регионе очень сильны еще с советского периода — то, что сегодня называют спортивным туризмом. И традиционно пользовались большим спросом наши санатории на живописных озерах. Особенно много приезжало северян, которым иногда было комфортнее из своих суровых климатических условий приехать к нам на Урал, чем резко поменять их на южные курорты. Этот санаторно-курортный комплекс у нас частично сохранился и развивается.

Но сегодня все больше людей, даже приезжая на природу, стремятся к комфортным условиям, спрос на них постоянно растет. Поэтому очевидная задача — обустраивать наши природные территории и исторические достопримечательности таким образом, чтобы мы могли предложить отдых достойного уровня сервиса.

Есть понимание, как создавать такие условия без ущерба для экосистемы? Определены уже целевые задачи в этом направлении?

— Изобретать тут ничего не нужно, есть наработанная международная практика, у нас есть национальный парк "Таганай", который уже много лет движется по этому пути. Во многом нам просто нужно брать с него пример и, может быть даже, какие-то типовые решения.

С другой стороны, нам нужно строить отели. Сейчас мы делаем первые наброски стратегии развития туристической отрасли региона, формулируем концепцию. Определяем основные наши приоритеты и какие-то стратегические планки до 2035 года. Мы пока очень осторожно говорим, что через 15 лет хотели бы увидеть дополнительно к тем 2,5 млн туристов, которые имеем сегодня, еще 1,7 млн туристов.

При этом средняя продолжительность пребывания человека должна увеличиться с сегодняшней средней оценки в 1,6 суток до 2,7 суток. Это пока ориентировочные цифры, потому что мы опираемся в основном на официальные отчеты гостиничного бизнеса. По их данным, ежегодно в наших гостиницах останавливается примерно 965 тыс. туристов, при этом часть посетителей отелей — это люди, приезжающие по работе. А количество ночевок в гостиничных объектах — 4,5 млн, из них 1,4 млн — в санаториях.

Примерные оценки показывают, что если мы к 2035 году хотим увеличить туристический поток более чем в 1,5 раза и ежегодно привлекать к нам на отдых свыше 4,2 млн человек, то нужно значительно увеличить количество комфортных мест проживания в природных зонах. С имеющихся 18 тыс. номеров, согласно официальной статистике, хотя бы до 27 тыс. номеров. Значительную их часть можно создать за счет некапитальных объектов с минимальным вторжением в экосистему. Но есть задача и по капитальным отелям. И здесь есть проблема, потому что земли, пригодные под строительство, в основном уже заняты. При том, что конкурентоспособный отель достаточно дорогостоящий и имеет невысокую рентабельность. Сейчас в рамках национального проекта "Туризм" формируются федеральные меры поддержки, в частности, предусматривается субсидирование процентной ставки под долгосрочные кредиты для отельеров. Государство будет компенсировать значительную часть процентной ставки, правда, точное соотношение пока неизвестно — оно будет зависеть от объема выделенных средств бюджета. Подобная мера дала очень хорошие результаты по поддержке АПК.

Также государство готово финансировать развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках инвестиционных проектов по созданию отелей.

Наша задача — создавать инвестиционные площадки, находить инвесторов, создавать программы поддержки и так далее.

Другая крайне важная задача — это обустройство территории. Нужно определить приоритеты и первоочередные расходы: что в первую очередь нужно преобразовывать, куда направлять средства, какие территории самые перспективные. Это уже можно делать за региональные средства.

— По какому принципу будут развиваться такие территории? 

— Здесь мы опираемся на принцип кластера. В отношении каждого отдельного проекта в туризме оценка социально-экономических эффектов не особо выражена из-за невысокой рентабельности и длительных сроков окупаемости. Поэтому логика туристической отрасли такова, что наибольший эффект достигается при связанном развитии. Принцип кластеров позволяет применить более точное инвестиционное планирование. Распоряжением губернатора мы утверждаем определенные границы кластера, и вся экономика внутри этих границ объединяется общими смыслами, логистикой, взаимосвязанным турпотоками.

