Юг и Северный Кавказ / Точка зрения 15 декабря 2020 г. 18:15 обновлено 15 декабря 2020 г. 18:19

"Россия" подняла градус

Interfax-Russia.ru - Крупнейший в Крыму винзавод "Массандра" был приватизирован и 14 декабря продан компании "Южный проект". Эксперты предположили, какое будущее ждет предприятие и станут ли в "Массандре" выпускать больше сухих вин?

"Россия" подняла градус
© РИА Новости. Владимир Астапкович

"Дочка" акционерного банка "Россия" — компания "Южный проект", — купившая три года назад завод шампанских вин "Новый Свет" в Крыму, в декабре 2020 года приобрела 100% акций "Массандры" — крупнейшего на полуострове производителя десертных крепленых вин. Цена продажи актива — 5,327 млрд рублей, или порядка $70 млн по нынешнему курсу. Будущее энотеки и земли под виноградниками заинтересовало экспертов и пользователей соцсетей.

ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС

Сумма, за которую продали крупнейший винзавод Крыма, озадачила многих экспертов.

"Меньше семидесяти миллионов долларов? Я считаю, что это очень заниженная цена. Столько в Европе стоит средней руки предприятие, которое в десять раз меньше", — комментирует "Интерфаксу" продажу "Массандры" основатель винодельни Uppa Winery Павел Швец.

В свою очередь партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев отметил, что цена, которую заплатили за "Массандру", — "вопрос в каком-то смысле философский".

Он отметил, что приватизация как элемент государственной экономической политики — "это не про то, чтобы больше денег получить от продажи, это — про повышение эффективности предприятия, улучшение его финансовых показателей (рост выручки, чистой прибыли, производства, налогов, занятости — ИФ)".

"Будет ли новый собственник реализовывать те задачи, которые нужны "Массандре" для ее развития? Это вопрос к собственнику. Посмотрим через 3-5-10 лет, что будет с "Массандрой" в частных руках", — сказал Григорьев "Интерфаксу".

По мнению крымского общественника Александра Талипова, цену, за которую можно было продать известный винзавод, сложно посчитать.

"Цена — 5,327 млрд рублей. Это где-то в 90 раз ниже, чем стоимость коллекции вин завода, которая также отошла новому частному собственнику, видимо, как бонус... А теперь прибавьте сюда бренд, известный на весь мир, десятки тысяч гектар земли у моря, тысячи квадратных метров зданий и помещений, большинство из которых памятники истории, — и цену нельзя будет сложить", — написал Талипов на своей странице в фейсбуке.

В свою очередь депутат Госдумы, соавтор вступившего в силу летом текущего года закона о виноградарстве и виноделии Константин Бахарев заявил "Интерфаксу о своей уверенности в "чистоте" сделки.

"Этим (установлением стартовой цены продажи — ИФ) занималось министерство имущественных и земельных отношений республики Крым. Убежден, что, как и с любым другим объектом, были соблюдены требования законодательства. Если что-то нарушено, есть компетентные органы, которые на это отреагируют, но я уверен, что здесь все прозрачно", — пояснил Бахарев.

Он также не видит ничего плохого в том, что "Массандра" лишилась статуса государственного предприятия.

"Государственное виноделие — это пережиток советского периода. Если посмотреть на мировой опыт, нигде нет государственного виноделия, даже в коммунистическом Китае эта отрасль находится в руках частных инвесторов и прекрасно развивается", — заявил Бахарев.

Крымский винодел Валерий Захарьин напомнил, что "Массандра" начиналась как частное предприятие и теперь вернулась к "истокам".

"Массандра" известный для нас завод, но, поверьте мне, Moët&Chandon более узнаваемый в мире бренд, Moët&Chandon — частная компания. Крупнейшие предприятия, известнейшие бренды мира — частные", — подчеркивает он.

В свою очередь президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович отметил, что важнее всего не сама сделка, а будущее "Массандры" с новым собственником.

"Продали и продали, было принято решение о продаже. Посмотрим. Нас же не продажа интересует, а то, что потом продавец будет делать с этим активом", — сказал он "Интерфаксу".

