Челябинская область намерена активно использовать опыт проведения Форума глав регионов стран ШОС, который состоялся в прошлом году в онлайн-формате, и уже в этом году организовать очную встречу с представителями зарубежных бизнес-сообществ. О том, какие перспективы открывают подобные мероприятия, а также об экспортном потенциале и инвестиционной привлекательности региона в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
- Алексей Леонидович, в прошлом году Челябинская область принимала Форум глав регионов стран ШОС. Из-за пандемии он проходил в онлайн-формате, но, тем не менее, разговор состоялся. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития межрегиональных и межгосударственных связей, и что это может дать Челябинской области?
- Для нас важно, чтобы международные контакты приносили практические результаты. Мы торгуем и ведем гуманитарный обмен со 120 странами мира. Даже в условиях пандемии экспорт предприятий Челябинской области практически сохранил свой уровень и в прошлом году составил более $4 млрд (96,9% к 2019 году).
Нужно двигаться дальше, и в этом мы рассчитываем на перспективы Форума глав регионов стран ШОС. Акцент делаем на взаимодействии региональных структур, в первую очередь бизнеса, чтобы наладить прямые и понятные контакты, развить торгово-экономические связи субъектов малого и среднего предпринимательства регионов. Челябинская область председательствует в Форуме в 2020-2022 годах, и мы надеемся, что эпидситуация позволит провести у нас очную встречу глав регионов и конгресс представителей бизнес-сообществ стран ШОС в этом году. Предварительно речь идет об августе.
- Как вы оцениваете активность инвестиционного процесса в регионе после непростого "ковидного" 2020 года? Достаточны ли меры, предпринимаемые для улучшения инвестклимата?
- Несмотря на непростые экономические условия и пандемию, инвестиции в основной капитал за 2020 год в области превысили 322 млрд рублей, что на 21 млрд больше, чем в предыдущем году. Из этого можно сделать вывод, что бизнес в Челябинской области не просто смог выжить, но и продолжил развиваться. Я бы даже сказал, что трудности помогли нам наладить особо тесный контакт с деловым сообществом. Вместе мы выработали комплекс мер по поддержке инвесторов. Приняли закон "Об инвестиционном налоговом кредите", расширили перечень сфер деятельности для реализации приоритетных инвестпроектов со льготами по налогам, расширили сферу применения инвестиционного налогового вычета и так далее.
В этом году планируем запустить ряд механизмов, позволяющих инвесторам компенсировать расходы на инфраструктуру. Это, в первую очередь, соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗП) и механизм направления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры для новых инвестпроектов. Но сразу отмечу - так как мы вкладываем бюджетные средства, то потребуем взамен немалых объемов инвестиций в область, создание налогового потока и рабочих мест. Инвесторам придется конкурировать за право воспользоваться новыми механизмами поддержки.
Также у нас действуют пять территорий опережающего социально-экономического развития. Их резидентами уже создано более 700 новых рабочих мест и инвестировано 723 млн рублей в различные сферы – от легкой промышленности до машиностроения и туризма.
Считаю, что эти меры достаточны для сохранения устойчивого роста инвестиций от года к году. Но, безусловно, у региона есть потенциал к большему, и в среднесрочной перспективе нам необходим двукратный рост инвестиций в основной капитал.
- Как Вы относитесь к проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) в качестве инструмента привлечения инвесторов, есть ли в регионе примеры проектов ГЧП, концессий?
- Значимость государственно-частного партнерства переоценить сложно, это важный инструмент привлечения инвестиций в такие сферы, как образование, экология, ЖКХ. У нас сейчас в регионе 249 проектов ГЧП, половина из них – это концессионные соглашения. Но также есть и энергосервисные контракты, инвестиционные соглашения, инвестиционные договоры аренды и другие формы так называемого квази-ГЧП.
В этом году торги для заключения концессионных соглашений уже объявили девять муниципалитетов. Самый крупный из проектов – создание физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовым полем в Сатке, причем это частная концессионная инициатива. Еще один из последних примеров государственно-частного партнерства – создание полигона ТБО в Магнитогорске, что позволит закрыть старую городскую свалку рядом с городом.
