Москва. 9 декабря. ИНТЕРФАКС - Производство электромобилей может быть создано на базе автомобильного завода "Ставрополь Авто", который в 2017-2018 годах выпускал автомобили китайского концерна Great Wall под брендом DW Hover, сообщил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров журналистам в четверг в Москве.
"У нас есть, по сути, простаивающий завод "Ставрополь Авто". Сейчас переговоры проводим на всех направлениях, начиная от ЦБ и заканчивая инвесторами, о выпуске на территории автозавода электромобилей", - сказал Владимиров.
"Предварительные договоренности есть, инвесторы готовы выкупить его. Этот проблемный актив на сегодняшний день находится у Московского индустриального банка (МИнБ - ИФ)", - добавил он.
В октябре 2019 года Арбитражный суд Ставропольского края по заявлению МИнБа ввел процедуру наблюдения в отношении ООО "Автомобильная компания (АК) "Ставрополь Авто". Основанием для обращения банка в суд стала задолженность завода в размере 6,9 млрд рублей, которая образовалась в результате неисполнения обязательств по кредитным договорам.
Требования банка на сумму 6,9 млрд рублей суд включил в третью очередь реестра требований кредиторов "Ставрополь Авто". В августе 2020 года общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него была открыта процедура конкурсного производства.
В октябре текущего года сообщалось, что МИнБ выставил автозавод на продажу. Соответствующее объявление было размещено на сайте Avito, изначально в объявлении фигурировала сумма продажи - 4 млрд 989,3 млн рублей, но затем продавец удалил цену из объявления.
Строительство автозавода "Ставрополь Авто" началось в 2013 году при посредничестве МиНБа. Срок ввода предприятия неоднократно переносился, начиная с конца 2016 года. Вместе с переносом увеличивалась и его стоимость - с 9,5 млрд рублей до 12,6 млрд рублей. Изначально планировалось, что завод будет собирать китайские легковые Great Wall и итальянские малотоннажные Iveco.
В 2017 году на заводе начался выпуск внедорожников Great Wall Н3 и Н5 под брендом DW Hower. Всего, по данным СМИ, было собрано около 2,4 тыс. машинокомплектов, после чего проект DW Hower, который инициировала компания "Чайна Автомаркет", свернули из-за отсутствия дополнительного финансирования. Новых заказчиков у завода не появилось.
В апреле 2018 года министр энергетики, промышленности и связи Ставрополья Виталий Хоценко говорил, что предприятие фактически запущено вновь, и "уже изготовлены 1,35 тыс. автомобилей". Он отмечал, что завод мощностью 100 тыс. автомобилей в год будет выпускать порядка 20 моделей и модификаций автомобилей, добавив, что штатную численность его сотрудников планируется увеличить с 800 до 2 тыс. человек.
Как следует из данных аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", через совладельцев "Ставрополь Авто" компания была аффилирована с ООО АК "Дервейс", управляющим одноименным автозаводом в Черкесске.
ООО "АК "Ставрополь Авто" на 100% принадлежало ООО "Объединенная автомобильная компания". Тем, в свою очередь, на 100% владело ООО "Региональная земельная компания" (с сентября 2020 года признано банкротом), доли по 50% в которой принадлежали Ахмету Сугаипову и Мухадину Дереву. Последний в 2013 году напрямую владел 100% "Ставрополь Авто", впоследствии его доля в компании уменьшалась.
ООО АК "Дервейс" с начала 2000-х годов принадлежало Вячеславу Дереву (сенатор от Карачаево-Черкесии в 2011-2016 годах) и его брату Хаджи-Мурату Дереву (владел 44% компании по состоянию на 2014 год). При этом СМИ в 2013 году называли исполнительным директором автозавода "Дервейс" Мухадина Дерева.