Председатель Ассоциации педагогических колледжей РФ Михаил Лавров:

"Нужно рассмотреть вопрос о введении новых педагогических специальностей в колледжах"

Модернизация системы образования в РФ затронула все сферы педагогической деятельности, помогла изменить отношение к профессии, стала стимулом для разработки новых образовательных платформ, внедрения новых стандартов. На проходящем с 11 по 13 октября в Анапе Всероссийском форуме организаторов отдыха и оздоровления детей "Большие смыслы - 2022" более 2 тыс. педагогов, представителей родительского сообщества, органов власти обсудили проблемы и пути их решения в сфере просвещения.

Подробнее о ситуации в сфере среднего профессионального образования, новых программах и планах в интервью "Интерфаксу" рассказал кандидат педагогических наук, директор Ярославского педагогического колледжа, председатель Ассоциации педагогических колледжей РФ Михаил Лавров.

"Нужно рассмотреть вопрос о введении новых педагогических специальностей в колледжах"
фото менеджера по связям с общественностью Ярославского педагогического колледжа Кристины Поповой

- Михаил Евгеньевич, мы находимся на форуме организаторов детского отдыха во Всероссийском детском центре "Смена", а ведь студентов педагогических колледжей часто привлекают к работе воспитателями, вожатыми, тренерами в ходе летней оздоровительной компании. Как вы оцениваете компетентность и уровень подготовки студентов-старшекурсников?

- На мой взгляд, здесь речь не только о старшекурсниках, но обо всех студентах педагогических колледжей. Поскольку наши студенты уже со второго курса имеют ряд компетенций, позволяющих им работать в детских оздоровительных лагерях. Кроме того, сейчас есть обязательное требование к вожатым - они должны пройти специальный курс обучения по программе вожатого. Именно курс позволяет создать востребованные компетенции.

Но ведь в педагогических колледжах мы готовим не только учителей начальных классов, но и учителей физкультуры. Студенты-спортсмены, имеющие определенную квалификацию и право работать с детьми, становятся востребованными инструкторами по физической культуре в оздоровительных лагерях.

- Как, на ваш взгляд, меняется современный студент колледжа? Как вы оцениваете уровень подготовки абитуриентов? Чего не хватает системе современного педагогического образования?

- С 2018 года педагогические колледжи РФ имеют возможность участвовать в конкурсе на получение грантов, который организует министерство просвещения. Благодаря грантам большинство образовательных учреждений имеют оснащенные площадки, подготовка будущих педагогов и воспитателей идет в современных материально-технических условиях, с применением новых форм и методик обучения. Это касается и нашего колледжа, и колледжей в Казани, Перми, Забайкалье, Ярославле, Чите и многих других городах. Главное, чтобы у студентов было желание активно участвовать в процессе обучения. Но не могу не отметить, что наши выпускники являются вполне конкурентоспособными с выпускниками педагогических вузов.

- Насколько востребованы выпускники педагогически колледжей на рынке труда? Педагоги по каким предметам более востребованы в школах?

- Сегодня в любом субъекте РФ есть проблема с педагогическими кадрами. Но дело в том, что педагогические колледжи здесь не виноваты, т.к. круг специальностей, по которым мы готовим студентов, ограничен. Это преподаватели начальных классов, воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования учителя физкультуры. Мы не готовим учителей-предметников. Хотя раньше дефицит педагогических кадров выпускники колледжей закрывали, поскольку были такие специальности, как учитель русского языка, литературы, английского языка. На мой взгляд, на перспективу нужно рассмотреть вопросы о введении новых педагогических специальностей в колледжах. Мы к этому готовы, поскольку более 80% наших ребят идут работать по профессии, они очень востребованы.

- Какой процент выпускников колледжей продолжают обучение в вузах?

- Обучение в вузах продолжают порядка 30% выпускников ссузов. При этом, введение новых образовательных стандартов по педагогическим специальностям позволило нам концептуально изменить подходы к разработке программ по различным специальностям. Это позволило перекинуть так называемый мостик от среднего специального образования к высшему образованию. Так, выпускники колледжа по программе коррекционной педагогики идут на дефектологический факультет в вуз, где им засчитывают зачетные единицы по ряду предметов и сокращают образовательную программу. Поэтому в вузах надстраивают компетенции, необходимые при высшем образовании, которых недостает при среднем профессиональном образовании. И сегодня любой работодатель знает, что, если педагог закончил и коллеж, и вуз, он является первоклассным специалистом.

- Какие перспективы Вы видите в развитии среднего образования и насколько это важно сегодня?

- Безусловно, система образования напрямую зависит от квалифицированных кадров. Ведь сегодня ученику и родителю не важно, какой диплом имеет учитель. При этом педагог должен быть абсолютно грамотным, современным, замотивировать ребенка на познание. На мой взгляд, перспектива педагогического образования - это интеграция среднего профессионального образования с вузами. Кроме того, здесь необходимо подключение и иных социальных институтов, таких как Российская академия образования, институты, которые способствуют приобретению новых знаний учителем. Это не курсы повышения квалификации, а скорее самообразование, изучение различных обучающих платформ, методических пособий и разработок. Сегодня они есть в РФ, остается только транслировать и популяризировать данные информационные ресурсы для всех педагогов страны.