Нижний Новгород. 16 сентября. ИНТЕРФАКС - Фуникулер, воссозданный в Нижегородском кремле на месте действовавшего здесь 100 лет назад элеватора введен в коммерческую эксплуатацию, сообщила пресс-служба правительства Нижегородской области.
Фуникулер будет работать круглогодично, его пропускная способность в одном направлении - 120 человек в час. Вагоны, поднимающие пассажиров по трассе, проходящей под стеной кремля, вмещают до 40 человек. Стоимость билета в одну сторону - 200 рублей. Отмечается, что в будущем "в тарифной сетке возможны изменения".
Фуникулер построен в русле элеватора, действовавшего на этом месте на рубеже 19-20 веков.
Строительство фуникулера продолжалось более трех лет, ориентировочная стоимость проекта - 1,8 млрд рублей.
Фуникулер включает две станции - верхнюю внутри кремля и нижнюю, под стеной кремля. Архитектурный облик нижней станции максимально приближен к виду утраченной исторической постройки на этом месте. Расположение верхней станции во многом определил сохранившийся фундамент водонапорной башни исторического фуникулера, он доступен к осмотру через витражное остекление в плоскости пола первого этажа.
Трасса фуникулера протяженностью более 130 м включает открытую (рамповую) часть и тоннель, расположенный на месте старого тоннеля. Ширина тоннеля фуникулера больше, чем у тоннеля московского метро, глубина заложения лотка закрытой части относительно планировочных отметок земли составляет от 6,1 м и до 13,9 м, открытой части - от 2,8 м до 11,4 м.
Кремлевский элеватор был построен в 1896 году "Финляндской компанией легкого пароходства" к Всероссийской промышленной и художественной выставке. Фуникулер работал за счет силы тяжести: в каждом вагоне были установлены емкости для воды, бак вагона, находящегося на верхней станции, наполняли водой, одновременно опорожняя бак вагона, стоящего на нижней станции. Верхний вагон становился тяжелее и при помощи переброшенного через блоки каната поднимал нижний вагон. Большая часть линии фуникулера была однопутной, но в середине трассы был устроен разъезд для расхождения вагонов. Станции кремлевского элеватора располагались по разные стороны кремлевской стены. При этом фуникулеры были частью городского трамвайного сообщения.
В 1918 году движение кремлевского фуникулера было прекращено и возобновлено лишь в 1923 году, но к 1926 году были проложены трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, необходимость в фуникулере отпала, и он был закрыт. К началу XXI века остались лишь руины стен и частично засыпанный тоннель.