"Фонд развития промышленности Челябинской области" (ФРП ЧО) входит в десятку ведущих региональных фондов. Он был создан в 2016 году, стал первым в России региональным фондом, затем первым запустил собственные программы финансирования. О работе Фонда до и после пандемии CОVID-19, недоверии предприятий к господдержке, "психологической подоплеке" нацпроекта повышения производительности труда и жизни кластеров в регионе в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор фонда Сергей Казаков.
- Сергей Геннадьевич, по каким программам сегодня предприятия могут получить поддержку?
- У нас есть три варианта работы с предприятиями. Небольшие проекты стоимостью, условно, до 20 млн рублей, мы финансируем самостоятельно, проекты объемом от 20 до 100 млн рублей - совместно с федеральным ФРП; свыше 100 млн рублей – это уже зона ответственности федерального ФРП, здесь мы выступаем в качестве консультантов.
В целом, у нас одна из самых широких сеток программ. Это четыре собственные программы - "проекты развития", "повышение производительности труда", "кластеры", "противодействие эпидемическим заболеваниям". Две совместных с федеральным ФРП программы - "совместные займы" и "комплектующие изделия". И десять программ федерального ФРП, по которым мы оказываем сопровождение предприятиям Челябинской области.
Мы, кстати, в кратчайшие сроки создали по аналогии с федеральным ФРП программу противодействия эпидзаболеваниям в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Причем, в отличие от всех остальных программ, она не предусматривает софинансирование за счет средств заявителя, все деньги на проект дает фонд. Сразу появился претендент – компания "Фабрика шнуров", буквально в течение недели рассмотрели и одобрили проект, предприятие уже получило средства и выпускает резиновые шнуры для медицинских масок, продукция поставляется по всей России.
У нас еще есть несколько заявок по этой программе, так как, к сожалению, пандемия не закончилась, никто не может спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
- Сколько предприятий получили поддержку, на какую сумму?
- Мы начали работу в 2016 году, примерно с июля-августа стали принимать заявки. И первое, с чем пришлось столкнуться, это настороженность со стороны бизнеса. Практически полгода у нас ушло на то, чтобы снять это недоверие. Пошли первые проекты, заработало "сарафанное радио", и только после этого люди стали доверять.
Если говорить о цифрах, то за время работы 14 предприятий получили займы на общую сумму 339 млн рублей, из которых 169 млн рублей – это средства нашего Фонда, 170 млн рублей- федерального ФРП. Плюс сами инвесторы в свои проекты вложили еще 559 млн рублей. В рамках этих проектов создано 180 высокопроизводительных рабочих мест. К вопросу об эффективности фонда, который всегда задают, расчетное поступление налогов по этим проектам – почти 1 млрд рублей.
Все наши заявители вовремя обслуживают заимствования, все вовремя запустили производства в рамках проектов.
- Федеральный ФРП сколько проектов профинансировал?
- Это 11 проектов на общую сумму более 3,2 млрд рублей и создание более 360 высокопроизводительных рабочих мест.
- Какие проекты самые значимые, интересные, запоминающиеся?
- Давайте начнем с "барьеров входа". Мы не фонд поддержки, мы - фонд развития. Поэтому мы поддерживаем проекты, которые ориентированы на экспорт, на импортозамещение, либо проекты, использующие наилучшие доступные технологии.
Если говорить про интересные проекты, то их диапазон большой. Есть вроде бы небольшие проекты, но очень значимые. Мы, например, были первые, кто выдал заем индивидуальному предпринимателю. Заем небольшой - порядка 30 млн рублей при стоимости всего проекта больше 300 млн рублей – на производство пищевой многослойной полимерной пленки по технологии, которой в России не было. Для федералов это было открытие, что такое производство есть в Челябинской области.
Вот еще пример: мы выдали заем челябинскому предпринимателю, который выпускает бачки собственной разработки для КАМАЗов. Он вошел в число поставщиков КАМАЗа первого уровня. Или другой пример. У нас есть малое предприятие из Магнитогорска, которое выпускает стабилизаторы поперечной устойчивости для автомобилей проекта "Кортеж", то есть поставляет комплектующие для машин, на которых ездят первые лица государства.
Честно говоря, когда мы начали работать, я был удивлен количеству инновационных интереснейших предприятий, которые у нас есть и которые с определенным страхом выходят из тени.
- Почему с определенным страхом? Вы уже говорили о недоверии…
- Это даже не моя оценка. РСПП проводил опрос, по итогам которого подавляющее большинство бизнесменов высказали мнение, что опасаются господдержки, считают ее токсичной, поскольку после ее получения могут возникнуть проблемы. При этом поддержку ФРП они считают самым понятным и заслуживающим доверия инструментом.
