В следующем году российские производители сельскохозяйственной продукции начнут получать "зеленые" сертификаты, а регионы и операторы по утилизации отходов смогут стать участниками "Зеленого рейтинга". О работе в этом направлении, а также о том, готовы ли меняться производители товаров и услуг, чтобы удовлетворять повзрослевшего потребителя в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов.
— Максим Александрович, расскажите о глобальных проектах службы и о стратегии на ближайшие годы.
— В прошлом году мы утвердили стратегию развития Роскачества до 2025 года. У нас есть четкие примеры того, как работают аналогичные национальные институты качества в других странах, поэтому понятно, в каких направлениях нам двигаться.
Главное направление нашей работы — это формирование национальной идеологии качества. И главным инструментарием в достижении этой цели является диагностика, которую мы проводим на предприятиях в рамках Премии правительства РФ в области качества. Мы, как домашний доктор, приходим и раскладываем предприятие на составляющие, показываем, где существуют проблемы, которые мешают в увеличении производительности и конкурентоспособности, где на предприятии есть потери, где больные точки в системе менеджмента качества и в работе с потребителями.
Второй блок связан с мониторингом качества товаров и услуг. Потребители еженедельно узнают о результатах работы Роскачества, узнают о том, что надо покупать, на что надо обращать внимание, почему покупать не нужно, получают потребительские рекомендации. На вершине этого мониторинга стоит такой мотивирующий инструмент как государственный Знак качества. Его получают товары, которые занимают высокие позиции в наших исследованиях, соответствуют стандартам.
Третий блок — это работа по формированию класса умного, требовательного, осознанного, устойчивого потребления. По сути, это формирование общества качественных потребителей величиной в 146 млн человек.
— Вы рассказали о диагностике предприятий. А будет ли проводиться диагностика услуг?
— Мы уже начали диагностику процессов не только в компаниях, как мы это делали раньше, но и в ведомствах, органах власти, муниципалитетах. Также мы собираемся совершенствовать качество оказания госуслуг.
В блоке мониторинга мы также будем расширять товарные категории, и будем исследовать услуги онлайн-магазинов и доставок, финансовые услуги и услуги страховых компаний.
— Контрольные показатели в этой стратегии развития есть?
— Если мы говорим о количестве предприятий, которые мы должны проводить через диагностику бизнес-процессов, то в Стратегии 2025 указана цифра не менее тысячи предприятий в год. Я уверен, что этой цифры мы достигнем в самое ближайшее время, потому что в текущем году мы уже получили 504 заявки.
Для нас правительством установлены требования по количеству товарных категорий для мониторинга. Сейчас это 52 товарные категории в год, то есть одна товарная категория в неделю, которая подвергается веерному исследованию Роскачества. В ближайшее время их будет больше в 1,5 раза.
Если говорить об умном потребителе, то контрольными показателями является то, насколько граждане доверяют результатам исследований Роскачества и какое количество потребителей объективно пользуются этими исследованиями, знают и выбирают товары со Знаком качества. Для нас важно, чтобы эти показатели соответствовали общемировым. Мы знаем, что уровень знания германского государственного Фонда тестирования качества товаров Stiftung Warentest — 90%, уровень доверия — 87%, то есть все общество пользуется результатами исследования немецкого Роскачества. Также должно быть и у нас.
— Где Роскачество находит специалистов для такой важной работы?
— Стараемся учить себе специалистов буквально со школьной скамьи, так называемое "Обучение в течение всей жизни — Life Long Learning". Мы проводим в школах уроки качества — в прошлом году, в том числе и в Свердловской области, их прошли более 1 млн 200 тыс. детей. По сути, это уроки профориентации, уроки умного потребления, которые и в жизни помогают ребятам. И возможно вселяют в них философию, идеологию качества.
Мы запускаем обучающие курсы для специалистов в области качества. Сейчас такие программы запущены с Национальным исследовательским технологическим университетом "МИСиС", Высшей школой экономики, в процессе проект с МГУ.
У нас есть система профессионального дополнительного обучения, два раза в год мы учим наших экспертов Премии правительства в области качества — аудиторов качества процессов, в том числе по международным методикам. Сейчас у нас 150 штатных специалистов, 135 — привлекаемых аудиторов. Мы приглашаем в свою команду всех неравнодушных специалистов, которые внедряли системы менеджмента качества, проводят лабораторные испытания, разбираются в области стандартизации, сертификации.
— Как вы информируете население о проведенных исследованиях?
— Очевидно, что информация от Роскачества должна быть доступна нашим гражданам везде, где они черпают данные, в любых каналах, которыми они привыкли пользоваться. То есть если это интернет, то они могут получить информацию на портале Роскачества. Если они привыкли пользоваться информацией в социальных сетях — у нас есть различные паблики: от Инстаграма до Одноклассников. У нас также есть собственная телепередача на телеканале "Россия 1" и радиопередачи.
В нашем мобильном приложении по штрих-коду можно получить информацию об исследовании товара, предложить интересующий Вас товар для испытаний. На лучших товарах нанесен российский Знак качества, и мы стараемся, чтобы все такие товары присутствовали в торговых точках страны.
При этом многие производители на маркировке указывают также рейтинг Роскачества, даже если они не получили государственный знак качества, но получили, условно говоря, высшие балы. Не так давно компания Samsung, которая не могла получить российский Знак качества, на баннерах размещала информацию о том, что рейтинг Роскачества их телефона — 4,5. То есть даже иностранные компании начинают хвастаться хорошими результатами прошедших испытаний их товаров.
— Как выбираются категории товаров и услуг для проведения очередных исследований?
