Interfax-Russia.ru — В горах Адыгеи на Даховской поляне прошел 13 Фестиваль адыгейского сыра. Этот двухдневный праздник стал брендовым для региона, сообщил корреспондент "Интерфакса", присутствовавший на мероприятии.
Рекордное число гостей
В этом году, чтобы на праздник смогли попасть все желающие, власти организовали бесплатный трансфер из Майкопа на фестивальную поляну. В субботу пять, а в воскресенье шесть автобусов отвозили гостей сначала туда, а затем обратно. По информации МВД региона, в эти дни в районе фестиваля работали более 20 нарядов ДПС Госавтоинспекции Адыгеи. Были выделены дополнительные площадки для парковок.
Глава Адыгеи Мурат Кумпилов, приветствуя всех участников, подчеркнул его растущую популярность.
"Рады видеть здесь столько гостей! Это значит, что наш фестиваль ждут, что адыгейский сыр любят и ценят не только в Адыгее. А еще – благодаря фестивалю наша республика становится одним из популярных направлений для гастрономического туризма в стране. Значит, нас будут больше узнавать, и туризм в регионе, как и экономика в целом, продолжат стабильно развиваться", – подчеркнул Кумпилов.
И это продемонстрировали итоговые цифры. Так, вначале он проводился в Майкопе, и собирал всего несколько тысяч человек. Уже в восьмом фестивале участвовало 10 тыс., в прошлом году в горах Адыгеи участвовало 36 тыс. человек, а в этом уже 50 тысяч.
Фестиваль стал главным гастрономическим мероприятием республики. Более того, праздник получил статус "Национальное событие года" и был включен в Национальный календарь лучших событийных проектов России для туристов, а
Адыгейский сыр вошел в топ-100 туристских брендов страны.
Музыка, танцы, дегустации
В фестивале традиционно принимают участие республиканские производители адыгейского сыра, представители всех муниципальных образований, мастера народных промыслов и артисты не только Адыгеи, но и Юга России. Среди них и прославленные, академические коллективы — государственные ансамбли "Нальмэс" и "Исламей", и популярные исполнители эстрады Кавказа — Магомед Дзыбов, Айдамир Эльдаров и Альберт Тлячев.
На поляне работали игровые и спортивные площадки, фотозоны, арт-объекты со всем, что касается молока и сыра. Старались показать и этнические элементы культуры. В подворьях устраивали целые экспозиции народных промыслов и исторических деталей. Здесь можно было научиться плести золотую тесьму, вырезать из дерева адыгские орнаменты, плести кольчугу, оберегающую черкеса в военных делах. Можно было поиграть с цветом, раскрасив картинку с костюмами адыгов.
Но главное — это все, что связано с адыгейским сыром. А фестивале были представлены головки сыра в виде солнца, кос, пирогов, цветов и даже гербов населенных пунктов Адыгеи. Гости смогли увидеть процесс его приготовления по древним традициям и отведать вкус настоящего адыгейского сыра, блюд с его использованием. Дегустации проводили в каждом подворье.
Готовили на конкурс и просто в качестве угощений гостям блюда с использованием адыгейского сыра. Самым популярным остается халюж — жаренный в масле адыгский "пирожок" с сыром. Их готовили на глазах туристов на поляне в больших количествах. Здесь же можно было купить сыры лучших производителей Адыгеи, сувениры ручной работы мастеров народных промыслов, попробовать силы на скалодроме и пообщаться с животными в контактном зооуголоке. Большой интерес вызвали мастер-классы от общества всадников Адыгеи "Шыу Хасэ", было много желающих забраться по тросу до размещенной на высоте головке адыгейского сыра и получить приз.
Особо зрелищным получился вечер первого дня, когда над фестивальной поляной развернули лазерное шоу, рассказывающее легенду о происхождении адыгейского сыра.
Рост производства
Подворья по традиции посетил глава Адыгеи. В ходе бесед он поблагодарил тружеников за их вклад в развитие агропромышленного комплекса региона и рассказал о перспективах развития.
По его словам, за 5 лет объем производства сыров и сырных продуктов в республике вырос на 11 тыс. тонн (с 17,1 тыс. тонн до 28,1 тыс. тонн). Предприятиями молочной отрасли Адыгеи за 7 месяцев 2024 года произведено 18,6 тыс. тонн сыров и сырных продуктов, что составляет 115,8% от объемов производства аналогичного периода 2023 года. Этому способствует господдержка молокоперерабатывающих предприятий. В прошлом году предприятия отрасли получили субсидии почти на 96 млн рублей и около 1,3 млрд рублей льготных кредитов.
"Будем и дальше помогать предприятиям молочной отрасли, предлагать им эффективные меры поддержки. Этот фестиваль – одна из таких мер: люди приезжают попробовать блюда местной кухни, а заодно налаживают деловые связи", – отметил Мурат Кумпилов.
В общении с журналистами, глава Адыгеи рассказал, что перспективы развития есть не только в экспорте, но и на внутреннем рынке страны.
"Потребление адыгейского сыра в целом растет с каждым годом, но мы еще не достигли пика с тех пор, как защитили региональный бренд. Так что у нас есть резерв для заполнения Российского рынка", - сказал он.
Сырный рекорд
Не обошлось в этом году и без "сырного" рекорда. В этот раз зафиксировали самый длинный в России копченый сыр "Косичка".
Под наблюдением официального представителя Книги рекордов России, "Косичку" разворачивали и замеряли прямо перед сценой фестиваля под прицелом телеоператоров, фотоаппаратов и сотен камер телефонов. Для этого были сооружения специальные бобины, установленные на весах. Процесс измерения занял около получаса.
"Рекорд с формулировкой Самый длинный плетеный копченый сыр "Косичка" в России с результатом 189 метров зафиксирован Книгу и будет внесен в Книгу рекордов России", - объявил, вручая сертификат, представитель книги.
Косичку изготовили на Гиагинском молзаводе. На нее ушло 2,5 тонны молока. Вес – 195,8 кг. Сыр в течение суток готовили, плели и коптили 12 человек.
"Каждый год мы хотим делать мероприятия немного интереснее. Мы, когда придумали данный рекорд, у нас задача была чуть больше 100 метров сделать. Но девочки так увлеклись, что сделали случайно почти 190 метров", - пошутил директор завода Шамиль Гусейнов.
После фиксации рекорда сыром угостили зрителей фестиваля.
Продолжение фестиваля
Фестиваль пройдет и в следующем году. Проект, который начался в 2010 году, не прерывался даже в годы пандемии. Тогда его проводили в онлайн режиме и разбивали на небольшие площадки для соблюдения требований социальной дистанции. Сейчас праздник республиканского бренда, как сам продукт, завоевывает все больше поклонников. И приносит пользу региону.
"Сегодня мы видим — все гостиницы заполнены, номеров свободных нет. Бизнес работает. У людей праздничное настроение. Тут представлены все производители, приезжают их партнеры, оптовики. Работает торговля. Мы не просто тратим деньги, чтобы развлечь гостей. Важно, что фестиваль дает мультипликативный эффект для развития экономики региона", - сказал журналистам Мурат Кумпилов.