- Предприятия каких отраслей активнее всего обращаются за поддержкой? Это обусловлено спецификой региона с ведущей ролью металлургии и машиностроения либо позицией собственника?
- Отраслевой специализации нет. В портфеле проектов есть производство полимерной продукции, запорной арматуры, есть просто механобработка. Металлургии нет: у нас не те суммы, которые востребованы в металлургии…
Безусловно, в первую очередь, это активная позиция собственника, его желание развивать производство. Инвестиционные деньги – очень ответственное решение для любого бизнеса, тем более в наше непростое время.
- Отбор жесткий?
- Из 10 предприятий, подавших заявку, до финансирования по разным причинам доходит одно. Это стандартная картина по России. У банков, думаю, этот показатель еще выше. Но это говорит о том, что предприятия все еще продолжают сомневаться, потому что отсеиваются они по абсолютно разным причинам. У кого-то меняются рыночные условия. Ну кто мог знать, что маски, которые стоили 3 рубля, будут стоить 30-40-50 рублей? Кто-то целенаправленно идет к своей цели - получению займа. У нас был заявитель, который шел за финансированием девять месяцев: мы документы возвращали на доработку, показывали ошибки, он их исправлял и снова подавал. "Фабрика шнуров" – за неделю получили средства.
Был крупный проект с "Челябинским кузнечно-прессовым заводом", который получил заем на 100 млн рублей на производство буксовых подшипников для вагонов нового поколения. Очень подкупил подход генерального директора завода, который вместе со своей командой сработал очень четко и грамотно. Поскольку средства предоставлялись по совместной программе, предприятию необходимо было согласовать документы по займу не только с нами, но с федеральным ФРП. Это несколько утяжеляет процедуру, но мы прошли этот путь от идеи до получения – за три месяца. Это очень быстро.
- А не проще было деньги взять в банке?
- Не проще. В банке в то время давали деньги под 10% годовых, Фонд выдал под 1% годовых. Комплект подготавливаемых документов сопоставим с банковским. У нас нет ничего запредельного. Но у нас бюджетные деньги, есть определенные регламенты, которые мы должны соблюдать, нас контролируют.
- Как вы оцениваете активность ваших потенциальных заемщиков в свете последних событий с COVID-19?
- Конечно, активность снизилась.
- В условиях борьбы с пандемией коронавируса как изменились условия поддержки?
- По итогам недавно прошедшего наблюдательного совета мы снизили ставки для региональных заемщиков почти в два раза. В частности, по региональной программе "проекты развития" ставка по займам снижена до 2% годовых на срок до 5 лет при условии наличия обеспечения - банковской гарантии или поручительства регионального Фонда малого и среднего предпринимательства. Кроме того, изменены условия софинансирования: доля участия средств заявителя в инвестпроекте снижена с 50% до 30%.
- Каковы планы по выдаче займов на текущий год, они изменились из-за ситуации с коронавирусом?
- Сейчас в связи с пандемией мы будем редактировать планы, так как отмечаем рост настороженности предприятий к будущему.
- Как пандемия скорректировала планы предприятий - ваших нынешних и потенциальных заявителей?
- Корректирует. Осознать, что будет дальше, еще только предстоит. Пока нет ясной картины. Сегодня есть настороженность: кто-то приостановил свои инвестпрограммы, кто-то взял паузу, решает, что делать дальше, кто-то, наоборот, считает, что это время развиваться, приложить максимум усилий, чтобы потом быть первым.
- Таких много?
- Мало, но они есть.
- ФРП Челябинской области является администратором нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости". Как этот проект реализуется в регионе, сколько предприятий участвует?
- Начиналось все ровно так же, как с ФРП региона: приходилось убеждать, иногда даже уговаривать руководителей и собственников принять участие. Но сегодня нацпроект успешно реализуется на всех 12 предприятиях, завершивших шестимесячный цикл реализации мероприятий, созданы потоки-образцы. Показатели выработки на человека в потоках-образцах увеличились на 21-89%.
На сегодня участниками регионального проекта являются 37 предприятий Челябинской области.
- Сложно стать участником нацпроекта?
- Оставляется заявка на сайте "Производительность.рф". Если предприятие проходит по установленным параметрам, то специалисты Федерального центра компетенций (ФЦК) выезжают на аудит. По его итогам предлагается три варианта сотрудничества – с ФЦК, региональным центром компетенций на базе нашего ФРП либо самостоятельная реализация проекта, на которую выделяются федеральные деньги. Третий вариант, поясню, предполагает привлечение сторонних специализированных консультантов по внедрению системы бережливого производства за счет бюджетных средств, для самого предприятия это бесплатно.