— В первый год нашей деятельности план работы формировался Минпромторгом и Минсельхозом. Сейчас все наши товарные категории выбираются на основании рекомендаций потребителей. Сотни тысяч заявок, которые мы анализируем, являются основанием для формирования списка товарных категорий для исследований, и что самое главное, списка брендов и торговых марок для исследований.
— Какие категории товаров чаще интересуют наше население?
— Мы видим, что в первую очередь потребителей интересуют такие чувствительные категории как детское питание, детская одежда, молочная продукция. В список этих категорий все больше и больше входит бытовая техника. Возможно, это связано с тем, что это очень дорогие товары для семейного бюджета и при их выборе надо все взвесить и получить рекомендации Роскачества. К лету популярными становятся исследования солнцезащитных кремов и очков.
Потребители просят нас не прекращать исследования новых моделей мобильных телефонов. Испытания телефонов мы проводим совместно с нашими международными коллегами. Рейтинг смартфонов — наиболее объемный и посещаемый раздел нашего портала.
Часто нашему Центру цифровой экспертизы задают вопросы в отношении тех или иных мобильных приложений, воруют ли они персональные данные, насколько они безопасны для установки в телефон. Мы видим, насколько потребитель изменился за эти годы.
— Расскажите о наиболее интересных результатах проведения экспертиз Роскачества за последнее время?
— Мы выявляем достаточно много псевдоорганической продукции, которая только называется органической. Очень много импортной продукции, которая ввозится под какими-то знаками, на ней написано, что она органическая, но на самом деле таковой не является. Мы находим в ней антибиотики и пестициды. Это крайне неприятно. Сейчас мы понимаем, что очень важно, чтобы на полках наших магазинов была только сертифицированная в России органическая продукция. Иначе мы обманываем потребителя и отталкиваем его от этого нарождающегося рынка.
Интересные результаты исследования у нас были по воде. Достаточно много встречалось нечестной маркировки, когда на обработанной воде из источников общего водоснабжения было написано: ключевая, горная, ледниковая. Вся гамма красивых, вкусных наименований, которые никакого отношения к обработанной воде не имеют.
Приятно, что 73% производителей в первую неделю после получения информации от Роскачества реагируют и вносят изменения, меняют поставщиков сырья, рецептуры, вводят дополнительные требования к своей системе менеджмента качества. При этом мы не штрафуем и закрываем предприятия. Но производители знают: если не изменятся, то потеряют своих клиентов.
— Как проводятся экспертизы товаров и услуг?
— Мы выбираем лаборатории методом межлабораторных сличительных испытаний. Стараемся использовать для исследований лаборатории из разных субъектов. То есть для обеспечения максимально беспристрастности свердловскую продукцию мы испытываем в соседних областях и наоборот.
Более того, Роскачество создало и аккредитовало собственного провайдера межлабораторных сличительных испытаний, который проверяет качество работы испытательных центров страны. Мы, по сути, выдаем знак качества и российским лабораториям.
— Сколько товаров уже получили государственный Знак качества?
— Около 250. Мы несколько раз в год исследуем продукцию всех компаний, получивших российский Знак качества. Предприятия не знают об этом, но мы выходим в торговые точки, проводим исследования, и если вдруг что-то не так, они могут этот знак потерять.
— Максим Александрович, о каких тенденциях можно говорить в сфере качества товаров и услуг на российском рынке?
— Мы объективно видим изменения, надеюсь, что все их замечают. Если еще не так давно у нас каждый потребитель считал нормой содержание пальмого масла в молоке и туалетной бумаги в колбасе. Сегодня уровень потребительского рынка изменился. Мы видим, что более 55% наших граждан изучают исследования Роскачества, более 73% граждан читают маркировку товаров в магазинах. У нас формируется действительно серьезный потребительский рынок.
— На питерском форуме Роскачество и "Российский экологический оператор" (РЭО) заключили соглашение о совместной работе над созданием первого в России "Зеленого рейтинга", итоги которого будут подведены в ноябре. Какая ведется работа сейчас в этом направлении?
— Мы подписали соглашение с Российским экологическим оператором о создании "Зеленого рейтинга" — рейтинга регионов и региональных операторов в области утилизации отходов. Сейчас мы с коллегами разрабатываем методику. Она должна оценивать и уровень удовлетворенности граждан региона, и количество точек сбора отходов, и уровень вовлеченности населения в раздельный сбор.
Мы должны разработать такую методику, которая действительно позволит "Зеленый рейтинг" сделать национальным мерилом, чтобы все субъекты Федерации точно видели свое место и стремились стать лидерами.
— С 1 марта будущего года вступает в силу закон о производстве сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками. Роскачество возглавляет комитет по разработке ГОСТов на "зеленую" продукцию. Расскажите, как ведется работа в этом направлении?
— Для исполнения этого закона был создан "зеленый" технический комитет в Росстандарте, который мы возглавляем. Разработаны первые шесть стандартов. Сейчас мы видим бум количества заявок от производителей на создание "зеленых" стандартов в новых товарных категориях. Мы понимаем, что практически весь рынок, все потенциально экспортные категории должны быть покрыты "зелеными" стандартами и "зеленой" сертификацией.
Как ни странно, сегодня Китай является вторым в мире производителем органической продукции по объемам, хотя мы всегда считали, что там развиты только индустриальные способы земледелия. И важным этапом, ступенью перехода к органическому земледелию для них стала "зеленая" сертификация. Для нас это тоже важный путь.
Орган по сертификации, входящий в Роскачество, уже получил аккредитацию по "зеленой" сертификации. И мы уже можем предварительно готовить предприятия к получению "зеленого" сертификата.