Мы готовы поддерживать проекты ГЧП в случае, если они соответствуют нашей общей политике, а политика следующая - концессии не должны приводить к росту тарифов и не должны быть обременительными для бюджета.
Я уверен, что практически в любой сфере есть возможности для выгодного государственно-частного партнерства.
- Еще одна актуальная для регионов тема - проекты комплексного развития территорий (КРТ) как драйвер жилищного строительства, в том числе с использованием достаточно нового механизма инфраструктурных облигаций. Челябинская область называется в числе пилотных регионов, где такие проекты могут быть реализованы. Как идет работа в этом направлении?
- В прошлом году мы создали специальную рабочую группу, которая подготовила проект регионального закона о КРТ. На днях обсудили проект вместе с депутатами, сейчас он дорабатывается в части передачи ряда полномочий в компетенцию исполнительных органов субъекта федерации.
Помимо рамочного закона подготовили еще целый ряд регулирующих законодательных актов.
Сегодня органы местного самоуправления уже предложили для развития земельные участки с градостроительным потенциалом 2,8 млн кв. метров жилья. В том числе в Челябинске под комплексное развитие территории планируется сформировать земельные участки общей площадью более 300 гектаров.
В качестве пилотных в областном центре рассматриваются три территории. В Ленинском районе – это участок старой застройки жилых домов, в Советском районе – территория с гаражно-складскими помещениями, а также рыночные постройки в Калининском районе.
Все три проекта, на мой взгляд, перспективные и достойные. На их месте появятся современные городские пространства, которые могут стать настоящими точками притяжения для горожан.
Мы планируем развивать жилищное строительство в регионе не только за бюджетные, но и внебюджетные средства. В частности, с использованием инфраструктурных облигаций. Этот проект область реализует совместно с АО "ДОМ.РФ". Мы уже подписали меморандум о намерении, и есть два предприятия, которые прошли отбор на предоставление инфраструктурных займов.
- В прошлом году в Челябинской области была сформирована цифровая команда, которой поручено заниматься цифровой трансформацией региона. Каким отраслям будет отдан приоритет в цифровизации? Как вы оцениваете выполнимость задачи по их переводу на отечественное программное обеспечение (ПО) и программно-аппаратные комплексы?
- В первую очередь, цифровая трансформация коснется отраслей с высокой востребованностью услуг. На федеральном уровне определили такие сферы: здравоохранение, образование, городская среда, транспорт и логистика, государственное управление. У себя в области мы дополнительно включаем в приоритет сельское хозяйство, промышленность, экологию, природные ресурсы и леса. За результаты работы в этих направлениях руководители по цифровой трансформации несут персональную ответственность.
Мы уже перевели 90% рабочих мест в органах исполнительной власти региона на отечественное программное обеспечение. Пока из-за финансовых сложностей отстают органы местного самоуправления. Но мы планируем к 2025 году обеспечить новым ПО не менее половины рабочих мест в муниципалитетах.
Сегодня Южный Урал входит в десятку лидеров регионов России в сфере цифровизации здравоохранения, и наша инфраструктура связи успешно выдержала многократное увеличение нагрузки на пике пандемии. Но и по другим направлениям мы развиваемся неплохими темпами. Уверен, что к 2030 году область достигнет показателей национальной цели "Цифровая трансформация".
- Челябинская область в этом году удвоила затраты на строительство и выкуп новых детских садов для решения проблемы очередности. Сколько объектов планируется построить?
- За последние два года мы построили 29 детских садов. Это очень много, так много мы никогда ранее не строили. В этом году мы планируем ввести еще 13 детских садов.
Кроме того, сейчас мы активно финансируем строительство школ. Нехватка школ - это тоже большая проблема для отдельных густонаселенных территорий, в частности для тех районов Челябинска, где идет интенсивное жилищное строительство, а также для тех территорий, где просто физически и морально здания школ устарели. За последние полтора года мы построили пять школ. Самую большую в регионе школу, на полторы тысячи учащихся, открыли в прошлом году в Челябинске. Это, скорее, даже учебный центр. Причем, на мой взгляд, один из лучших в стране. Там есть коворкинг-центры, несколько спортивных залов, большой спортивный стадион и много чего еще. Также большую современную школу в прошлом году построили в Магнитогорске и в деревне Казанцево под Челябинском.