Сами туристические объекты связаны логистикой радиальных экскурсий, имеют общие якорные аттракции и смежные сервисы. Ведь турист чаще делает выбор не в пользу некоего изолированного и самодостаточного отеля — он приезжает на территорию, предлагающую комплекс возможностей, внутри которого он выбирает интересующие услуги и впечатления. И все это оказывает взаимовлияющие и взаимодополняющие экономические эффекты.

— В чем задача министерства в развитии кластера?

— Очень важно выработать единую траекторию развития этой территории, чтобы не возникало противоречий между участниками рынка и нездоровой конкуренции, а напротив, появлялся некий синергетический эффект, который приводит к серьезному, масштабному росту. Поэтому мы говорим о необходимости брендирования, чтобы в сознании потенциальных пользователей наших туристических объектов и инвесторов территория кластера ассоциировалась с территорией, богатой различными красотами, достопримечательностями и историей. Некий курорт, дающий богатый спектр впечатлений.

— Вы сейчас говорите о создании кластера "Горный Урал", работа над которым идет уже несколько лет?

— Да, мы бы хотели, чтобы название "Горный Урал" со временем вызывало какие-то вполне понятные и конкретные ассоциации у людей, которые выбирают место для отдыха, как, например, Горный Алтай или курорты Краснодарского края. То есть мы говорим не про отдельный отель и курорт, а о некой связанной курортной территории, которая имеет очень большой ассортимент впечатлений, сервисов и предложений.

— Какие туристические потоки может привлечь горнозаводская зона? Где еще нужно создавать туристические кластеры в нашем регионе?

— Эффекты кластера "Горный Урал" мы просчитывали в рамках конкурса Агентства стратегических инициатив. Они подготовили очень сильную методологическую базу и обучающий курс, помогли нам систематизировать первые собственные знания и понимание отрасли, свести это в некую методологическую основу, что позволяет применить более точное инвестиционное планирование для данной территории. Сегодня, по нашим оценкам, эта территория привлекает порядка 1,6 млн туристов в год.

Помимо этого мы начинаем продумывать концепцию создания еще двух кластеров. Условно мы назвали их "Озерный край" — это северные районы, граничащие со Свердловской областью, и на юге — "Южное кольцо". Здесь пока турпотоки невелики — примерно 700 тыс. и более 200 тыс. соответственно.

Пока мы собираем предложения от имеющейся там туриндустрии, смотрим потенциал, чтобы понять, как комплексно развивать эти территории и определить приоритеты.

Понятно, что на севере акцент идет на создание инфраструктуры вокруг озер, и главная проблема здесь — очень плотная застройка побережий, в том числе коттеджами.

Применительно к кластеру "Горный Урал" такой проблемы нет. Она по большей части состоит из общедоступных территорий. Это и знаменитые национальные парки — "Таганай" и "Зюраткуль", а сейчас уже началась работа по развитию нацпарка "Зигальга". Также общедоступны маршруты популярных сплавов по рекам Ай и Юрюзань, вдоль которых мы можем за счет региональных средств провести необходимое благоустройство.

С территорией вокруг озер все гораздо сложнее, потому что, как я уже говорил, земли вокруг них в основном уже заняты или розданы, находятся в частной собственности.

При этом мы понимаем, что нужно выбирать приоритеты, на которые будут затрачены региональные средства. Мы хотим продвигать красоты нашей природы, имидж нашего региона. Но пока у нас вокруг озер не будут построены туалеты, проблемы останутся. Вот на базовое благоустройство всех значимых природных территорий важнее всего направлять региональные ресурсы. Хотя бы ради того, чтобы сберегать экосистему.

— Какие из территорий будут в приоритете?

— В первую очередь нужно обустраивать уже популярные направления, такие как маршруты сплавов по Айской долине или реке Юрюзань. С туристов после этого, конечно, какая-то небольшая плата на вход будет взиматься. Многолетний опыт "Таганая" показывает, что чем больше и лучше они обустраиваются, чем более комфортным и безопасным становится отдых, тем активнее у них растет турпоток. Мы ждем, что посерьезнее обустроится и "Зюраткуль".

То есть, это вполне нормальная ситуация, мировой опыт, но лишь в случае, когда этот дополнительный комфорт направлен на сохранение окружающей среды. Я думаю, что люди были бы и рады заплатить за какие-то минимальные удобства, но пока не за что платить.

