Ростов-на-Дону. 24 апреля. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Распространение COVID-19 наносит вред не только здоровью. Об экономических последствиях говорят многие эксперты, аналитики и сами представители бизнеса. Остро ощущают негативное влияние самозанятые и фрилансеры. В беседах с "Интерфаксом" они описали свои ситуации и выразили надежду на господдержку.
САМОИЗОЛИРУЮТСЯ ВСЕ
Как сообщил "Интерфаксу" видеограф и режиссер-документалист Георгий Стариков, основная проблема в настоящее время - отсутствие пропуска для передвижения по городу и снижение доходов у потенциальных клиентов.
"Я занимаюсь видеодокументалистикой и созданием видеорекламы. В условиях самоизоляции я не могу осуществлять свою деятельность. Каждый выход на улицу дальше магазина может грозить штрафом. Кроме того, подавляющая часть всего малого и среднего бизнеса - сегмента, с которым я работаю - уже встала на грань выживания и не закладывает в свои бюджеты имиджевые и рекламные расходы", - сказал он.
Самозанятая Оксана Лебедева получает основной доход от рекламы, маркетинга и копирайтинга. Она также отмечает снижение расходов на эти сферы со стороны бизнеса.
"Я работаю в команде проекта, это онлайн-курс по маркетингу, по настройке автоворонок. Основная проблема - непредсказуемость: курс рассчитан на бизнес, а бизнес сокращает расходы, в некоторых сегментах совсем спад или закрываются. Отмечу, что при снижении спроса стоимость привлечения клиентов, удержания их внимания требует больше работы, времени и денег. Но с другой стороны, многие нацелены переходить в онлайн. Так что есть шансы, что спрос на обучение будет", - отметила она.
Копирайтер из Карачаево-Черкесии Ирина Сомова сообщила "Интерфаксу", что распространение коронавирусной инфекции изменило структуру рынка в данной сфере.
"По моим наблюдениям, достаточно много людей, находящихся на самоизоляции, решили не простаивать и подзаработать. Это спровоцировало приток на рынок малопрофессиональных людей, которые за более низкую оплату готовы выполнить работу. Однако в большинстве случаев результат их работы не удовлетворяет клиентов", - добавила Сомова.
По словам программиста-фрилансера Андрея Полякова (Краснодар), количество заказов резко сократилось еще в марте, а в апреле свелось практически к нулю.
"Моими клиентами являются в основном компании малого и среднего бизнеса. Но проблема в том, что малый бизнес на Кубани сейчас не работает, а крупные компании имеют свой штат программистов. Количество частных заказов также резко снизилось. Все стараются экономить на всем, и это логично при нашей неопределенности", - сказал он.
Поляков также отметил усилившуюся конкуренцию во всех отраслях на рынке фриланса.
"Люди стараются выжить. Причем конкуренция не только внутри края, но и с фрилансерами из других регионов. Ведь нашу работу можно выполнит, сидя, например, в Казани и Челябинске. Сейчас хорошо только штатным сотрудникам, у них есть "подушка", - добавил Поляков.
Интернет-маркетолог из Крыма Ольга Мельникова сообщила "Интерфаксу", что многие ее заказчики с началом самоизоляции приостановили свою работу. В результате, количество клиентов у нее сократилось с десяти до двух.
"В то же время, я бы не стала судить общую картину по себе. Это у меня так. У многих SMM-щиков, наоборот, работы прибавилось: многие компании начали переходить в онлайн, и, соответственно, потребность и спрос на услуги интернет-маркетинга вырос в разы. Менять профиль не планирую. Работа в интернете - это подарок судьбы в данное время", - отметила она.
По ее словам, самоизоляция негативно отражается и на качестве контента.
"Если раньше я раз в неделю приходила к своим клиентам, чтобы снять видео, фото, то сейчас уже доходит до использования старых архивных фото и, что еще хуже, фото из интернета. Потому что большинство - закрыты и не имеют возможности провести фотосессию", - добавила Мельникова.
Осталась без клиентов и самозанятая из Волгограда Ольга Кириллова, которая занималась уборкой квартир.
"В неделю я успевала убирать 5-6 квартир. Все дни были расписаны. Люди отказываются от уборки не только из-за того, что боятся от меня заразиться. Многим просто нечем платить, они, так же как и я, лишились заработка, и приходится урезать растраты", - сказала она.
Художник Сергей Пронин самоизолировался в Пушкинской галерее Железноводска (Ставропольский край), чтобы присмотреть за визитной карточкой курорта. Он сообщил "Интерфаксу", что раньше у него были заказчики из разных городов. Просьбы написать картины он получал обычно после персональных и городских выставок.
