Челябинская область в последние годы пережила несколько серьезных природных и техногенных ЧС, в каждом случае требовалась оперативная и качественная работа подразделений МЧС. О том, какие сложности связаны с организацией работы по ликвидации последствий крупных пожаров, насколько служба укомплектована техникой и кадрами, как необходимо реагировать населению в угрожающих жизни ситуациях в интервью «Интерфаксу» рассказал начальник ГУ МЧС по Челябинской области Юрий Буренко.
- Юрий Николаевич, как вы оцениваете техническое оснащение подразделений? В прошлом году на вооружение поступила новая техника, есть ли еще необходимость в современном оборудовании?
- Мы оснащены в любом случае на сто процентов, иначе мы не сможем выполнять свою задачу.
Подразделения МЧС обеспечиваются централизованно за счет федеральных средств, но когда мы говорим про спецтехнику, а это пожарные цистерны, автоподъемники и так далее, речь идет о спецмашинах стоимостью от 15 миллионов до сотен миллионов рублей. За последние три года к нам поступило 30 единиц, в том числе семь пожарных цистерн, две автолестницы, автомобиль первой помощи и автомобиль газодымозащитной службы.
В этом году пока находимся в ожидании. МЧС подготовило программу переоснащения до 2030 года, которая, несмотря на изменившуюся ситуацию, сохраняется. В результате ее реализации мы надеемся на серьезное переоснащение, из наших караулов должна уйти техника старше 20 лет, сейчас такой стаж имеют порядка 20% процентов наших спецмашин. Но при этом их пробег невысок, каждый караул ее обслуживает, поддерживает в исправном состоянии, все механизмы проверяются ежесуточно. К тому же у нас есть стопроцентный резерв на случай срочной замены машины, и такая система дежурства позволяет нам очень оперативно удваивать количество сил и средств в случае необходимости.
- Челябинск очень сильно разросся за последние годы, будут ли в областном центре и других городах создаваться новые пожарные части?
- Когда Челябинск расстраивался, нас, к сожалению, никто не спрашивал, насколько далеко новые кварталы будут находиться от существующих пожарных подразделений, есть ли рядом пожарные депо. Мы ведь не можем дежурить в поле. С 2019 года в создании новой инфраструктуры нам активно помогает губернатор. Два года назад за счет областного бюджета было построено депо в поселке Западный - самое большое из возведенных ранее, площадью 700 кв. метров. Оно строилось по инновационному проекту, здание сборно-разборного типа, сейчас это приоритетное направление в области строительства в системе пожарной охраны, поскольку при высокой скорости возведения себестоимость достаточно низкая. Опыт предприятий стройиндустрии Челябинской области позволяет возводить такие объекты за пять-шесть месяцев, при этом не теряя качества.
В прошлом году было построено депо в Златоусте вблизи нацпарка «Таганай». Сейчас ведутся работы в поселке Чурилово (Челябинск), на эти цели из бюджета области выделено 60 млн рублей.
В Карабаше при поддержке губернатора строится современное пожарное депо. Уже в июле мы получим капитальное здание и технику. Есть также потребность в депо на территории Коркино и Кусы.
- Понятно, что подразделения МЧС - это не только техническая оснащенность, но, прежде всего, хорошо подготовленные специалисты. Как у вас сейчас с кадрами, приходит ли молодежь?
- Молодежь к нам идет, я вообще считаю, что лучшие представители молодежи у нас. Мы самая оперативная служба, и это налагает определенные требования на сотрудника. Чтобы попасть к нам, нужно иметь высокую мотивацию, пройти ряд испытаний, начиная с тестирования у психолога. Достаточно высокий уровень требований предъявляется к здоровью и физической подготовке.
Есть профессиональные учебные заведения для подготовки специалистов противопожарной службы, откуда к нам приходят самые мотивированные люди. Часть ребят прошли через кадетскую школу, но больше через занятия пожарно-прикладным спортом.
Кроме того мы ежегодно 20-30 человек отправляем по целевому набору учиться в Екатеринбург, в Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России. И очень хорошо, что эти ребята к нам возвращаются после учебы, они пополняют офицерский кадровый состав.
В целом укомплектованность достаточно высокая, почти 93%. Хотя, к сожалению, в последние годы я вижу, что наметился некоторый спад. Если раньше на вакансию могли претендовать несколько человек, сейчас при высокой конкуренции много молодых пенсионеров увольняется с минимальной выслугой. Здесь, конечно, в первую очередь экономический вопрос, у нас все же не очень высокое денежное довольствие.
- Возможна ли помощь области в этом вопросе, какие-то региональные доплаты, например, ввести?