ДОЛГАЯ ИСТОРИЯ

Винзавод заложили в 1894 году в лично выбранном князем Львом Голицыным месте с хорошим микроклиматом — на склоне горы, в местечке под названием Массандра на юге Крыма. Это был первый в Российской империи подземный винный завод тоннельного типа для производства столовых и десертных вин. Стоимость строительства составила 1 млн царских рублей — внушительная по тем временам сумма.

"Массандра" сейчас — головной завод и восемь филиалов, растянувшиеся на 180 км от Фороса до Судака, четыре тысячи гектаров виноградников, семь тысяч гектаров прочих территорий, крупнейшая в мире энотека, а еще — изношенная техника и старая лоза. Кроме того, предприятие находится под санкциями США, Евросоюза и Украины, которые не признают российский статус Крымского полуострова.

После вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году "Массандру" передали управделами президента России, в 2019-м федеральные власти решили вернуть винзавод в собственность республики. Уже тогда инсайдеры говорили, что к заводу присматривается банк "Россия" (основной акционер — Юрий Ковальчук). Структура финучреждения — питерское ООО "Южный проект" — купила за 1,5 млрд рублей на аукционе в декабре 2017 года завод шампанских вин "Новый Свет", основанный Голицыным в Новом Свете на юго-востоке Крыма в 1878-м. Банк не реагировал на слухи. Кредитная организация не ответила и на информационный запрос "Интерфакса" осенью 2020 года, когда "Массандру" решено было приватизировать.

Крымский парламент, абсолютное большинство в котором у депутатов из фракции "Единой России", в октябре текущего года поддержали предложенный главой республики Сергеем Аксеновым проект документа о приватизации "Массандры". В начале ноября завод сменил форму собственности с государственного унитарного предприятия на акционерное общество, и уже через полмесяца Минимущества Крыма выставило 100% акций винзавода на торги.

Стартовая цена лота (3 млрд 575 млн 899 тыс. 662 обыкновенные акции номинальной стоимостью один рубль за бумагу) составляла 5 млрд 300 млн 674 тыс. рублей. "Шаг" аукциона — 26,5 млн рублей. Такой "шаг" и сделала "дочка" "России".

Второй участник торгов — московское ООО "Эстэйт Групп" (по данным системы "СПАРК-Интерфакс", фирма с уставным капиталом 10 тыс. рублей зарегистрирована в октябре 2020-го и принадлежит гендиректору Александру Волошину) — предложил за завод стартовые 5,3 млрд рублей.

КУРС НА ЛЕГКИЕ СУХИЕ

Самый известный винзавод Крыма нуждается в модернизации и изменении маркетингового подхода, в том числе — к линейке выпускаемых вин, говорят эксперты отрасли, опрошенные "Интерфаксом".

"Та продукция, которую производит "Массандра", не отвечает реалиям потребительского спроса. В мире, и в России, в том числе, все меньше пьют десертные крепленые вина, акцент делается на сухие, менее алкогольные. Чтобы перейти на производство таких вин, нужно понять, какие сорта для каких вин будут наиболее интересны на участках "Массандры" на южном берегу Крыма, выбрать эти сорта, подумать о стилистике", — считает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев.

Он отметил, что это долгий процесс, не требующий спешки.

"Это долгосрочная работа, предполагающая какие-то ошибки и требующая серьезного анализа: и агротехнического, и энологического, и маркетингового. Конечно, я не говорю, что нужно все поменять! Какие-то, тем более, знаменитые вина, десертные крепленые, которые делает "Массандра", нужно сохранить, но в более разумных, компактных объемах", — сказал Григорьев.

Как пояснил крымский винодел Валерий Захарьин, в последнее время десертные вина теряют популярность, однако он считает неправильным забывать об опыте "Массандры" в изготовлении именно десертных вин.

"То, что десертные крепленые вина во всем мире, включая Португалию, падают в продаже — это так, но это не говорит о том, что уникальные вина и тот опыт, которые имеет "Массандра" по выпуску крепленых десертных вин, надо забывать, просто нужен внимательный подход", — сказал он "Интерфаксу".

Захарьин также считает, что новому собственнику завода придется изрядно потратиться на обновление виноградников, и на закупку сельхозтехники.

