Ростов-на-Дону. 23 июня. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Экспорт промышленных предприятий Ростовской области в январе-апреле 2022 года увеличился на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $1,2 млрд, сообщил министр промышленности и энергетики области Андрей Савельев на заседании экспортного совета при губернаторе региона.
"По итогам января-апреля 2022 года промышленными предприятиями Ростовской области направлено на экспорт продукции на сумму $1,2 млрд, что на 8% превысило аналогичный период прошлого года, причем эта сумма достаточно равномерно распределена среди 4 месяцев внутри периода", - сказал Савельев.
В частности, с начала 2022 года промышленный экспорт увеличили "Ростсельмаш" (на 27%), Новороссийский прокатный завод (в 2,4 раза), "Тагмет" (на 24%), "Красный котельщик" (более чем в 3,5 раза).
Кроме того, в производстве "Атоммаша" сегодня находится 8 реакторных установок и 28 парогенераторов, из которых в 2022 году планируется изготовить два корпуса реактора и два комплекта восьми парогенераторов для атомных станций Индии и Китая. Другие предприятия кластера атомного машиностроения также производят и поставляют продукцию для зарубежных атомных станций.
"Новошахтинский завод нефтепродуктов" с начала года поставил более 1 млн тонн на экспорт, доля экспорта доведена до 93%. Знаковые для завода контрагенты сохранены: прежде всего продукция направляется в ОАЭ, Сенегал, Румынию, доля Китая и Индии в последние месяцы увеличена в разы. Компания Empils Zink увеличила на 44% экспорт цинковых белил.
Помимо этого, есть позиции, по которым отмечается снижение экспорта. В частности, "Новочеркасский электродный завод" снизил экспорт на 20%, так как в приоритете он обеспечивает потребности отечественных металлургов.
В сложившейся ситуации обеспечению развития экспортного потенциал способствует применение механизмов господдержки на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, экспортеры сталкиваются со сложностями: это и высокие цены на ряд сырьевых позиций и на кредитные ставки, и нестабильность валютного курса.
"Если в прошлом году одними из важнейших задач для развития экспорта был поиск платежеспособных покупателей и продвижение донской продукции на зарубежных рынках, то сейчас это переориентация на новые рынки и осуществление логистических операций", - сообщил на заседании директор автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Ростовской области" Аркадий Мурзаев.
Он добавил, что в нынешний период наиболее затруднена логистика в первую очередь в страны дальнего зарубежья, которая раньше осуществлялась с помощью морских контейнерных перевозок через порт в Новороссийске. Из-за введенных санкций это направление работает крайне ограниченно, сейчас повышенную актуальность получили маршруты транспортировки контейнеров через Иран в район Персидского залива и через Дальний Восток в Китай и страны юго-восточной Азии. Через Новороссийск грузы в основном доставляются в Турцию и отдельные страны Средиземноморского бассейна, что опять же ограничивает возможности экспортеров.
Мурзаев отметил, что развитие новых маршрутов значительно увеличивает транспортные расходы, которые включаются в конечную стоимость донских товаров, делая их менее конкурентоспособными на рынках Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
По его словам, сегодня для того чтобы не только поддерживать, но и развивать экспорт малых и средних предприятий Ростовской области, необходимо оказывать содействие в решении логистических проблем, которые складываются из двух составляющих: замена традиционных транспортных маршрутов и компенсация возможных затрат.
Как сообщает пресс-служба губернатора региона, внешнеторговый оборот области в 2021 году вырос на 28,9% и составил $14,6 млрд. Экспорт товаров вырос на 32% - до $11,6 млрд, импорт - на 18,3%, до $3 млрд.
Как сообщил министр сельского хозяйства региона Константин Рачаловский, слова которого приводятся в сообщении, экспортеры продукции зерна и подсолнечника сталкиваются с рядом сложностей.
Кроме того, существенный объем экспорта переработки зерновых приходился на Украину. Продукция донских аграриев по-прежнему направляется в ДНР и ЛНР. Рост экспорта продукции донской переработки прогнозируется в среднесрочной перспективе. На федеральном уровне ведется работа по изменению структуры и объемов экспортных потоков.
Особое значение придается развитию транспортно-логистических коридоров Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Они должны стать важнейшим участком коридора "север - юг", который обеспечит устойчивые каналы коммуникаций со странами Ближнего Востока и Южной Азии. Планируется уже в скором времени создать условия для роста грузопотока по этому маршруту.