В этом году запустим еще четыре школы: две в Челябинске, а также в Кунашаке и Верхнеуральске. Если сравнивать с предыдущими годами, динамика хорошая. В этом вопросе нас поддерживает и федеральный центр по линии нацпроекта "Образование", но большую часть необходимых средств мы инвестируем самостоятельно.
- За Челябинской областью закрепилась репутация региона с неблагополучной экологией. Какие меры предпринимаете, чтобы изменить ситуацию и соответствующий имидж?
– Сейчас вам любой житель области ответит, что ситуация с экологией меняется. У нас есть задача от президента снизить выбросы в атмосферу на 20% до конца 2024 года и на 50% до конца 2030 года. Для этого активно реализуем нацпроект "Экология", в том числе федеральный проект "Чистый воздух", мероприятия комплексных планов по снижению выбросов в Челябинске и Магнитогорске.
Мы заключили четырехсторонние соглашения со всеми крупнейшими промышленными предприятиями Челябинска и Магнитогорска, они взяли на себя обязательства инвестировать в природоохранные мероприятия более 47 млрд рублей.
Также ведем работу с промышленниками из других городов области, уже заключили соглашения с 30 предприятиями, которые в общей сложности готовы вложить в экологическую модернизацию до 2025 года более 19 млрд рублей.
Большинство руководителей понимают, что экологически ответственная политика оправдывает финансовые вложения – это возможность модернизировать производство, повысить конкурентоспособность, улучшить репутацию.
Параллельно развиваем систему мониторинга состояния окружающей среды, создаем "сигнальную" сеть наблюдений. До конца года завершим рекультивацию челябинской городской свалки, начали работу по рекультивации свалок еще в пяти городах. Ведем беспрецедентную работу по озеленению.
Отдельно отмечу работу по снижению выбросов от транспорта. За последние два года мы приобрели для Челябинска 102 автобуса большого класса на газомоторном топливе, а также начали обновление трамвайного парка в Магнитогорске. Уже потратили на это 1,7 млрд рублей из областного и местных бюджетов и обязательно продолжим обновлять общественный транспорт.
Кроме того, мы создаем инфраструктуру для перехода на газомоторное топливо, внедряем технологии "умного города" в управление дорожным движением. Все эти меры хоть и кажутся на первый взгляд далекими от темы экологии, тем не менее, напрямую влияют на качество атмосферного воздуха в мегаполисах. Мы действуем комплексно – именно в этом вижу залог успеха.
- Насколько востребованным оказался внутренний туризм в регионе в период закрытия границ? Каковы перспективы его развития?
- Внутренний туризм у нас очень активно развивается. Есть стереотип, что Челябинская область – это промышленная территория. Отчасти это так, но надо понимать, что Челябинская область – это еще и прекрасная природа. Юг региона – это степи, северная и западная части – леса, горы и озера. У нас более трех тысяч абсолютно замечательных озер. Наш потенциал отдыха известен челябинцам, жителям соседних регионов, но, к сожалению, пока не очень известен за пределами области. Еще с советских времен в регионе существует разноплановый туризм. У нас есть отличные санатории, в том числе современные, национальные парки, горнолыжные комплексы, есть возможность сплавов по горным рекам. И в прошлом году мы били все рекорды по количеству людей, которые приезжали в регион отдыхать.
Нам необходимо развивать инфраструктуру, это правда. Причем и транспортную инфраструктуру, и инфраструктуру рекреации. Кое-что уже сделано - построен новый аэропорт в Челябинске, планируется реконструкция аэропорта в Магнитогорске. Кроме того, мы запустили "Ласточку" между Челябинском и Магнитогорском, а это уже совсем другое качество и по скорости, и по комфорту перемещения.
Перспективы по развитию хорошие. Мы этим занимаемся. Я считаю, что туризм - это одна из возможностей развития региона в дополнение к базовым.