- Мы этот вопрос сейчас изучаем - может ли наша служба принять на себя часть связанных с безопасностью полномочий, возложенных на областные структуры. Если такую возможность мы увидим, я буду обращаться с предложениями к Алексею Леонидовичу (Текслеру, губернатору Челябинской области – ИФ).
Вообще, нам глава региона старается помогать, есть полное взаимопонимание. Помимо текущих вопросов, дважды в год мы обязательно встречаемся, чтоб обсудить развитие и планирование в сфере безопасности жизнедеятельности населения, поскольку в этих вопросах наши полномочия очень тесно переплетаются с субъектом. Думаю, так и должно быть, это правильно, что налажено такое тесное взаимодействие.
- Тяжесть последствия ЧС во многом зависит от скорости обнаружения и реагирования. Как осуществляется мониторинг для обнаружения нештатных ситуаций?
- Для наблюдения за природной обстановкой применяются системы космического мониторинга МЧС России - это спутники, системы видеомониторинга, которые включают почти 800 видеокамер, беспилотные летательные аппараты, сеть гидрометеорологических и дозиметрических постов. В этом году беспилотные системы применялись 113 раз, они обследовали более 200 квадратных километров.
- Прошлым летом из-за масштабного природного пожара сложилась очень непростая ситуация, пострадали два поселка. Какие были сложности при организации работы по тушению, и какие выводы сделаны из опыта прошлогоднего пожара?
- Пожара такого масштаба по истории многолетних наблюдений у нас в регионе не было, даже долгожители не могут вспомнить ничего подобного. Были отдельные локальные случаи в населенных пунктах, но с разбушевавшейся огненной стихией мы не сталкивались.
В прошлом году сначала был долгий засушливый период без осадков, а затем возник сильный порывистый ветер. Началось все с небольших очагов: два рукотворных - кто-то ехал, бросил окурок, два техногенных - перехлест проводов на линиях электропередачи. При этом появляются искры, и, конечно, при такой суши и штормовом ветре все вспыхивает мгновенно, как порох, и возникает огненный шторм.
Вы знаете, что население в экстремальных ситуациях зачастую реагирует очень остро, людям кажется, что профессиональные службы должны полностью исключить тяжелые последствия. Но мы имели дело со стихией, она тем и отличается, что ее нельзя контролировать на сто процентов.
Люди не всегда понимают тактику действий и реальные возможности пожарной охраны и высказывают мнение, что где-то недотушили, недоделали. Но, я хочу подчеркнуть, что если бы не грамотные действия пожарных и спасателей в той ситуации, жертв было бы гораздо больше, а ущерб гигантский. По факту пожара было возбуждено шесть уголовных дел, по всем проверяли нашу работу, к нам нареканий не было. Более того 50 наших сотрудников и работников награждены ведомственными наградами, еще 9 человек представлены к государственным наградам.
Мы немедленно отреагировали, как только получили информацию, что внутри Карагайского бора быстро развивается пожар. Но в условиях огненного шторма, огонь остановить невозможно никакими средствами.
Кто видел картину сверху, тот очень хорошо понял весь масштаб события. Когда уже мы все потушили, дым развеялся, мы с вертолета увидели, сколько еще языков, с каких сторон надвигалось на другие населенные пункты, в которые огонь все-таки не вошел. Всего в зоне пожара было 15 населенных пунктов, детский оздоровительный лагерь, санаторий и другое.
- Как при таких стихийных действиях должно действовать население?
- Нужно понимать, что при подобных масштабах самое правильное и безопасное для людей – эвакуация. Наша задача тушить и спасать людей из очага, а эвакуацию организуют местные власти по нашей рекомендации. Как правило, мы такую рекомендацию даем, если огонь находится на расстоянии около пяти километров от населенного пункта и существует реальная угроза его дальнейшего продвижения.
В прошлом году эвакуация была добровольной, теперь эта норма закреплена законодательно, гражданин обязан эвакуироваться. В Джабыке в прошлом году погиб мужчина, отказавшийся покидать дом. Не послушал ни соседей, ни родственников, ни сотрудников МЧС. К сожалению, итог оказался трагическим, его нашли при разборе конструкций в подвале сгоревшего дома.
- Можно ли в принципе снизить опасность природных пожаров для населенных пунктов?
