Научные проекты аспирантов ЮФУ до конца 2021 года получат гранты на 74 млн рублей

Ростов-на-Дону. 14 августа. ИНТЕРФАКС-ЮГ - В 2020 году проекты 44 аспирантов Южного федерального университета (ЮФУ) победили на конкурсе Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), сообщает центр общественных коммуникаций вуза.

"Научные проекты аспирантов получат гранты фонда на 74 млн рублей до конца 2021 года", - говорится в сообщении.

В нынешнем году молодыми учеными ЮФУ на конкурс РФФИ было подано 54 заявки, большая часть которых была одобрена. Всего в России в конкурсе приняло участие порядка 1,5 тыс. проектов.

"Сегодня побеждают те проекты, которые выходят за рамки одной из областей фундаментальных наук и открывают новые возможности дальнейшего развития научного знания и технологий. Конкурс РФФИ "Аспиранты" дает прекрасную возможность поддержать талантливых молодых ученых, обеспечить мобильность, конкурентоспособность, а также их трудоустройство в российских научных организациях", - приводятся в пресс-релизе слова доцента кафедры нанотехнологии физического факультета ЮФУ Анной Разумной, руководителя проекта-победителя "Фазовые переходы в квантовых сегнето- и параэлектриках".

Она пояснила, что проект посвящен изучению квантовых эффектов в сегнетоэлектрических материалах. Его выполнение позволит пополнить количество передовых квантовых материалов, использование которых сейчас как никогда актуально в связи с развитием новых принципов хранения информации и компьютерных вычислений.

Однако для реализации проекта требуется уникальное оборудование, работающее при сверхнизких температурах, где, собственно, и проявляются квантовые эффекты. Поэтому в основе проекта лежит научное сотрудничество с международными исследовательскими лабораториями Франции и Голландии.

Кроме того, проекты фонда позволяют повысить эффективность аспирантуры. Сейчас на промежуточной аттестации наблюдается рост качества выполнения индивидуального плана аспиранта.

"Если в прошлом году эффективность поданных на конкурс заявок составила 46%, то в этом году она значительно выросла до 85%. Несомненно, это будет способствовать увеличению количества написания и защиты диссертационных работ, так как данная позиция прописана в условиях реализации грантов. Важно, чтобы первая победа аспиранта в конкурсе, не стала для него последней, а его исследовательская деятельность продолжилась, не обязательно в стенах ЮФУ, но и в других научных центрах страны. Мы готовим научные кадры федерального уровня", - сказал проректор по научной и исследовательской деятельности вуза Анатолий Метелица.

Он отметил, что традиционно гранты в РФФИ получают проекты в области естественных наук, в этом году поддержку получили также проекты гуманитарного направления: историки, филологи, педагоги. Гуманитарные проекты составили 20% от общего числа поддержанных грантов ЮФУ.

Есть среди победителей и проекты в направлении педагогики и иностранных языков. "Методика построения дифференцированного обучения учащихся старших классов" - проект, который лежит в русле личностно-деятельностной парадигмы образования, разработан аспиранткой ЮФУ Еленой Славгородской.

"Обратить внимание на особенности каждого ребенка, использовать внутренние резервы личности в целях повышения эффективности обучения, создать условия для формирования и развития личности и сделать это все на современной научной основе - это задачи, которые ставят перед собой участники проекта", - пояснила руководитель проекта, заведующая кафедрой иностранных языков Института управления в экономических, экологических и социальных системах ИТА ЮФУ Галина Краснощекова.

Она добавила, что научные и практические результаты проекта будут использованы в организации учебного процесса по иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях, в подготовке научных кадров, в системе повышения квалификации педагогов.

Второй проект в области педагогики и иностранных языков "Критическое мышление будущих учителей иностранного языка как фактор успешности в условиях информационного общества" ориентирован на научное обоснование самых последних трансформаций, которые наблюдаются в общем образовании. Цифровизация, информатизация, технологизация, глобализация - все это явления, которые уже являются частью нашей жизни. В таких условиях образовательным учреждениям необходимо чутко реагировать на новые запросы общества, отмечается в сообщении.

По словам автора проекта, аспиранта ИТА ЮФУ Александра Шепелева, главную роль в этом процессе играют педагоги, от их работы зависит эффективность образовательной среды. В последнее время одним из наиболее перспективных направлений в методике обучения является STREAM-подход. Он основан на усилении роли естественнонаучных дисциплин, технологий, инженерии, математики, с использованием Arts (искусства) и Reading/ wRiting - навыков мышления, воплощенных в чтении и письме.