"Сейчас сложнее стало, в условиях самоизоляции у меня нет всех необходимых инструментов. Все закрыто, невозможно приобрести багеты, рамы, а большинство заказчиков просят уже оформленные полностью картины", - сказал Пронин.
Говоря о поддержке творческих людей, он отметил, что художники всегда мечтают о своем пространстве, мастерской, а сейчас в сложившихся условиях им не хватает даже красок.
"Но большинство не унывает и начинает придумывать свою технику смешения красок", - добавил художник.
ВЫХОД ЕСТЬ
В Сочи из-за отмены всех мероприятий без работы остались фотографы-фрилансеры. Однако известный сочинский фотограф Михаил Мордасов начал делать портреты онлайн по телефону.
"Из-за карантина отменили все запланированные мероприятия, где я должен был работать. Почти все на самоизоляции. Некоторые соглашаются только на портреты, которые я начал делать в онлайн-режиме", - сказал Мордасов.
В свою очередь, мать-одиночка в декретном отпуске Нурайна Ескалиева накануне распространения COVID-19 открыла кабинет раннего развития детей. Как и многие, сейчас она не может временно осуществлять свою деятельность. Но Ескалиева нашла новые способы заработать.
"Поддержки у меня нет. Получаю 40% от зарплаты основного места работы, а это меньше МРОТа. Чтобы как-то выжить, сейчас начала делать развивающие пособия для детей. Это цветные картинки зверушек на липучках, где снимаются части тела и лица. Кроме того, разработала конструкцию детской мебели, которая разбирается и собирается. Все это развивает мелкую моторику ребенка", - сказала она.
РУКА ПОМОЩИ
Все опрошенные "Интерфаксом" самозанятые и фрилансеры, не получают господдержку, только мечтают о ней.
Так, по словам видеографа Георгия Старикова, в первую очередь, необходимо отменить коммунальные платежи на период ограничений. Во-вторых, предоставить беспроцентную отсрочку платежей по кредитам.
"Необходима хотя бы минимальная финансовая поддержка, причем без принятой у нас бумажной волокиты. И здесь хорошо было бы ориентироваться на пример европейских стран и США, где действует простой и понятный механизм финпомощи. Насколько мне известно, во множестве стран просто кладут деньги на банковскую карту после онлайн-заявки. И это очень нужная и действенная мера поддержки", - сказал он.
Копирайтер Оксана Лебедева сообщила "Интерфаксу", что значительным подспорьем стало бы снижение налога на профессиональный доход.
"Самозанятые ежемесячно платят 6%, если работают с юрлицами, и 4%, если работают с физлицами. ИП на региональном уровне понизили ставку. Правда, касается это только пострадавших отраслей, которые внесены в список. Но есть же сферы, которые пострадали или еще пострадают, но в перечне они не обозначены. И в этих сферах самозанятые тоже есть", -сказала она.
Лебедева также отметила, что за поддержкой обращалась с Минэконоразвития Ростовской области.
"Пришел ответ, что готовятся поправки в закон на федеральном уровне. И потом "для плательщиков налога на профессиональный доход станут доступны все меры государственной поддержки, в том числе кредитно-гарантийная, имущественная, образовательная, консультационная". Честно говоря, не знаю, кто из копирайтеров, дизайнеров или репетиторов (то есть тех, кто может быть самозанятым), захочет взять кредит или имущество. (. . .) Что касается образовательных, консультационных мер, тоже большой вопрос - что могут предложить?"- добавила она.
Краснодарский программист-фрилансер Андрей Поляков в ближайшее время планирует встать на учет в центр занятости.
"Я, конечно, надеюсь на скорейшее улучшение ситуации, но думаю, что этот год будет тяжелым. Мне хотелось бы, чтобы нас приравнивали в правах к предпринимателям, например, к микроорганизациям, которые в такой сложной ситуации как сейчас, могут рассчитывать на помощь от государства, а также ряд послаблений, и готов за это платить налоги", - сказал он.
Ольга Кириллова тоже собирается обратиться в центр занятости.
"Думаю над получением статуса безработной. Но я никогда не работала официально, и у меня нет никаких записей в трудовой книжке. Поэтому я смогу рассчитывать только на минимальный размер пособия в 1,5 тыс. рублей", - говорит она.
Вместе с тем, по данным комитета экономической политики и развития Волгоградской области, с 1 января 2020 года в регионе начал действовать особый налоговый режим для тех, кто самостоятельно производит товары и услуги. За это время порядка 4 тыс. жителей области успели зарегистрироваться в качестве самозанятых и воспользоваться преференциями. Среди них - переводчики, специалисты сферы образования и воспитания, художники и фотографы, кондитеры, специалисты по уборке, мебельщики и выгульщики собак.