- В случае масштабного и быстро развивающегося пожара, никаких рук и техники не хватит, поэтому очень важна профилактика. Есть требования по разграничительным полосам между лесом и населенным пунктом. Но, когда строились некоторые населенные пункты, Джабык и Запасное в том числе (пострадавшие от пожара поселки – ИФ), не было требований по противопожарным разрывам. Сейчас такие требования есть, но, понятно, что дома от леса никто убирать не будет, значит, нужно вырубать деревья, некоторые регионы такую практику применяют. Обычная опашка при масштабных пожарах не спасает. Мы об этом также постоянно говорим, но, к сожалению, тут есть проблема, поскольку лесная территория - это федеральная собственность.
- Специалисты ГУ МЧС по Челябинской области разработали технические новшества для оперативного реагирования на ЧС. Расскажите, в чем их особенности.
- Во-первых, это мобильное приложение для пожарных инспекторов «Справочник дознавателя МЧС». Его активно используют сейчас и наши сотрудники, и коллеги из других регионов. Оно позволяет оперативно определять повреждения конструкций от огня, причины возникновения техногенных и природных пожаров, взрывов газовоздушной смеси и многое другое.
В прошлом году после публикации приложения в сборнике «Есть идея!» в рамках проводимого Международного салона средств обеспечения безопасности им заинтересовались наши коллеги из Белоруссии.
Также наши специалисты разработали «штабной стол» для должностных лиц оперативного штаба, действующего в период ликвидации крупных пожаров и ЧС. Это интерактивная рабочая поверхность, позволяющая наносить оперативную обстановку с применением схем объектов, с возможностью вывода на него баз данных об объекте и 3D-моделей.
Программное обеспечение позволяет прогнозировать развитие пожара, рассчитывать его параметры, необходимое количество сил и средств. Также на «стол» передаются видеоизображения с беспилотного летательного аппарата или камер, установленных на боевых участках, формируются ортофотопланы.
Мы его уже успешно апробировали на пожарно-тактических учениях и практике.
- Есть проблемы, которые вас, как руководителя, особенно беспокоят?
- Важно, чтобы наша структура постоянно добивалась снижения последствий опасных факторов пожаров и ЧС. Это достигается за счет профилактики, скорости нашего реагирования и граждан. Но вопрос снижения числа погибших на пожарах или на водных объектах тесно связан с культурой людей, их образом жизни. К сожалению, мы все зачастую небрежно относимся к собственной безопасности. Очень многие получают в быту различные травмы из-за неосторожности, детей оставляют без присмотра, грибники-ягодники пренебрегают безопасностью и теряются в лесу. Иногда люди просто бросаются в полымя, не имея необходимой подготовки, на сплавах, в горах. Хотелось бы, чтобы люди более ответственно относились к своей безопасности.
- В заключение хотелось бы задать вам вопрос, как одному из организаторов работы по ликвидации последствий падения метеорита в 2013 году. Как скоро в регионе узнали, что именно произошло и насколько быстро удалось мобилизоваться?
- Сразу после яркой вспышки в небе к нам начали поступать звонки от населения. Первые звонки были лаконичны: "Над Челябинском что-то пролетело и взорвалось". Позже стали появляться разные версии, например, нам сообщили о взрыве и падении 12 самолетов в различных местах Челябинска и его окрестностях. Также появились версии про метеорит, НЛО, упавшую ракету с Байконура и так далее. При этом многие заявляли, что после вспышек и взрывов ощущается сильный запах гари, а с неба падают горящие обломки.
Сразу была организована воздушная разведка с привлечением восьми воздушных судов с приборами для замера радиации. Были развернуты посты радиационной и химической разведки от МЧС, Роспотребнадзора, Челябгидромета и корпорации «Росатом». Все замеры показали, что радиационный фон в области в пределах нормы.
Также в течение получаса наши специалисты связались с филиалом аэронавигации Урала, запросили информацию о полетах над территорией области. От департамента по ЧС Костанайской области Республики Казахстан получили информацию о запусках с космодрома Байконур.
И только через 40 минут обсерватория Уральского федерального университета естественных наук Екатеринбурга подтвердила данные о прохождении болида над территорией Урала.
В первую очередь, конечно, были приняты меры к оповещению людей, чтобы избежать паники. В город выехали десятки машин с громкоговорителями, наши психологи приняли более полутора тысяч звонков на «горячую линию». По каждому обращению отдельно отработали, оказали помощь.
По счастью, гибели людей удалось избежать, в том числе потому, что многие руководители и работники соцобъектов правильно среагировали. Например, педагоги в детских садах и школах сразу же после хлопков и вспышек отводили детей от окон, одевали и без паники, организованно эвакуировали на улицу.
Хотелось бы отметить, что в целом личный состав областной группировки РСЧС с задачами в столь нестандартной чрезвычайной ситуации справился.