"Реконструкция первички — до 10 млн каждый филиал. Ключевые вложения — обновление виноградников, изменение структуры посадки. Виноградники "Массандры" растут в основном на скалистых грунтах — нужна особая техника. Второе — рабочая сила. Где ее брать? На южном берегу все любят сдавать квартиру в аренду, а попробуйте кого-то заставить прийти в жару на подвязку, на сбор винограда, на какие-то операции с кустом — сложная задача. Добавьте к этому техническое перевооружение: новые трактора, специальная техника очень-очень дорогая. Все это миллиардные вложения", — отметил он.

Основатель винодельни Uppa Winery Павел Швец отмечает, что виноградники "Массандры" были посажены очень давно и "почти все требуют раскорчевки" и закладки новых.

"Наверное, они (новые владельцы — ИФ) уже подумают и о том, какие сорта винограда и как сажать, и какого типа вина они хотят получить", — сказал эксперт.

ЮГ БУДОРАЖИТ БОГАЧЕЙ

Земля на южном берегу Крыма и коллекция вин в подвалах "Массандры" — два вопроса, волнующие пользователей крымского сегмента интернета.

"В контексте приватизации "Массандры" чаще всего звучат опасения в отношении земель, которые переданы заводу, и прославленной винодельческой коллекции. Принятый Государственной думой закон о виноградарстве и виноделии, в том числе, дает ответы и на эти вопросы", — считает депутат Бахарев.

Он напомнил, что по закону на винопригодных землях можно заниматься только производством винодельческой продукции.

"Мы впервые установили в федеральном законодательстве определение виноградопригодных земель, к которым относятся и земли "Массандры". В соответствии с нашим законом, эти земли могут использоваться только в соответствии с целевым назначением. Там не могут завтра появиться коттеджные поселки или другие объекты, не связанные с производством винодельческой продукции. Там могут быть только виноградники и ничего другого! У этих земель, повторюсь, есть целевое назначение. Реестр таких земель формируется сейчас министерством сельского хозяйства Российской Федерации, земли "Массандры" попадут туда и не могут быть использованы по другому назначению", — подчеркивает депутат.

Заместитель министра сельского хозяйства Крыма Сергей Петелин в эфире местного государственного телевидения также напоминал, что большая часть земли находится у "Массандры" в аренде. Эту землю можно использовать только для ведения сельскохозяйственной деятельности, застройка исключена.

Впрочем, как отметил винодел Захарьин, форма собственности предприятия — государственная или частная — не защищает от "передела" земли, вся "соль" — в порядочности или непорядочности менеджмента компании.

"Можно иметь государственное предприятие и отказаться от земли — никто и знать не будет! Если непорядочный подход, это — государственная предприятие или частное — вообще ничего не защищает. Ялтинцы же видят, что кое-где, где были виноградники, 15-20 лет назад появились красные крыши красивых вилл", — сказал он.

В то же время, убежден Захарьин,"массандровская" земля останется в собственности Крыма, а с новым владельцем завода власти, скорее всего, заключат договор аренды сроком на 49 лет.

Основатель винодельни Uppa Winery Павел Швец, в свою очередь, напоминает, что будущее земли компании зависит от решения ее владельца.

"Любой инвестор, который вложил деньги, захочет их отбить, для этого придется заниматься модернизацией предприятия. Если это будет происходить, то прекрасно, но есть и другой путь — возможно, они захотят все самые лучшие, самые интересные земли, которые находятся на южном берегу Крыма, превратить в земли рекреации, — хозяин-барин", — пояснил Швец.

Кстати, руководивший "Массандрой" почти 30 лет (с 1987 по 2015 года) Николай Бойко, который сейчас живет в Одессе, признался украинским журналистам нынешним летом, что земля винзавода на юге Крыма была "раздражающим фактором" для богатых людей и во времена президентства Леонида Кучмы, и при Викторе Ющенко, но атаки на участки удавалось отбивать.

УГРОЗЫ ДЛЯ ХЕРЕСА XVIII ВЕКА И ВИН ПОМОЛОЖЕ

Энотеку "Массандры" в конце 80-х прошлого века занесли в Книгу рекордов Гиннеса — в ней было более 1 млн бутылок. По оценке партнера агентства винного консалтинга Double Magnum Андрея Григорьева, сейчас она сократилась до 400 тыс. бутылок.

"Коллекция — это красная тряпка. Это такая культурная ценность. Мы же не можем сказать, сколько точно стоит Джоконда — ну, нисколько она не стоит, потому что она уникальна, так же и коллекция: ее бессмысленно оценивать как коллекцию, это все-таки уникальный артефакт — музейный, исторический", — говорит эксперт.