- В чем суть их работы?
- На предприятии в производственной цепочке выбирается участок, так называемый поток-образец. На этом участке отрабатываются и внедряются совместные с командой предприятия технологии бережливого производства. Параллельно люди учатся - сейчас удаленно. Через полгода у завода есть поток-образец, а также команда специалистов, которая обучена внедрению принципов бережливого производства.
Например, ГК "Приводная техника" на пилотном участке повысили производительность труда на 25%. Сейчас, когда команда ФЦК ушла, команда предприятия сама выбрала следующий участок, где они смогли повысить производительность на 20%. Эта команда масштабирует опыт по всей производственной цепочке. Тем самым запускается процесс внутри предприятия, а не навязывается сверху. Ключевые показатели: 10% - 15% - 30%. Это процент повышения производительности труда накопительным итогом к базовому периоду. В первом полугодии предприятие должно повысить ее на 10%, второй год – 15%, третий год – на 30% к базовому периоду.
Кроме того, предприятию предоставляются налоговые льготы, возможность после прохождения полугодового этапа и подтверждения создания потока-образца подать заявку по программе "повышение производительности труда" на льготный заем. Он выдается на срок до пяти лет под 1% годовых, средства предоставляются на приобретение оборудования.
- Много предприятий обращается за финподдержкой?
- Немного, потому что почти у всех наших предприятий гигантский потенциал по повышению производительности труда без дополнительных инвестиций.
На одном из предприятий после того, как проанализировали хронометраж, выяснилось, что сотрудник за день набегает до 5 километров, потому что детали находятся в разных местах. Сделали комплектовочные многоярусные столы, с их помощью стали комплектовать под заказ рабочее место, и необходимость бегать по 5 км в день отпала. То есть повышение производительности труда - это не потогонная система, а наоборот, улучшение условий и оплаты труда. На многих участках, где повысилась производительность, была повышена зарплата.
- С повышением производительности труда будут высвобождаться люди…
- Это первое, почему была некоторая настороженность к нацпроекту. Но такого не происходит. Если предприятие развивается и растет, то на первом этапе речь не идет об автоматизации производства, наводится порядок на рабочих местах и в головах. Позже с внедрением автоматизации меняются рабочие места на более высокопроизводительные. Но если предприятие прирастает, оно не будет с ценными людьми расставаться. Возможно, какой-то отсев будет, это естественный процесс. Но нет в целях нацпроекта сокращения людей.
Я бывал на многих предприятиях Европы, Японии, Китая, к сожалению, мы проигрываем в человеческом факторе. Нацпроект позволяет изменить эту ситуацию. Я сам это вижу. Когда у 30-летнего мастера горят глаза, он с удовольствием идет на работу и думает, как развить предприятие, это дорогого стоит. И это не купишь за деньги. Создается определенная атмосфера, когда человеку интересно работать.
- Одно время очень много и часто говорили о необходимости кластерного подхода в развитии экономики. Как сегодня живут и развиваются кластеры в Челябинской области? Сколько их, какую господдержку получают, с какими проблемами сталкиваются?
- В регионе семь промышленных кластеров, в которых задействовано 72 промышленных предприятия в десяти разных муниципалитетах. Кластеры живут и развиваются. Четыре из них уже аккредитованы в министерстве промышленности и торговли РФ.
По данным Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и кластеров РФ (ГИСИП), курируемой Минпромторгом РФ, по количеству действующих в регионе кластеров Челябинская область входит в тройку лидеров вместе с Татарстаном и Москвой.
Занять лидирующие позиции нам позволило понимание руководства региона ценности кластеров как инструментов для развития промышленной кооперации среди предприятий региона. С целью стимулирования создания и развития кластеров разработаны и запущены такие меры государственной поддержки, как инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль и льготное заемное финансирование.
В настоящее время Минпромторг РФ обсуждает возможность возобновления 41 постановления о субсидировании кластеров в части совместных внутрикластерных проектов. Мы также планируем запустить областную программу поддержки кластеров через субсидирование. Она находится на согласовании в Минпроме региона, планируем выносить ее на рассмотрение наблюдательного совета Фонда, и до конца лета рассчитываем предложить ее кластерам.
- В чем суть этой программы?
- Часть затрат на покупку оборудования будет компенсироваться - до 60% от стоимости приобретенного оборудования. На программу уже зарезервированы средства облбюджета – порядка 80 млн рублей. Почему государство отказывается от субсидирования и переходит на льготное кредитование? Потому что это дисциплинирует и легко контролируется.