— Как, например, можно оборудовать зоны сплавов?

— Скорее всего, этот проект будет координироваться с Республикой Башкортостан, потому что маршруты у нас перетекают между регионами. Они уже выходили к нам с таким предложением, поскольку начинают разрабатывать свой туристический проект, и мы намерены к нему подключиться. Вероятно, этой территории будет придан статус некоего природного парка, затем будет создаваться инфраструктура в том объеме, который требует посещаемость этих мест. Если 150 тыс. туристов за сезон у нас сюда будет заходить, то нужно обустроить санитарные зоны, костровища и кемпинги. Это не обязательно должны быть какие-то домики, может быть просто места под стоянки. Но важно, чтобы все убиралось, поддерживалась чистота.

— Не будет ли развитию кластера мешать бизнес-конкуренция, когда владелец каждого конкретного объекта захочет заполучить туриста именно к себе?

— Если посмотреть широко, то мы увидим, что рынок гораздо больше, чем сегодня освоено. А при планомерном развитии его инфраструктуры горизонты для всех многократно возрастают, и основания для какого-то нездорового соперничества нет. Мы все движемся в сторону масштабных целей и находим взаимопонимание с игроками отрасли. Работа над кластером "Горный Урал" очень сильно нам помогла, мы наладили общий язык между муниципалитетами и бизнесом, многие впервые познакомились. Такая цивилизованная работа уже приводит к тому, что постепенно некоторые игроки начинают выходить из "серой зоны" неорганизованного бизнеса.

Кроме того, сейчас мы создаем межведомственный совет по развитию туризма при губернаторе области, в него войдут представители отрасли. Думаю, в январе следующего года состоится первая встреча. Также будут сформированы рабочие группы по направлениям, и в них в качестве экспертов, смогут участвовать заинтересованные участники рынка. Сейчас я много езжу по области, общаюсь, вижу заинтересованность и готовность совместно работать.

— Какие туристические направления помимо традиционных походов, отдыха на природе и в санаториях нам еще интересны?

— Ну, во-первых, у нас огромный потенциал по промышленному туризму. Пока этим вполне успешно занимаются только комбинат "Магнезит" в Сатке и Магнитогорский металлургический комбинат, где площадка заработала в конце 2018 года. Они сделали все на высоком уровне, и сейчас относятся к одним из лучших практик в стране по промышленному туризму.

Сегодня мы пытаемся подключить к таким программам еще несколько предприятий.

Очень интересные экскурсии проходят на оружейных предприятиях в Златоусте.

Кроме того, сейчас разрабатывается проект по созданию музея атома. Идея эта возникла давно, ведь мы являемся родиной первой советской атомной бомбы, у нас на территории три ЗАТО. Сейчас подобные музеи есть в Озерске, Снежинске и Трехгорном, но это режимные города, возможности въезда туда ограничены. Поэтому мы хотим организовать такой музей в другом городе, может быть в Челябинске.

Хотя в целом промышленный туризм не относится к массовым направлениям, это некая ниша, дополняющая ассортимент других туристских аттракций.

— По вашему мнению, насколько может помешать созданию нового имиджа региона сложившая репутация "экологически грязной территории"?

— Конечно, сегодня ассоциаций с Челябинской областью больше, как с зоной развитой промышленности. Но нужно развести в понимании наших потенциальных потребителей такие понятия, как крупные промышленные города и красивейшие природные зоны. Там совершенно другая экологическая ситуация.

К тому же, надо отдать должное региональным инициативам и команде Росприроднадзора, которая очень успешно работает, и мы вполне очевидно ощущаем результаты по снижению выбросов в наших городах и общее улучшение атмосферы. Поэтому, я считаю, что у нас есть все основания для преодоления негативного бэкграунда. Но, прежде всего, нужно перестроить собственное негативное отношение и восприятие. Мы привыкли думать, что у нас есть неблагополучные экологические истории. При этом многие люди, даже из числа жителей области, ни разу не были в наших заповедных местах, не видели собственными глазами все эти красоты, которые ни одна камера в полной мере не передаст. То есть надо создавать информационный вектор внутрь региона, чтобы жители знали и гордились своим краем. Тогда они смогут красочно и позитивно рассказать о нем другим.