Уже бывший гендиректор "Массандры" Янина Павленко (возглавляла завод почти шесть лет, в конце ноября стала временно исполняющим полномочия главы администрации Ялты) утверждала после акционирования завода, что "эталонные вина" из коллекции "Массандры" останутся навсегда "достоянием Российского государства и российского общества", независимо от того, "как будет меняться форма собственности предприятия".

"Любой собственник любой коллекции обязан разработать положения, к которым предъявляются особые требования — "Положение о коллекции". Такое положение любой владелец и собственник коллекции обязан утвердить решением саморегулируемой организации. Такое положение массандровской коллекции было утверждено (осенью 2020 года — ИФ). И это положение защищает сегодня основу массандровской коллекции. В нем четко прописано, что эталонные образцы винодельческой продукции — лучшие вина, включая "Херес-де-ла-Фронтера" 1775 года, — неделимое и не подлежащее отчуждению имущество. Ни сегодня, никогда в принципе", — говорила Павленко на телеканале "Крым 24".

Бутылок такого хереса в "Массандре" осталось три. Изначально было пять: одну продали на аукционе при президенте Украины Кучме, вином из еще одной бутылки в 2015-м году угощали президента России Владимира Путина и бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони.

"Россия" подняла градус
Фото АО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-АГРАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАССАНДРА"

Депутат Константин Бахарев подтверждает слова Янины Павленко.

"В нашем законе (о виноградарстве и виноделии — ИФ) впервые появляется сам термин винодельческой коллекции и говорится, что каждое винодельческое предприятие обязано зарегистрировать положение — нормативно-правовой документ — о винодельческой коллекции в соответствующей саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. В случае с "Массандрой" это было сделано, такое положение зарегистрировано в саморегулируемой организации виноградарей и вноделов Крыма, и, в соответствии с этим документом, коллекция является неотчуждаемым имуществом. Это ключевой момент — никакой инвестор, никакой собственник: ни настоящий, ни будущий, — не сможет распорядиться коллекцией по своему усмотрению, потому что он понимает, эта коллекция — достояние не только "Массандры", но и всего Крыма, всей России", — сказал соавтор проекта закона "Интерфаксу".

Винодел Валерий Захарьин не исключает, что вина "Массандры", не попавшие в список эталонной продукции, вероятнее всего, будут продавать.

"Самое старое вино в коллекции "Массандры" — "Херес-де-ла-Фронтера" 1775 года, в Испании есть и постарше — XV века. Это понятно. Остальная коллекция? Все виноделы знают, что вино рождается и умирает. Какие-то вина, которые выходят на пик своего качества, нужно продавать, а не ждать... Что сделают с коллекцией? Будут продавать. Ну, правильно. А что нужно с ней делать? Насколько я знаю, есть положение о коллекции "Массандры", есть какой-то фонд, который остается в руках государства, а остальное - лучшие образцы, которые закладываются в коллекцию ежегодно, - продают потихонечку. Это движимый процесс", — отмечает он.

В свою очередь Андрей Григорьев назвал вина из энотеки "Массандры" — малоликвидным товаром.

"Ее сразу всю не продашь... Можно по сто бутылок продавать на аукционах. В коллекции есть и раритеты, но есть — думаю, довольно много — и нормальные, просто ординарные бутылки, которые закладывались в последние 10-20 лет", — говорит эксперт.

УКРАИНА ОБЕЩАЕТ ПРОБЛЕМЫ

На Украине считает, что в России должны ответить за продажу "Массандру" частной компании.

"В условиях санкционной изоляции Кремль за копейки пустил с молотка дочерней компании банка "Россия" активы незаконно экспроприированного украинского концерна "Массандра". Это решение юридически ничтожно. Россия должна нести за него ответственность", — написала первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова в твиттере.

Российские дипломаты и новый собственник винзавода пока не отреагировали на эти угрозы. Вероятно, Украина пожалуется на ситуацию вокруг винзавода своим западным партнерам. Впрочем, и банк "Россия", и его "дочка" "Южный проект", и новый актив кредитной организации — завод "Массандра" — не первый год живут под санкциями Запада.

Обозреватель Людмила Скипина