Краснодар. 16 августа. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Пятно от утечки нефтепродуктов в районе Новороссийска больше не наблюдается на поверхности моря, сообщил в понедельник Институт космических исследований РАН.
"На 6:41 мск 12 августа следов пятна не обнаружено", - говорится в публикуемых научным институтом материалах.
При этом отмечается, что первоначально на 18:27 мск 7 августа площадь пятна составляла 0,26 кв. км. Длина 1,2 км, а максимальная ширина 300 метров.
Далее на 18:20 мск 8 августа площадь пятна уже превысила 85 кв. км. Точка максимального распространения от берега 19,5 км, длина линии соприкосновения с берегом не менее 5 км.
"То, что на изображении от 12 августа следов пятна на поверхности не наблюдается, можно объяснить естественными процессами: тяжелые фракции нефти опускаются под поверхность воды, а легкие испаряются", - делают выводы авторы публикации.
Сотрудники Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) и Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН (ИО РАН) продолжают работать с данными спутникового мониторинга для прояснения ситуации, в том числе для объяснения очень быстрого распространения пятна 7-8 августа.
"В настоящее время ИКИ РАН и ИО РАН оказывают содействие государственным службам, анализирующим причины произошедшего разлива и оценку его последствий", - отмечается в сообщении.
Как сообщалось, вечером 7 августа во время закачки нефти на греческий нефтяной танкер Minerva Symphony (греческий флаг, порт приписки Пирей) с выносного погрузочного устройства ВПУ-1, расположенного в шести километрах от берега, в районе Южная Озереевка вблизи Новороссийска произошел залповый выброс нефти.
КТК, эксплуатирующий ВПУ, сообщал, что разлив был локализован 7 августа к 22:42 мск, ликвидация разлива завершена, ведется работа по мониторингу акватории Черного моря. По данным консорциума, площадь разлива составила около 200 кв. метров, объем - порядка 12 куб. м. Позднее Институт космических исследований РАН сообщил, что площадь разлива нефтепродуктов в Черном море в районе Новороссийска оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявлял КТК.
Основная версия причины аварии - скрытый заводской брак, гидрокомпенсаторы ремонту не подлежат, заявил журналистам глава КТК Николай Горбань.
"Безусловно, мы будем проводить проверку. Происходит внештатная ситуация, принимаются комплексные меры, которые включают в первую очередь проверку всего оборудования. Проверка оборудования уже проведена. Все гидрокомпенсаторы визуально проверены, как и положено, дефектов не выявлено. Работаем с поставщиком по поставке новых гидрокомпенсаторов на 1 и 2 ВПУ. Поэтому по поступлению новой партии мы будем принимать решение о полной замене гидрокомпенсаторов либо частичной", - сказал он.
По его словам, замена оборудования планируется в 2022 году, процесс установки будет технически сложный.